Что означало для учащихся решить эту задачу?
ОТВЕТ. Для учащихся это означало ОПОЗНАТЬ ее инвариант и найти его математическую характеристику. Процесс опознания заключается в выделении (в объектах сличения) существенных признаков в результате преобразования этих объектов, а модели еще только формируются. Модель инвариантов служит также и ориентиром в процессе обдумывания задач. Процесс развития учебной деятельности — это процесс передачи от учителя к ученику отдельных его звеньев. В младшем школьном возрасте это — действие контроля и оценки. Развитая форма учебной деятельности — когда ученик ставит перед собой задачи собственного изменения. Цель обучения — изменить ученика. В процессе учебной деятельности прежде всего происходят усвоение младшими школьниками научных понятий, формирование навыков и умений. Знания младшего школьника могут быть на разном уровне полноты и глубины, осознанности и прочности, конкретности и обобщенности. Владеть знаниями по какому-либо предмету — значит усвоить систему научных понятий по данному предмету. До поступления в школу ребенок имеет дело с отдельными предметами, явлениями, их внешними свойствами и отношениями, а не с их сущностью, выраженной в понятиях. Житейские понятия мешают младшему школьнику усваивать научные. Современная программа обучения предусматривает вооружение учащихся и теоретическими понятиями. Увеличение удельного веса теоретического содержания — необходимое условие развивающего обучения. ЗАДАЧА 12. Исследования показывают, что в процессе общения от 100% задуманной информации остается в памяти собеседника 24%. Из существующих «барьеров»: непонимания ситуации общения, психологических особенностей общающихся.
Слова, которые используются общающимися, нередко имеют разное для них значение, смысл. В одно и то же понятие может вкладываться разный смысл. А может быть просто незнакомо значение того или иного слова, даже если оно и применяется. В учебной деятельности ученик часто сталкивается со словами, которые им до конца не понятны. Он узнает их на слух и при чтении, но так до конца и не знает, что они означают. Накопление непонятных слов, которые ученик применяет, приводит к снижению успеваемости из-за непонимания общей сути излагаемого учителем учебного материала. Как можно определить, какое слово ученик не понимает? ОТВЕТ. Надо чаще задавать учащимся вопросы о том, что означает то или иное слово. Если ученик не знает слова, то он его и не употребляет. И ответы на него могут быть самыми разнообразными: «Не знаю», «Это вот когда...», «Ну, это просто...» и т. п. ЗАДАЧА 13. Дети в начальной школе встречаются с массой слов, которых они не понимают. Если ученик не понимает слова, которые применил в речи учитель, он не поймет сути объясняемого материала урока. Всегда ли ученик обращается к учителю по поводу своего непонимания? Какие способы может использовать учитель, чтобы убедиться в том, что дети понимают его? ОТВЕТ. Ученик далеко не всегда обращается к учителю по поводу своей непонятливости. С возрастом он свою непонятливость все больше будет скрывать. Даже на вопрос учителя: «Всем ли понятно?» — учащиеся объективно не ответят. Учитель должен использовать так называемую «обратную связь» с учениками. О понимании учебного материала учащимися учитель может судить по их внимательности. Он может задавать контрольные вопросы, чтобы уточнить степень понимания сообщаемой информации. Сообщаемую информацию, превратив ее в «Понятия», термины, в дальнейшем нужно применять еще несколько раз с их расшифровкой. Например, не просто назвать понятие «луч», а сказать: «Луч, т.е. это прямая линия, имеющая одну граничную точку».
ВОПРОС 14. По каким проявлениям учащихся учитель может судить о их непонимании? ОТВЕТ. О непонимании учащихся учитель может судить по следующим проявлениям: 1. ОЩУЩЕНИЕ ПУСТОТЫ в голове и мыслях, когда учащиеся не могут установить устную речь, насыщенную словами, не доступными их пониманию. В этот момент учитель может увидеть, что взгляд ребенка совершенно пуст, он не видит учителя. 2. «ОТСУТСТВИЕ» всякого присутствия. При непонимании ученик переключается на мысли, которые его занимают больше, чем изучаемый материал. Ученик увлечен своими мыслями («витает в облаках»). Если учитель обращается к ученику в такой момент, он может не услышать, что к нему обращаются. 3. НЕРВНОЕ СОСТОЯНИЕ наблюдается при накоплении у ученика большого количества непонятных слов. Могут появиться слезы. ВОПРОС 15. Как можно организовать работу ово-их учащихся по предмету при самостоятельном изучении учебного материала, с элементами взаимоконтроля? ОТВЕТ. ВЗАИМОКОНТРОЛЬ УЧАЩИХСЯ. Двое учащихся с одинаковыми текстами и словарем
Затем ученики меняются ролями, Примечание. Проверяющий ученик может задавать вопросы на понимание: — слов, их значений; — правил, основных положений, принципов; — длинных запутанных предложений и т.д. Навыки. Для успешного выполнения деятельности необходимы не только знания, но и навыки (письма, умножения и др.). Навыки обеспечивают творческий, сознательный процесс выполнения деятельности в целом. В процессе учебной деятельности, прежде всего, происходят изменения самого.ученика: в уровне знания, навыков умений, обучаемости; сформированности отдельных сторон учебной деятельности; в характере умственных операций, особенностях личности, т.е. в уровне общего и умственного развития.
Ребенок, поступивший в школу, не умеет учиться, не владеет учебной деятельностью. Этому необходимо научиться. Умения как сочетание знаний и навыков, обеспечивающих успешное выполнение учебной деятельности младшими школьниками, формируются как специфические, так и обобщенные, проявляются при выполнение любой деятельности: умение планировать свою работу, рассматривать явление с разных точек зрения, анализировать задачу, активизировать задачу, самоконтроль и др. При овладении умениями младший школьник обосновывает, осознает все приемы, операции и теоретические положения, на которых они строятся. Это проявляется в развернутости рассуждения и действий (почему он так сделал?)... В начале обучения у младшего школьника формируются умения и навыки счета, чтения, письма, работы с текстом и др.
ЗАДАЧА 16. В процессе освоения учебной деятельности в 1-м классе Витя спрашивает про незнакомую букву: «Какая это буква?» А Вова спрашивает про полузнакомую букву: «В какую сторону пишется буква Е?», «Сколько ножек у буквы И?» и т.д.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|