Социальная ситуация развития младшего школьника (схема 1)
Стр 1 из 10Следующая ⇒ Психология младшего школьника Учебное пособие Педагогическое общество России Москва 2002 Рецензенты: д-р психол. наук, проф. М.В. Гамезо; канд. психол. наук, проф. В.Г. Степанов; д-р психол. наук, проф. А.Ф. Ануфриев.
В учебном пособии рассматриваются особенности психического развития ребенка в младшем школьном возрасте. Приводятся практические ситуации, ориентировочные ответы на них. Учебное пособие снабжено контрольными вопросами и психодиагностическими таблицами причин трудностей в обучении младших школьников. Указываются темы рефератов и литература. Учебный материал представлен в виде обобщенных и логических схематических моделей и краткого их описания. Пособие предназначено студентам дневного, вечернего и заочного отделений педагогических учебных заведений. Может быть использовано в системе повышения квалификации и профессионального самосовершенствования ПСИХИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ И ФОРМИРОВАНИЕ ЛИЧНОСТИ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА
При изучении конкретных вопросов темы следует иметь в виду:
а) развитие и формирование личности младшего школьника есть процесс социальный. Ребенок занимает социальную позицию школьника; б) развитие и формирование личности осуществляется в процессе активной деятельности самого школьника; в) с поступлением ребенка в школу учение становится ведущим видом деятельности, которое в отличие от игры носит обязательный, целенаправленный, общественно значимый систематизированный характер; г) деятельность младшего школьника по отношению к его среде всегда является опосредованной отношениями со взрослыми и сверстниками.
Весь материал учебного пособия представлен в виде обобщенных схематических моделей и краткого их описания. Схематические логические модели построены в соответствии с программой курса «Возрастная психология». Применение метода моделирования учебного материала повышает эффективность обучения и развития мыслительных операций. Моделирование требует материализации абстрактных понятий, рефлексии собственных учебных действий, выделения существенного и обобщения изучаемого материала.
Итогом освоения учебного материала данного пособия должны быть ответы на вопросы и выполненные практические задания и тесты, которые даны в конце пособия.
В младшем школьном возрасте происходит равномерное физическое развитие, вплоть до подросткового возраста. Продолжается рост и созревание костей скелета, хотя скорость этих процессов различна у разных детей. Растут мышцы «сильные» и «ловкие» (по образному выражению П.Ф. Лесгафта) — увеличиваются физическая сила, выносливость и ловкость как у мальчиков, так и у девочек. Более эффективно функционируют лобные доли головного мозга, управляющие процессами мышления и другими психическими процессами. Эти изменения позволяют ребенку включаться во все более сложную, требующую высокой координации движений деятельность. Моторная деятельность в этот период интенсивно развивается. Важным фактором физического развития ребенка является здоровье, которое позволяет детям более активно заниматься физической (физкультура, труд) и умственной деятельностью. Выключенные из двигательной активности ребенка 4—5 часов на умственные занятия должны компенсироваться специально организованными физическими упражнениями. Социальная ситуация развития младшего школьника (схема 1) Как только ребенок пришел в класс, он уже школьник; он занимает новую социальную позицию.
Ведущей деятельностью младшего школьника становится учение, существенно изменяющие мотивы его поведения, открывающее новые источники развития его познавательных и нравственных сил. Он постепенно включается в трудовую деятельность. Игра, хотя и продолжает занимать важное место, тем не менее теряет свою главенствующую роль в развитии личности. В зависимости от полноты прохождения дошкольного периода детства и своевременности начала обучения в школе могут быть фазы кризиса у детей 6—7 лет (схема 2). Большинство детей психически подготовлены к школе, и они идут в нее с радостью. Эта внутренняя позиция ребенка помогает ему быстро принять требования учителя, касающиеся правил поведения в классе, норм отношения с товарищами, распорядка дня (схема 3). Большинство учащихся адаптируется быстро, но есть дети «группы риска», испытывающие трудности в обучении. В приложении 1 даются психодиагностические таблицы (по С.В. Вахрушеву, научный руководитель проф. А.Ф. Ануфриев).
