Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Средства фиксации знания отражаются




схемой, словом-термином

способом умственной деятель­ности и различными символо-знаковыми системами

Теоретическое мышление характеризуется рядом взаимо­связанных компонентов:

1) рефлексия — осмысливание ребенком собственных действий и их соответствие условиям задачи;

2) анализ содержания задачи с целью выделения всеоб­щего способа её решения, который затем переносится на целый класс подобных задач;

3) внутренний план действий, обеспечивающий их пла­нирование и выполнением «в уме».

Усвоение знаний на основе эмпирического мышления осуществляется посредством сравнения внешних сходных, общих признаков предметов и явлений окружающего мира, важных для последующей классификации и распознания. Эмпирическое решение задач некоторого класса происходит применительно к каждой задаче в отдельности и при посте­пенном выделении одинакового приема их решения путем «поисков и ошибрк».

Исследования психологов показали, что при создании оп­ределенных условий младшие школьники могут успешно ус­ваивать теоретический материал по математике, русскому языку и другим учебным предметам.

ЗАДАЧА 39. В одной из методик по исследованию мыш­ления давали учащимся решать основную задачу. Например, на доказательство теоремы. А затем на разных этапах ее ре­шения вводили вспомогательную — значительно менее трудную и содержащую в себе подсказку решения основ­ной задачи.

Кто из сильных или слабых учащихся раньше восполь­зуется интеллектуальной подсказкой?

ОТВЕТ. Поначалу никто не был способен воспользовать­ся этой интеллектуальной помощью. Даже если подсказка почти очевидная.

Ученики могли, усердно думая, принять и «освоить» подсказку по мере анализа основной задачи. Принимать стали помощь, прежде всего, учащиеся сильные и то по мере продвинутости в решении основной задачи. «Слабо­му» помощь объективно нужна больше, но грамотно обра­титься за ней и с умом принять ее способен лишь «силь­ный». По этой же причине в начальной школе лучше учат­ся дети инициативные, которые самостоятельно обращают­ся к учителю за помощью.

Чтобы осмысленно принять учебную помощь учителя (обратиться за ней), необходимо пройти определенный путь развития. В подобной осмысленности — ростки субъекта учебной деятельности, который сформируется позднее — на этапе перехода в среднюю школу.

ЗАДАЧА 40. Иногда с поступлением в школу у ребенка познавательная инициатива постепенно исчезает.

В чем могут быть причины этого?

ОТВЕТ. Однозначность готовых и «правильных» отве­тов на вопросы в начальной школе, которые дают учите­ля, часто губит познавательную активность и мышление учащихся.

Причиной могут быть и сложившиеся формы мышления у учителей. Учитель с конвергентным мышлением может развить такое же мышление и у учащихся, а учитель с ди­вергентным «творческим» мышлением сможет развить это мышление у детей.

ЗАДАЧА 41. Знания могут быть:

ОПИСАТЕЛЬНЫЕ

Как результат непосредственно чувственного познания и прак­тической деятельности Как результат эмпирического ис­следования

Они могут быть:

точными, неточными;

полными, неполными;

разной обобщенности и т.д.

Усвоить понятие на уровне опи­сания — это дать определение, выделить внешние признаки

ОБЪЯСНИТЕЛЬНЫЕ

Основаны на предположении (системе гипотез). Такие зна­ния лежат в основе разных на­учных теорий

Знания позволяют объяснить, теоретически обобщить, а по­том и предсказать различные явления

Усвоить понятие на уровне объ­яснения — это значит, опреде­лению дать содержательный ана­лиз и связать его с другими яв­лениями

В школе часто в учебной деятельности заложены пред­посылки для развития преимущественно репродуктивных форм мыслительной деятельности — «мышление по алго­ритму». И мало аспектов учения, где необходима логика на­учного познания.

Почему уже в начальной школе должны преобладать знания объяснительные?

ОТВЕТ. Объяснительные знания побуждают учащихся выдвигать альтернативные гипотезы в результате активно­го поиска таких объяснений, верность которых нельзя про­верить путем прямого наблюдения. Неумение выдвигать ги­потезы вызовет трудности овладения знаниями в старших классах в связи с тем, что возрастает объем теоретических, объяснительных знаний. Такие знания для верного понима­ния и усвоения требуют иных способов ориентировки, ана­лиза.

При объяснении учитель должен ориентировать учащих­ся на вопросы типа: «Что объясняется?» и «Как и с помо­щью каких предположений (гипотез) объясняется?».

ЗАДАЧА 42. Ребенок знает о противоречиях, но еще их не осознает. Он стихийно преобразует всякое противоречие в единство, получая тем самым новое качество. Например, если спросить ребенка, что является одновременно живым и неживым. Для нас это чепуха, такого не бывает. Ребенок может выдать много вариантов: «Волк в мультфильме», «Яб­локо, упавшее с дерева».

Традиционная школа дает строгое определение всякому предмету, явлению:

— так и только так будет правильно;

— эту задачу следует решать вот таким способом;

— это историческое событие следует трактовать таким объективным способом;

— данный художественный образ выражает такой-то объ­ективный смысл.

Как же будет действовать ученик после такого обу­чения в нестандартной ситуации?

ОТВЕТ. Если ученик попадает в нестандартную ситуа­цию, то он начинает страшно теряться, «комплексовать».

Чтобы этого не происходило, ученика надо обучать на диалектической основе. Само понятие «диалектика» ввел еще Сократ, обозначив им искусство владения эффектив­ным спором.

Психологи убеждаются, что у детей есть некоторые врож­денные механизмы познания действительности и чуть ли не важнейший из них основан на диалектических преобразо­ваниях.

С освоением человеком диалектического метода познания появляется надежда на открытие им совершенно новой истины и на удачный выход из любой проблемной ситуации.

ЗАДАЧА 43. Демонстрируется учебный фильм: «Причи­ны неполадок в автомобиле» (автор Е.А. Чудаков). В этом фильме анализ неполадок включен в сюжет: «Соревнова­тельный пробег».

Дайте психологический анализ правильности выбора сюжета для учебного фильма с точки зрения осознанно­сти восприятия.

ОТВЕТ. В этом фильме учащиеся заинтересовались со­ревновательным пробегом. А само содержание неполадок прошло мимо их сознания.

Если побочные элементы иллюстрации вызывают боль­ший интерес, чем ее основное содержание, то она не вы­полняет своей функции конкретизации явления.

Воображение

Основные направления в развитии младшего школьника — это переход ко все более правильному и полному отражению действительности на основе соответствующих знаний. От 1 ко 2-му классу реализм детского воображения увеличивается. Это обусловливает увеличение запаса знаний и развитие критичес­кого мышления.

Развитие воображения младшего школьника, которое долж­но осуществляться под руководством учителя, идет в следую­щем направлении см. схему 27 на с.55.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...