Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Особенности личности младшего школьника




С поступлением в школу изменяется весь строй личнос­ти ребенка, меняется его режим, складываются новые отно­шения с окружающими людьми, прежде всего с учителем.

Схема 32 ОСНОВНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ЛИЧНОСТИ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА

Основные особенности личности младшего школьника пред­ставлены на схеме 32. Направленность личности младшего школьника выражается в его потребностях и мотивах (схе­ма 33, см. с. 60). В учебной деятельности у младшего школь­ника осуществляется самопознание. Результаты учебы оце­ниваются окружающими и поэтому определяют положение школьника среди них, от чего зависят его самочувствие и психологический комфорт. Теперь уже в учебной деятель­ности ребенок познает себя, у него складываются представ­ления о себе, самооценка (схема 34, см. с. 62).

Доверие к учителю. Послушание В процессе учения в повседневном поведении
Большая подража­тельность Может иметь положительный эффект в формировании личности, в усвоении учебного материала Может иметь отрицательный эффект Поверхностность восприятия явлений
О каких-либо слож­ностях и трудностях не задумываются Старается быть ближе к тому, что за­интересовало Игровое отношение к познанию позво­ляет легко овладеть новым опытом, приобщиться к жизни взрослых
Большая впечатли­тельность (во влас­ти яркого факта или образа) Старается быть ближе к тому, что за­интересовало. При возможности берет в руки, внима­тельно рассматривает. Но стремления проникнуть в сущность явления, вскрыть его причину замет­но не проявляется. Затрудняется выделять главное. Легче — дословное воспроизведение
Повышенная реак­тивность, готовность к действию На уроке реализуется: быстро поднимает руку; нетерпеливо выслушивает; стремится ответить

Слайд 33

ПОТРЕБНОСТИ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА

ИМЕЮЩИЕСЯ ПОТРЕБНОСТИ С ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА РАЗВИВАЮЩИЕСЯ ПОТРЕБНОСТИ
В игровой деятельности (ис­пользовать игру как средство организации и учебной дея­тельности) В движениях (предоставлять возможность больше двигать­ся) Во внешних впечатлениях (активизировать учебную дея­тельность на основе имеюще­гося у детей чувства новиз­ны) Точно выполнять требования учителя Успешно овладевать новыми знаниями, навыками, умени­ями В хорошей отметке, в одобре­нии взрослых Быть лучшим, любимым уче­ником В общении с учителем, с то­варищами
При развитии потребностей младшего школьника учитывать тенденции их изменения в процессе воздействия учителя и коллектива сверстников  
По содержанию По направленности По осознанности
материальные для себя — неосознаваемые — духовные для близких осознаваемые
Требования учителя —» требования взрослых — > требования кол­лектива сверстников
Потребность в самооценке

От характера самооценки зависит и отношение младшего школьника к самому себе. Формирование и корректирование самооцен­ки представлено на схеме 35 (см. с. 63).

Воспитывая у учащихся здоровую самооценку, учитель вос­питывает у них умение учиться. Здоровая самооценка — это:

спокойная уверенность в себе (без самолюбования);

спокойная самокритичность (без самоедства).

Самооценка младшего школьника вырабатывается на осно­ве критерия оценивания учебных работ.

Схема 34

САМООЦЕНКА

ПРЕДСТАВЛЕНИЕ О СЕБЕ МЛАДШИЙ ШКОЛЬНИК ОТНОШЕНИЕ

Относительно адекватное и устойчивое

Умеет анализировать свои поступки

Больше ориентиро­ваны на знание о се­бе, чем на оценку взрослых

Быстро учится навы­кам самоконтроля

Неадекватное и неустойчивое

Затрудняется видеть в себе существенные качества, анализиро­вать свои поступки

Число осознаваемых качеств относитель­но невелико

Необходимо руковод­ство по формирова­нию навыков само­контроля

Связано с оценками других

Не стремится загля­нуть в свой внут­ренний мир

Представление о се­бе неустойчивое. Са­мооценка неадекват­ная

В практической де­ятельности с трудом ориентируется на свои возможности

Формируется

в оценке деятельности самим ребенком

в общении с другими людьми

На развитие самопознания оказывает влияние школьная оценка успеваемости

Самооценка младшего школьника очень чувствительна к учительским оценкам. Поэтому учитель должен учитывать, чтоконкретная самооценка ученика развивается на фун­даменте положительной общей самооценки (базисное принятие ученика);

конкретная самооценка должна быть адекватной, осо­знанной, дифференцированной.

В развитии самооценки младшего школьника большую роль играет становление его рефлективных действий. Он должен уметь обращаться к основаниям своих и чужих дей­ствий, знанию о собственном знании и незнании, о собствен­ных возможностях и ограничениях.

62

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...