Какое это имеет значение для освоения младшими школьниками учебной деятельности?
ОТВЕТ. В учебной деятельности школьник получает одобрение за выполненное задание, т.е. за результат. Его результативные действия одобряют и учитель, и сверстники. Игровая мотивация на достижение результата постепенно уступает место учебной, при которой действия выполняются ради знаний, умений. Постоянно будут развиваться учебно-познавательные мотивы, в основе которых лежит познавательная потребность и потребность в саморазвитии. ЗАДАЧА 20. Первоклассникам был задан вопрос: «Что самое ценное, значимое в школьной жизни? Что нравится в школе?» Были получены результаты. Отличники ценят учебное содержание и школьные правила: —«нравится русский язык, там интересно»; —«нравятся уроки»; —«надо, чтобы все были хорошие». Троечники и неуспевающие отвечали иначе: —«нравится, что играем»; —«нравится, что в школе бывают выходные». Есть ли различия в области познавательных интересов? ОТВЕТ. Глубокий интерес к изучению какого-либо предмета в начальной школе встречается редко. Хорошо успевающих детей привлекают разные учебные предметы, их содержание. Характерна ситуативность. На разных уроках при изучении разного материала наблюдаются всплески интереса, подъемы интеллектуальной активности. ЗАДАЧА 21. Ваня, ученик 1-го класса, придя домой, рассказывает маме, что было интересно. Он с радостью говорит маме, что узнал, понял чему научился. О развитии какой мотивации учения Вани можно предположить? ОТВЕТ. В этой ситуации можно говорить, что у Вани развивается учебно-познавательная мотивация, адекватная структуре учебной деятельности. Среди первоклассников еще мало детей, имеющих учебно-познавательные мотивы.
ЗАДАЧА 22. Мама всегда встречала сына Колю, ученика 1-го класса, с радостью, расспрашивая, что было интересного в школе. Сегодня сын назвал прошедшие физкультурные занятия, тогда как в прошлые дни он называл пение. Найти психологический анализ мотивации учения Коли. ОТВЕТ. Такие ответы Коли возможно говорят о том, что он проявляет интерес к наиболее легким предметам. Другие учебные предметы для него вызывают трудности, ма-лопонятность. Мотивы учения младших школьников в основном ситуативные. Все определяет содержание деятельности на уроке. ЗАДАЧА 23. Таня, ученица 1-го класса, приходя домой, с радостью рассказывала о том, как она выписывала слова. В предыдущий раз рассказывала о том, как копировали написанное учителем на доске, как она точно выполняла все ее указания. К каким ученицам относится Таня? Дайте ее психологическую характеристику. ОТВЕТ. Таня — ученица старательная, но относится к слабоуспевающим. Ее интересы менее содержательны. Неуспевающие ученики ориентируются на процесс выполнения отдельных, частных действий. Они обычно механически копируют действия учителя, мало обращая внимания на содержательную сторону учения. ЗАДАЧА 24. Митя, ученик 2-го класса, очень хорошо успевал. Считал, во что бы то ни стало задачу надо решить. Всеми силами он добивался результата. Можно ли говорить, что у Мити только мотивация достижения результата? Какие механизмы формируются при такой целенаправленности действий? ОТВЕТ. Нет, нельзя. Здесь наряду с мотивацией достижения результата наверняка есть и мотивация получения высокой оценки своей работы: отметки и одобрения взрослых. Важно и то, что формируется саморегуляция ученика. ЗАДАЧА 25. Нина, ученица 2-го класса, считала своим долгом учиться лучше одноклассников, быть всегда первой. Работала Нина на пределе своих возможностей.
Какая мотивация учения преобладает у Нины? Какова возможная самооценка личности Нины? ОТВЕТ. У Нины преобладает престижная мотивация. Самооценка, вероятнее всего, — завышенная. Постоянное соперничество со способностями сверстников и пренебрежительное отношение к остальным искажают нравственную направленность таких детей. Достигая высокой продуктивности работы, такие дети обычно не способны к творчеству: стремление все сделать лучше и быстрее других лишает их возможности творческих поисков. У неуспевающих учеников обычно престижная мотивация не развивается. ЗАДАЧА 26. К Ване пришел Миша позвать его гулять. А Ваня отвечает, что не сделал еще уроки. На что Миша возразил: «Потом доделаешь!» «Но я должен сделать сейчас», — ответил Ваня, иначе меня будет ругать учительница, да и мама мной будет недовольна, запретит смотреть телевизор. О какой мотивации учения Вани идет речь? ОТВЕТ. У Вани преобладает мотивация избегания не-УДач. Такие дети стараются избегать «двоек» и тех последствий, которые влекут за собой низкие отметки. Такая мотивация развивается на протяжении всего неуспешного обучения в начальных классах. Обычно такие ученики отрицательно относятся к учению. В дальнейшем могут развиться тревожность, страх в ситуациях оценивания, что придает учебной деятельности отрицательно эмоциональную окрашенность. ЗАДАЧА 27. Мама говорит, что ее сын к 4-му классу как-то изменился. Стал испытывать какое-то замешательство. Он растерян и не знает что делать. Сидит и бессмысленно перелистывает страницы учебника. Перекладывает предметы с места на место, не зная с чего начать... С чем могут быть связаны такие изменения ученика к 4-му классу? ОТВЕТ. Такое состояние ученика может быть результатом накопившихся пробелов в знаниях к 4-му классу. В результате возникло непонимание тех или иных вопросов учебной программы. Необходимо отступить назад к тем знаниям, в которых есть уверенность. Потом, добиваясь понимания учебного материала, его осмысления на основе складывающегося запаса знаний, снова идти в перед. Принцип постепенности не должен нарушатся. ЗАДАЧА 28. Ребенку можно сказать: а) «Зная тебя, я был уверен, что ты все сделаешь хорошо» или б) «Зная тебя и твои способности, я думаю, ты смог бы сделать это лучше».
Какое обращение предпочесть? В чем различие их психологического смысла? ОТВЕТ. Обращение типа «а» обеспечивают психологическую поддержку, тогда как обращение «б» выражает разочарование. Для нормального развития ребенок нуждается в психологической поддержке. Для этого нужно: — опираться на сильные стороны ребенка; — помогать ребенку разбивать большие задания на мелкие части, с которыми он может справиться; — создавать ситуации гарантированного успеха; — проявлять веру в ребенка, эмпатию к нему; — показывать удовлетворенность ребенком; — демонстрировать оптимизм. Поддерживать психологически можно: - словами: «красиво», «аккуратно», «продолжай»...; - высказываниями: «Мне нравится, как ты работаешь»; - прикосновениями к плечу, руке, слегка обнять...; - совместными действиями: стоять рядом, слушать его; - выражением лица: улыбка, кивок и др.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|