Складывать пятиместную матрешку.
Материал. Пятиместная матрешка, меньший предмет неразборный. Разница в высоте смежных предметов составляет не менее 2 см. Способ. Матрешка разбирается, все части перемешиваются, и ребенку предлагается собрать игрушку «как было». Задание повторяется 2-3 раза, при этом взаиморасположение частей разобранной матрешки меняется. Допустимая помощь: при первом выполнении задания допускается использование направляющих указаний относительно последовательного размещения меньшего предметов внутри большего. Оценка. Высокая: ребенок правильно и быстро собирает игрушку, ориентируясь «на глаз». Средняя: ребенок самостоятельно складывает игрушку, но иногда прибегает к практическому примериванию частей; либо он собирает матрешки по отдельности, но по указанию педагога «прячет» их в одну. Низкая: ребенок не может самостоятельно собрать всю игрушку, нуждается в направляющих указаниях педагога. ЧЕТВЕРТЫЙ УРОВЕНЬ – уровень свободного зрительного соотнесения отдельных свойств.
Показатель – зрительная ориентировка в новых ситуациях, требующих соотнесения пяти и более пар объектов по одному свойству: цвету, или форме, или величине.
Диагностические задания: 10) попарно объединять идентично окрашенные разнородные предметы 6 цветов, 11) попарно объединять объекты 6 разновидностей форм, используя наложение, 12) последовательно вкладывать друг в друга 6 предметов-вкладышей.
Попарно объединять идентично окрашенные разнородные предметы 6 цветов. Материал. Удлиненный лист бумаги, на котором наклеены в ряд на расстоянии 5 см друг от друга квадраты 6 цветов (5х5 см), треугольные вкладки тех же цветов – «крыши домиков».
Допустимая замена. Другой вид дидактического пособия, предусматривающий приложение парных объектов разной формы. Способ. Педагог обращает внимание ребенка на собранное пособие - «улицу» с разноцветными домиками. Затем перемешивает все крыши-треугольники и предлагает «починить домики», отыскать для каждого домика-квадрата крышу такого же цвета. Допустимая помощь: если ребенок раскладывает предметы неверно, педагог повторно демонстрирует образец действия. Оценка. Высокая: ребенок быстро, безошибочно, «на глаз» раскладывает предметы. Средняя: ребенок достигает требуемого результата, самостоятельно замечает и исправляет допущенные ошибки в ответ на замечание педагога о том, что «крыша должна быть такого же цвета, как домик». Низкая: ребенок нуждается в повторном объяснении задания, наводящих указаниях, при раскладывании предметов ориентируется на реакцию взрослого.
Попарно объединять объекты 6 разновидностей форм, используя наложение. Материал. Удлиненный лист белой бумаги, на котором наклеены в ряд на расстоянии 5 см друг от друга геометрические фигуры 6 разновидностей форм сходного размера и одинакового цвета (овал, полукруг, прямоугольник, трапеция, ромб, шестиугольник); белые картонные вкладки, соответствующие по форме и величине отверстиям; машинка. Допустимая замена. Вариант геометрической мозаики, включающий объекты указанных форм. Способ. Педагог показывает ребенку собранное пособие, обращает его внимание на то, что «мостик починили, он весь белый, никаких ямок не видно», и предлагает несколько раз провести по мостику машинку. После этого взрослый перемешивает вкладки и предлагает «починить мостик, закрыть каждую ямку вкладкой точно такой же формы». Допустимая помощь: демонстрация образца действия, сопровождаемая пояснениями о необходимости точного совмещения контуров фигур.
Оценка. Высокая: ребенок самостоятельно и быстро раскладывает предметы «на глаз», точно совмещает контуры накладываемой и изображенной фигуры. Средняя: ребенок достигает требуемого результата, правильно подбирая вкладки, но допускает неточности в совмещении контуров фигур, которые самостоятельно исправляет в ответ на замечание педагога о необходимости «закрыть ямки так, чтобы их совсем не было видно». Низкая: ребенок допускает ошибки в соотнесении формы объектов, не может выполнить задание самостоятельно, нуждается в наводящих указаниях, при размещении вкладок ориентируется на реакцию взрослого (провоцирует ее). Последовательно вкладывать друг в друга 6 предметов-вкладышей. Материал. Набор из 6 последовательно уменьшающихся стаканчиков-вкладышей с разницей в диаметре смежных предметов 1 см. Допустимая замена. Набор предметов-вкладышей другой формы. Способ. Педагог хаотично перемешивает предметы и предлагает ребенку сложить их. Задание повторяется 3-4 раза. Допустимая помощь: если ребенок действует способом практических проб, педагог обращается к нему с вопросом «а теперь какой стаканчик возьмешь», побуждая к зрительному выбору. Оценка. Высокая: ребенок быстро, безошибочно, «на глаз» складывает предметы. Средняя: ребенок складывает предметы преимущественно «на глаз», иногда ошибочно берет предмет смежной величины. Низкая: ребенок складывает предметы преимущественно на основе практического примеривания.
ПЯТЫЙ УРОВЕНЬ – уровень комбинированного соотнесения.
Показатель - осуществление одновременного учета двух свойств, группировка предметов по любому из свойств при абстрагировании от различий других свойств; соотнесение свойств пространственно отдаленных объектов.
Диагностические задания: 13) попарно объединять предметы с одновременным учетом их цвета и формы, 14) раскладывать предметы разной формы на две группы в соответствии с их цветом, 15) сопоставлять цвет предметов, находящихся на значительном расстоянии друг от друга.
Попарно объединять предметы с одновременным учетом их цвета и формы. Материал. Плоскостное дидактическое пособие «Спрячь зайку»: квадратные «домики» размером 6х6 см трех цветов (красный, оранжевый, желтый), при этом «домик» каждого цвета представлен в трех вариантах – с квадратным, треугольным и прямоугольным «окошком»; соответствующие вкладки (9 штук).
Допустимая замена. Другое дидактическое пособие, отвечающее тем же требованиям. Способ. Педагог показывает ребенку «домики с закрытыми окошками», подчеркивая, что теперь «лиса не заметит, где спрятались зайки». Затем перемешивает все вкладки и предлагает ребенку самому «спрятать зайчат»: подобрать вкладки «такой же формы и такого же цвета, как окошко». Допустимая помощь: педагог может подавать ребенку предметы по одному в хаотичном порядке. Оценка. Высокая: ребенок самостоятельно и быстро раскладывает предметы «на глаз», по предложению взрослого называет их цвет и форму. Средняя: ребенок правильно размещает все вкладки. Низкая: ребенок допускает ошибочное размещение вкладок, нуждается в направляющих указаниях взрослого, по ходу действия ориентируется на его реакцию.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|