Схема 2 ФАЗЫ КРИЗИСА У ДЕТЕЙ 6—7 ЛЕТ
ОСНОВНЫЕ ПРИЧИНЫ ТРУДНОСТЕЙ В ОБУЧЕНИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
1. Ребенок плохо учится. 5. «Хроническая неуспешность». 2. Ребенок ленится. 3. Ребенок рассеян. 4. Ребенок неуправляем. 6. «Уход от деятельности». 7. Развитие ребенка по «игровому типу». 8. Развитие ребенка по типу негативистической демонстративности. Схема 3 ТРУДНОСТИ АДАПТАЦИИ (обычно 4—7 недель) 1. Усвоение правил школьного режима: •О- «обязанности» школьника; •v- своевременность прихода на занятия; •v- соблюдение школьного режима; •ф- выполнение домашнего задания. 2. Усвоение правил взаимоотношений со сверстниками: $• недостаточное развитие общения и способности взаи- модействия с другими детьми. 3. Усвоение правил взаимоотношений с учителем (взрослым): 4- неправильное восприятие ситуации урока, непонимание учителя, его профессиональной роли. 4. Усвоение правил взаимоотношений детей с родителями: •О- «личностное» пространство в семье; •v- отношения с братьями и сестрами; •v* стиль родительского поведе- ния и взаимоотношения с ребенком. 5. Специфическое отношение ребенка к самому себе, к своим способностям, к своей деятельности, ее результатам: •О- высокая самооценка вызывает неправильную реакцию на замечания учителя. В результате: «Школа плохая», «Учитель злой» и т.д. Трудности могут быть и у учащихся с «избыточной» педагогической готовностью. Это сильные учащиеся. Они хорошо считают, читают, пишут. Быстро выполняют задание. Но все чаще начинают отвлекаться, так как им трудно следить за сбивчивыми ответами других учащихся. У них обычно низкая волевая готовность. Без дела скучают, «отбывая» время. Без внимания учителя — выпадают из учебного процесса. Период адаптации сокращается, если ребенок хорошо подготовлен к школе, а школа готова учить, развивать, любить разных детей; принимать и понимать их такими, какие они есть, и помогать их личному росту. Важно, чтобы в такой школе учитель договаривался о нормах сотрудничества (приложение 2).
Важно обеспечить каждому ученику условия для его развития как самоизменяющемуся субъекту. Быть таким субъектом — значит иметь потребность в самоизменении и быть способным удовлетворять ее посредством учения, т.е. хотеть, любить и уметь учиться. В период обучения в начальной школе происходит освоение ребенком новых социальных ролей: школьника-«отлични-ка», «троечника», «лентяя», члена общественной организации и др. (схема 4). С течением времени учебная нагрузка возрастает, но, если от ученика требуется познавательная самостоятельность, а он не видит реальных успехов своей работы, не научился преодолевать трудности, его отношение к учебе может измениться в худшую сторону. Для того чтобы этого не произошло, необходимо развивать познавательные интересы к учебному материалу. А развитие этих интересов зависит от формирования у учащихся учебной деятельности как таковой. ЗАДАЧА 1. Ребенок, придя в школу, попадает в более трудные для него условия. Он сразу же лишается привычного стиля общения со взрослыми. Теперь взрослый ПРОТИВОСТОИТ ВСЕМ его порывам, не соответствующим задачам урока. Через какую деятельность могут быть реализованы потребности ребенка на признание? ОТВЕТ. Все успехи, кроме учебных, создающие статус ребенка в глазах других и его собственных, уже не имеют такого значения, как школьная оценка. Притязания на признание в условиях школы реализуются лишь через успеваемость. Дети ориентируются на оценочные отношения взрослых через призму конкретной учебной деятельности. ЗАДАЧА 2. Исследования показали, что успехи ученика в школе во многом определяются отношением его родителей к познанию и профессиональной деятельности учителя. Какой должна быть общая стратегия поведения родителей в целях помощи детям для их более успешного обучения? ОТВЕТ. Родители должны: 1. Установить отношения с детьми, характеризующиеся большой теплотой, заботой и любовью. 2. Знать реальные возможности своих детей и вселять в них веру, что они обязательно преуспеют в учебе и карьере. 3. Вселяя уверенность, поощрять детей к выполнению школьных заданий и дополнительных задач. 4. Контроль должен быть не авторитарным, а скорее авторитетным при ощущении родительского внимания. 5. Постоянно общаясь с детьми, внимательно их выслушивать. Подавать пример доброжелательного общения.
6. Поддерживать интерес детей к познанию, обсуждать вместе прочитанные книги, показывая пример собственного интереса к знаниям и умениям. ЗАДАЧА 3. Во вторых классах школы проводился эксперимент. Ученики должны были дома изготовить коробочки. Причем изготовленные коробочки ученики группы «А» должны были отдать в руки учителя; группы «Б» — старосте; группы «В» — просто сложить в общий ящик. Будет ли одинаковый процент выполненных работ в разных классах?
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|