Что проявляется в этих вопросах учащихся?
О чем может говорить отсутствие вопросов учащихся? ОТВЕТ. Эти вопросы говорят о том, что Витя и Вова начинают самостоятельно учиться у учителя. Отсутствие вопросов у учащихся может свидетельствовать или о полном понимании задания учителя, или о том, что ученик не может адекватно выразить собственные затруднения для учителя. То, что ученик в начальный период обучения в школе не видит еще необходимости в помощи извне, говорит о его значительных трудностях. ЗАДАЧА 17. В начальной школе должна быть сформирована учебная деятельность учащихся. Что значит сформирована учебная деятельность? ОТВЕТ. Научить учиться — это значит научить ребенка «учить себя»: — уметь принимать учебную задачу; — находить способы ее решения; — отбирать нужные средства; — контролировать свои шаги; —самому оценивать полученные результаты. Всему этому отвечает теория Д.Б. Эльконина — В.В. Давыдова. Не нужно детям учение как развлечение. В учебном труде детей интересует не столько внешняя привлекательность, сколько процесс самостоятельного поиска момента истины. Мотивы учения младших школьников (схема 6) Для ребенка, пришедшего в школу, наиболее значимым являются такие социальные мотивы, как мотивы самосовершенствования (быть культурным, развитым) и мотивы самоопределения (после школы продолжить учиться, хорошо работать). Ребенок осознает общественную значимость учения, и это создает личную готовность к учению в школе. Эти мотивы являются результатом социальных влияний (детский сад, семья). Ребенок понимает общественную значимость учения, то, что знания ему нужны для будущего, и он хочет быть умным, культурным, развитым.
В первые дни пребывания в школе такая обстановка определяет положительное отношение детей к деятельности и создает благоприятные условия для начала обучения. Но младший школьник по преимуществу живет сегодняшним днем. В связи с этим большое значение приобретает в учебном процессе постановка ближних и дальних целей. Тем более, что первоначально мотивы долга и ответственности школьником не осознаются, хотя все требования и задания учителя, как правило, выполняются. Учителю необходимо формировать ответственное отношение к учению, которое должно проявляться в умении школьника сознательно подчинять свои действия более важным целям и задачам. Из узколичных мотивов могут быть мотивы благополучия (получить хорошую оценку любой ценой, похвалу учителя и родителей). и мотивы престижные (выделиться среди товарищей, занять определенное положение в классе). Большое место в мотивации учения занимает отметка. Но ученики 1-го класса еще не понимают ее социального смысла. И лишь переживание ими положительных или отрицательных эмоций при получении хорошей или плохой отметки стимулирует учеников к работе. Большинство детей обычно считают, что заслуживают более высокой оценки, а учителя ее занижают. Бывает, что ребенок настолько привыкает к своим неудачам, что теряет веру в свои силы. Учителю необходимо внимательно следить за тем, какой смысл для каждого ребенка имеет полученная отметка. Безотметочное обучение снижает тревожность учащихся, повышает уровень их учебно-познавательных мотивов (схема 7). Учебно-познавательные мотивы (схема 8, см. с. 24) заложены в самой учебной деятельности и связаны с содержанием и процессом учения, с овладением способами учебной деятельности. Развитие учебно-познавательных мотивов младшего школьника зависит от уровня познавательных потребностей, с которыми ребенок пришел в школу. Познавательная потребность рождается из потребности во внешних впечатлениях и потребности в активности и начинает проявляться рано, в первые дни жизни ребенка.
Схема 7 Отметка — мотивация учения Многие первоклассники не понимают смысла отметки Большинство детей считают: «Они заслуживают более высокой». Другие: «П ривыкая к своим не удачам, теряют веру в свои силы отметки. Учителя их занижают» «Любимчики»? Смысл отметки? Обучение без отметок Снижает тревожность Повышает уровень учебно-познавательных мотивов
-
В школе для формирования внутренней мотивации познавательных интересов необходимы соответствующее содержание и организация учебного процесса: объект усвоения теоретического понятия; раскрытие условий происхождения понятий; результат усвоения — формирование учебной деятельности. При сформированной внутренней мотивации познавательных интересов ученик преодолевает трудности учебного процесса и проявляет интеллектуальную активность. Подлинно познавательные интересы, по мнению В.В. Давыдова, обнаруживаются в том случае, когда ребенок стремится получить не просто тот или иной конкретный, по своей сути, частный результат, а найти общий способ получения всех результатов данного типа. Поддержка желания учащихся понять существенные связи повышает и их желание учиться. В развитии мотивации учения младшего школьника необходимо использовать и мотивы, связанные с процессом учения. Интерес к процессу учения первоначально имеет элементарные проявления (ребенок любит читать, рисовать...); затем этот же интерес проявляется в желании самому решать какую- либо задачу, придумывать для себя новое задание. По содержанию этот интерес может быть направлен как на конкретные факты, так и на теоретическое содержание знания. Очень важно приобщить ребенка к познанию сути явления, скрытых свойств, закономерностей, скрытых понятий. И научить его испытывать удовлетворение от самого процесса, анализа вещей и их происхождения. ЗАДАЧА 18. Почему мотив высокой оценки более значим для младшего школьника, чем широкие социальные мотивы учения — долг, ответственность, необходимость получения образования и т.п.?
ОТВЕТ. Понятие долга для младшего школьника еще во многом понятие абстрактное. Это далекая перспектива, как, например, поступление в высшее учебное заведение. А вот отметка, похвала — реальное. Чтобы получить высокую отметку, ученик готов немедленно сесть заниматься и старательно выполнить задание. ЗАДАЧА 19. Известно, что младшие школьники получают удовольствие от процесса самой игры, а старшие — не только от процесса игры, но и от результата, т.е. выигрыша. В играх по правилам выигрывает тот, кто лучше освоил игру. Дети стремятся отработать отдельные действия (прыгать, бросать и т.п.). Развивается мотивация достижения.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|