Эмоции и чувства младшего школьника
В условиях учебной, трудовой, игровой деятельности изменяется так же и общий характер эмоций. На протяжении младшего школьного возраста, как правило, наблюдается увеличение сдержанности и осознанности в проявлении эмоций, повышение устойчивости эмоциональных состояний. Восприятие, понимание чувств связаны с поддержанием взрослыми и сверстниками в выражении чувств. Доброжелательный стиль общения передается и ученику.
В целом общее настроение младшего школьника обычно жизнерадостное, бодрое, светлое. Жизнерадостность и непосредственность учащихся дает возможность учителю быстро выявить индивидуальные особенности чувств и соответственно на них реагировать. Эмоционально стабильные ученики обычно положительно относятся к учебе, тогда как при отрицательном отношении у детей наблюдаются тревожность, несдержанность, повышенная чувствительность. С их стороны возможны аффективные состояния, проявляющиеся в грубости, вспыльчивости, эмоциональной неустойчивости.
Если в начальных классах наблюдаются частая несдержанность чувств, импульсивность, то с возрастом это постепенно проходит. Всё более осознанными становятся чувства: нравственные, интеллектуальные, эстетические (схема 28, см. с. 55). Развитие нравственных чувств Развитие нравственных чувств в младшем школьном возрасте отображено на схеме 29 Осознанность, и действительность нравственных чувств, проявляются и формируются в поступках. Под влиянием учителя в совместной учебной, трудовой и игровой деятельности у учащихся появляется способность к сопереживанию. Учитель вызывает у ребенка жалость, сочувствие, симпатию, побуждает его к соответствующему поступку, приобретению им нравственного опыта.
Схема 29
Учитель Появляется способность к сопереживанию Коллектив Поведение Нравственный опыт ЗАДАЧА 44. Студенты, которые помогали поднять упавшую вещь, чувствуют себя лучше из-за того, что оказали помощь. С детьми этого не происходит. Дайте психологическое обоснование того, что у детей иные ощущения. ОТВЕТ. Дети не получают такого удовольствия, как взрослые, от оказания помощи. Дети должны учиться сопереживать другому человеку. Должны учиться видеть окружающее с точки зрения другого человека. Происходит это постепенно. С увеличением возраста альтруизм возрастает — обычно к подростковому возрасту. Больше начинают оказывать помощь другим люди счастливые и в хорошем настроении. «Хорошее настроение — хорошие поступки». При словесном одобрении поступков детей их альтруизм возрастает.
Интеллектуальные чувства (схема 30) Младший школьник стремится узнать, что было, где, когда и как, его больше интересуют сами факты, чем причины. При правильной организации обучения интеллектуальные чувства становятся для учащихся потребностью. Схема 30
Как потребность при правильной организации обучения при чувстве удовольствия Познавательные интересы Эстетические чувства Эстетические чувства (схема 31) проявляются в разнообразных формах. Источник — произведения искусства: литература, живопись, музыка и др., окружающая действительность. «Детская душа в одинаковой мере чувствительна к родному слову и к красоте природы, и к музыкальной мелодии...» (В.А. Сухомлинский). Схема 31 ЭСТЕТИЧЕСКИЕ ЧУВСТВА Учитель руководит подчеркивает эстетическую сторону предметов, явлений активизирует практическую деятельность ребенка (живопись, музыка и др.) Воспитывает потребность в красивом
Эстетическое отношение Оказывает влияние на весь строй духовной жизни ребенка, его взаимоотношения в коллективе
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|