Игровая деятельность младшего школьника
Игровая деятельность младшего школьника представлена в обобщенном виде на схеме 11. Речевая деятельность младшего школьника У первоклассника высказывания, как правило, непосредственны. Часто его речь — это речь-повторение, речь-называние; преобладает сжатая непроизвольная, реактивная (диалогическая) речь. Школьный курс способствует формированию произвольной, развернутой речи, учит ее планировать. На занятиях учитель ставит перед учащимися задачу научиться давать полные и развернутые ответы на вопрос, рассказывать по определенному плану, не повторяться, говорить правильно, законченными предложениями, связно пересказывать относительно большой по объему материал. Передача целых рассказов, вывод и формулировка правил строится как монолог. Овладение речью идет по разным линиям: развитие звукоритмической ийтонационной стороны речи, овладение грамматическим строем, развитие лексики, все большее осознание учащимися собственной речевой деятельности. К концу младшего школьного возраста учащиеся должны овладеть произвольной, активной, коммуникативной, монологической и диалогической речью. Развитие психических процессов младшего школьника По мере формирования учебной деятельности как ведущей, включения в трудовую и другие деятельности у младших школьников происходит развитие их психики. Основные пси- Схема 11 ИГРОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА РОЛЕВЫЕ ИГРЫ ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ Изменяются цели, виды, содержания и условия организации игр. Самодеятельность Творчество Романтика Сюжетные Предметные Соревновательные Игровая задача Игровые мотивы Учебное решение задачи
Новые знания Развитие познавательных интересов Может быть сдвиг игровых мотивов на познавательные. Развивают: Физические качества Психические процессы и свойства личности: воля; смелость; сила; ловкость; сообразительность; товарищество Соревновательность Положительные эмоции. РУКОВОДСТВО! Игровая деятельность - Используется как средство организации и облегчения учебной и трудовой деятельности детей. - Элементы игры вносятся в процесс обучения: положительные эмоции; активизацию учащихся. - Задания игрового характера при трудовой деятельности активизируют ее, стимулируют интерес к ней. Игра способствует формированию всех сторон психической жизни младшего школьника. Психологические новообразования в младшем школьном возрасте (схема 12): произвольность, внутренний план действия и рефлексия. Схема 12 ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ НОВООБРАЗОВАНИЯ В МЛАДШЕМ ШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ По мере формирования учебной деятельности возникают и развиваются новые качества психики Произвольность как особое качество психических процессов Способность к планированию и выполнению действий во внутреннем плане Рефлексия — способность анализировать свои суждения и поступки с точки зрения их соответствия замыслу и условиям деятельности Сформированность этих качеств и способностей психики достигает уровня развития, необходимого для дальнейшего обучения в средней школе ЗАДАЧА 29. В связи с развитием учебной деятельности у младшего школьника формируется внутренний план действий. Снимает ли это необходимость во внешних «опорах» деятельности? ОТВЕТ. Нет, не снимает. Надо понимать и учитывать, что сам школьник не ориентируется еще на сущности учебного процесса, смысле социальных задач и отношений между людьми. Основные усилия ребенка — это соблюдение правил безличных форм. Младший школьник во что бы то ни стало соблюдает конкретные и частные операциональные эталоны, правила, школьные нормы.
ЗАДАЧА 30. В младшем школьном возрасте как новообразование интенсивно развивается рефлексия. Как это изменяет взгляд детей на окружающий мир? ОТВЕТ. Развитие рефлексии заставляет младших школьников не просто принимать на веру все то, что они в готовом виде получают от взрослых, но и вырабатывать свои собственные взгляды, собственные мнения. Это осознание своего личного отношения к миру и другим только начинается, оно в основном, затрагивает учебную деятельность как более значимую. Внимание Младший школьник не может еще управлять своим вниманием и часто оказывается во власти внешних впечатлений. У него преобладает непроизвольное внимание. Это приводит к тому, что учащийся все свое внимание обычно обращает на отдельные бросающиеся в глаза предметы, их признаки. Часто учащиеся не могут сосредоточить свое внимание на чем-либо из-за недостаточного развития мышления. Поэтому развитие мышления и интереса у младшего школьника приводит к развитию его внимания, формируется внимательность как свойство личности. Развитие произвольного внимания происходит при реализации цели деятельности, которую вначале ставит взрослый и лишь потом сам ученик. С развитием внимания развивается умение самоконтроля. Развивается ответственность за свои знания, что также способствует развитию личности младшего школьника. Произвольное внимание развивается вместе с развитием его свойств (схема 13). Сосредоточенность и устойчивость внимания младшего школьника развиваются в работе, требующей большой умственной и двигательной активности. Это происходит тогда, когда: - учащийся занят умственной деятельностью (реализация анализа, сравнение, выделение существенного, классификация предметов и других видов мыслительных операций); изучаемый материал доступен пониманию учащихся; изучаемый материал вызывает сильные переживания; изучаемый материал интересен учащимся и соответствует их потребностям; Схема 13 ВНИМАНИЕ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА
Мышления Интереса
Сосредоточенность на понятном Увлечение деятельностью Внимательность от выполнения целей, которые ставит сам ученик; ставит взрослый контроли- рует их выполнение целям Развитие ответственности за усвоение знаний Внимательность
когда учащиеся включены в творческую деятельность. ЗАДАЧА 31. Часто можно слышать от родителей, что их ребенок невнимательный, поэтому и плохо учится. Или «Он не слушает на уроках, балуется. Поэтому плохо учится». Он не желает делать уроки. Дайте психологическую оценку этим суждениям родителей. ОТВЕТ. В данном случае причина и следствие родители поменяли местами. Не от невнимательности ребенок плохо учится, а, наоборот, от плохой учебы, непонимания учебного материала ребенок невнимателен. У него возникли проблемы, какие-то препятствия в усвоении учебного материала. Он не понимает усваиваемый материал, поэтому ему неинтересно, и, как следствие, отвлекается. ЗАДАЧА 32. Учителя и родители часто считают, что причиной плохой успеваемости ребенка являются невнимательность, лень, нежелание делать уроки.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|