Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Какое это имеет значение для освоения младшими школьниками учебной деятельности?




ОТВЕТ. В учебной деятельности школьник получает одобрение за выполненное задание, т.е. за результат. Его результативные действия одобряют и учитель, и сверст­ники.

Игровая мотивация на достижение результата посте­пенно уступает место учебной, при которой действия вы­полняются ради знаний, умений.

Постоянно будут развиваться учебно-познавательные мо­тивы, в основе которых лежит познавательная потребность и потребность в саморазвитии.

ЗАДАЧА 20. Первоклассникам был задан вопрос: «Что самое ценное, значимое в школьной жизни? Что нравится в школе?» Были получены результаты.

Отличники ценят учебное содержание и школьные пра­вила:

—«нравится русский язык, там интересно»;

—«нравятся уроки»;

—«надо, чтобы все были хорошие».

Троечники и неуспевающие отвечали иначе:

—«нравится, что играем»;

—«нравится, что в школе бывают выходные».

Есть ли различия в области познавательных интересов?

ОТВЕТ. Глубокий интерес к изучению какого-либо пред­мета в начальной школе встречается редко.

Хорошо успевающих детей привлекают разные учебные предметы, их содержание.

Характерна ситуативность. На разных уроках при изучении разного материала наблюдают­ся всплески интереса, подъемы интеллектуальной активно­сти.

ЗАДАЧА 21. Ваня, ученик 1-го класса, придя домой, рас­сказывает маме, что было интересно. Он с радостью гово­рит маме, что узнал, понял чему научился.

О развитии какой мотивации учения Вани можно пред­положить?

ОТВЕТ. В этой ситуации можно говорить, что у Вани развивается учебно-познавательная мотивация, адекватная структуре учебной деятельности. Среди первоклассников еще мало детей, имеющих учебно-познавательные мо­тивы.

ЗАДАЧА 22. Мама всегда встречала сына Колю, учени­ка 1-го класса, с радостью, расспрашивая, что было инте­ресного в школе. Сегодня сын назвал прошедшие физкуль­турные занятия, тогда как в прошлые дни он называл пе­ние.

Найти психологический анализ мотивации учения Коли.

ОТВЕТ. Такие ответы Коли возможно говорят о том, что он проявляет интерес к наиболее легким предметам. Дру­гие учебные предметы для него вызывают трудности, ма-лопонятность.

Мотивы учения младших школьников в основном си­туативные. Все определяет содержание деятельности на уроке.

ЗАДАЧА 23. Таня, ученица 1-го класса, приходя домой, с радостью рассказывала о том, как она выписывала слова. В предыдущий раз рассказывала о том, как копировали на­писанное учителем на доске, как она точно выполняла все ее указания.

К каким ученицам относится Таня? Дайте ее психо­логическую характеристику.

ОТВЕТ. Таня — ученица старательная, но относится к слабоуспевающим. Ее интересы менее содержательны. Не­успевающие ученики ориентируются на процесс выполне­ния отдельных, частных действий. Они обычно механичес­ки копируют действия учителя, мало обращая внимания на содержательную сторону учения.

ЗАДАЧА 24. Митя, ученик 2-го класса, очень хорошо ус­певал. Считал, во что бы то ни стало задачу надо решить. Всеми силами он добивался результата.

Можно ли говорить, что у Мити только мотивация до­стижения результата?

Какие механизмы формируются при такой целенаправ­ленности действий?

ОТВЕТ. Нет, нельзя. Здесь наряду с мотивацией достиже­ния результата наверняка есть и мотивация получения высо­кой оценки своей работы: отметки и одобрения взрослых. Важ­но и то, что формируется саморегуляция ученика.

ЗАДАЧА 25. Нина, ученица 2-го класса, считала своим долгом учиться лучше одноклассников, быть всегда первой. Работала Нина на пределе своих возможностей.

Какая мотивация учения преобладает у Нины? Какова возможная самооценка личности Нины?

ОТВЕТ. У Нины преобладает престижная мотивация. Са­мооценка, вероятнее всего, — завышенная. Постоянное сопер­ничество со способностями сверстников и пренебрежительное отношение к остальным искажают нравственную направлен­ность таких детей.

Достигая высокой продуктивности работы, такие дети обычно не способны к творчеству: стремление все сделать лучше и быстрее других лишает их возможности творческих поисков.

У неуспевающих учеников обычно престижная мотивация не развивается.

ЗАДАЧА 26. К Ване пришел Миша позвать его гулять. А Ваня отвечает, что не сделал еще уроки. На что Миша возразил: «Потом доделаешь!» «Но я должен сделать сей­час», — ответил Ваня, иначе меня будет ругать учитель­ница, да и мама мной будет недовольна, запретит смотреть телевизор.

О какой мотивации учения Вани идет речь?

ОТВЕТ. У Вани преобладает мотивация избегания не-УДач.

Такие дети стараются избегать «двоек» и тех последствий, которые влекут за собой низкие отметки.

Такая мотивация развивается на протяжении всего неуспеш­ного обучения в начальных классах. Обычно такие ученики отрицательно относятся к учению.

В дальнейшем могут развиться тревожность, страх в ситу­ациях оценивания, что придает учебной деятельности отрица­тельно эмоциональную окрашенность.

ЗАДАЧА 27. Мама говорит, что ее сын к 4-му классу как-то изменился. Стал испытывать какое-то замешательство. Он растерян и не знает что делать. Сидит и бессмысленно пе­релистывает страницы учебника. Перекладывает предметы с места на место, не зная с чего начать...

С чем могут быть связаны такие изменения ученика к 4-му классу?

ОТВЕТ. Такое состояние ученика может быть результа­том накопившихся пробелов в знаниях к 4-му классу. В ре­зультате возникло непонимание тех или иных вопросов учебной программы.

Необходимо отступить назад к тем знаниям, в которых есть уверенность. Потом, добиваясь понимания учебного материа­ла, его осмысления на основе складывающегося запаса зна­ний, снова идти в перед. Принцип постепенности не должен нарушатся.

ЗАДАЧА 28. Ребенку можно сказать: а) «Зная тебя, я был уверен, что ты все сделаешь хорошо» или б) «Зная тебя и твои способности, я думаю, ты смог бы сделать это лучше».

Какое обращение предпочесть?

В чем различие их психологического смысла?

ОТВЕТ. Обращение типа «а» обеспечивают психологичес­кую поддержку, тогда как обращение «б» выражает разочаро­вание.

Для нормального развития ребенок нуждается в психоло­гической поддержке. Для этого нужно:

— опираться на сильные стороны ребенка;

— помогать ребенку разбивать большие задания на мелкие части, с которыми он может справиться;

— создавать ситуации гарантированного успеха;

— проявлять веру в ребенка, эмпатию к нему;

— показывать удовлетворенность ребенком;

— демонстрировать оптимизм.

Поддерживать психологически можно:

- словами: «красиво», «аккуратно», «продолжай»...;

- высказываниями: «Мне нравится, как ты работаешь»;

- прикосновениями к плечу, руке, слегка обнять...;

- совместными действиями: стоять рядом, слушать его;

- выражением лица: улыбка, кивок и др.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...