Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Что означало для учащихся решить эту задачу?




ОТВЕТ. Для учащихся это означало ОПОЗНАТЬ ее ин­вариант и найти его математическую характеристику. Про­цесс опознания заключается в выделении (в объектах сли­чения) существенных признаков в результате преобразова­ния этих объектов, а модели еще только формируются. Мо­дель инвариантов служит также и ориентиром в процессе обдумывания задач.

Процесс развития учебной деятельности — это про­цесс передачи от учителя к ученику отдельных его звеньев. В младшем школьном возрасте это — действие контроля и оценки.

Развитая форма учебной деятельности — когда ученик ста­вит перед собой задачи собственного изменения. Цель обуче­ния — изменить ученика.

В процессе учебной деятельности прежде всего происхо­дят усвоение младшими школьниками научных понятий, фор­мирование навыков и умений.

Знания младшего школьника могут быть на разном уров­не полноты и глубины, осознанности и прочности, конкрет­ности и обобщенности. Владеть знаниями по какому-либо предмету — значит усвоить систему научных понятий по данному предмету. До поступления в школу ребенок имеет дело с отдельными предметами, явлениями, их внешними свойствами и отношениями, а не с их сущностью, выражен­ной в понятиях. Житейские понятия мешают младшему школь­нику усваивать научные. Современная программа обучения предусматривает воору­жение учащихся и теоретическими понятиями. Увеличение удельного веса теоретического содержания — необходимое условие развивающего обучения.

ЗАДАЧА 12. Исследования показывают, что в процессе общения от 100% задуманной информации остается в па­мяти собеседника 24%. Из существующих «барьеров»: не­понимания ситуации общения, психологических особенно­стей общающихся.

Слова, которые используются общающимися, нередко имеют разное для них значение, смысл. В одно и то же по­нятие может вкладываться разный смысл. А может быть про­сто незнакомо значение того или иного слова, даже если оно и применяется.

В учебной деятельности ученик часто сталкивается со словами, которые им до конца не понятны. Он узнает их на слух и при чтении, но так до конца и не знает, что они оз­начают. Накопление непонятных слов, которые ученик применяет, приводит к снижению успеваемости из-за непонимания общей сути излагаемого учителем учебного материала.

Как можно определить, какое слово ученик не пони­мает?

ОТВЕТ. Надо чаще задавать учащимся вопросы о том, что означает то или иное слово. Если ученик не знает слова, то он его и не употребляет. И ответы на него могут быть самыми разнообразными: «Не знаю», «Это вот когда...», «Ну, это про­сто...» и т. п.

ЗАДАЧА 13. Дети в начальной школе встречаются с мас­сой слов, которых они не понимают. Если ученик не понима­ет слова, которые применил в речи учитель, он не поймет сути объясняемого материала урока.

Всегда ли ученик обращается к учителю по поводу свое­го непонимания?

Какие способы может использовать учитель, чтобы убе­диться в том, что дети понимают его?

ОТВЕТ. Ученик далеко не всегда обращается к учителю по поводу своей непонятливости. С возрастом он свою непонятливость все больше будет скрывать. Даже на вопрос учителя: «Всем ли понятно?» — учащиеся объективно не ответят.

Учитель должен использовать так называемую «об­ратную связь» с учениками. О понимании учебного ма­териала учащимися учитель может судить по их внима­тельности. Он может задавать контрольные вопросы, чтобы уточнить степень понимания сообщаемой инфор­мации.

Сообщаемую информацию, превратив ее в «Понятия», термины, в дальнейшем нужно применять еще несколько раз с их расшифровкой. Например, не просто назвать по­нятие «луч», а сказать: «Луч, т.е. это прямая линия, имею­щая одну граничную точку».

ВОПРОС 14. По каким проявлениям учащихся учитель может судить о их непонимании?

ОТВЕТ. О непонимании учащихся учитель может судить по следующим проявлениям:

1. ОЩУЩЕНИЕ ПУСТОТЫ в голове и мыслях, когда учащиеся не могут установить устную речь, насыщенную словами, не доступными их пониманию. В этот момент учи­тель может увидеть, что взгляд ребенка совершенно пуст, он не видит учителя.

2. «ОТСУТСТВИЕ» всякого присутствия. При непони­мании ученик переключается на мысли, которые его зани­мают больше, чем изучаемый материал. Ученик увлечен сво­ими мыслями («витает в облаках»). Если учитель обраща­ется к ученику в такой момент, он может не услышать, что к нему обращаются.

3. НЕРВНОЕ СОСТОЯНИЕ наблюдается при накопле­нии у ученика большого количества непонятных слов. Мо­гут появиться слезы.

ВОПРОС 15. Как можно организовать работу ово-их учащихся по предмету при самостоятельном изу­чении учебного материала, с элементами взаимоконт­роля?

ОТВЕТ. ВЗАИМОКОНТРОЛЬ УЧАЩИХСЯ.

Двое учащихся с одинаковыми текстами и словарем

Ученик, читающий текст   Ученик проверяющий
Читает текст <=> Проверяет знание слов = Остановись, скажи, что зна­чит слово «сразу»?
Встречается неточное толко­вание слова с=> На основе словаря уточняет­ся значение слова
Уточняя толкование слова, составляет несколько пред­ложений с этим словом С^ Дает задание составить не­сколько предложений с ранее незнакомым словом
Выполняет задание <^ Дает задание на то, как усво­ить слово в практических действиях

Затем ученики меняются ролями,

Примечание. Проверяющий ученик может задавать вопро­сы на понимание:

— слов, их значений;

— правил, основных положений, принципов;

— длинных запутанных предложений и т.д.

Навыки. Для успешного выполнения деятельности необ­ходимы не только знания, но и навыки (письма, умножения и др.). Навыки обеспечивают творческий, сознательный про­цесс выполнения деятельности в целом.

В процессе учебной деятельности, прежде всего, проис­ходят изменения самого.ученика: в уровне знания, навыков умений, обучаемости; сформированности отдельных сторон учебной деятельности; в характере умственных операций, особенностях личности, т.е. в уровне общего и умственно­го развития.

Ребенок, поступивший в школу, не умеет учиться, не вла­деет учебной деятельностью. Этому необходимо научиться.

Умения как сочетание знаний и навыков, обеспечивающих успешное выполнение учебной деятельности младшими школь­никами, формируются как специфические, так и обобщенные, проявляются при выполнение любой деятельности: умение планировать свою работу, рассматривать явление с разных точек зрения, анализировать задачу, активизировать задачу, самоконт­роль и др.

При овладении умениями младший школьник обосновы­вает, осознает все приемы, операции и теоретические по­ложения, на которых они строятся. Это проявляется в раз­вернутости рассуждения и действий (почему он так сде­лал?)...

В начале обучения у младшего школьника формируются умения и навыки счета, чтения, письма, работы с текстом и др.

Реализация развивающего обучения способствует формированию важнейших психических новообразований, таких как
абстрактное мышление произволь­ность дей­ствий внутренний план дейст­вий рефлексия самоконт­роль, самооценка

ЗАДАЧА 16. В процессе освоения учебной деятельности в 1-м классе Витя спрашивает про незнакомую букву: «Какая это буква?» А Вова спрашивает про полузнакомую букву: «В ка­кую сторону пишется буква Е?», «Сколько ножек у буквы И?» и т.д.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...