Коноваленко В. В., Коноваленко СВ.
Серия «Практическая логопедия»
Коноваленко В. В., Коноваленко СВ.
ФРОНТАЛЬНЫЕ
ЛОГОПЕДИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ в старшей группе для детей с общим недоразвитием речи
(3-й уровень)
I период (сентябрь, октябрь, ноябрь)
Москва
Издательство ГНОМ и Д 2002
|
ББК 74. 3 К 64
Коноваленко В. В., Коноваленко С. В.
Фронтальные логопедические занятия в старшей группе для детей с общим недоразвитием речи. 3-й уровень. I период. Методическое пособие для логопедов. — М.: «Издательство ГНОМ и Д», 2002. — 40 с. (Практическая логопедия)
ISBN 5-296-00097-8 ISBN 5-296-00096-х
В пособии представлены календарные планы фронтальных логопедических занятий по развитию понимания речи, формированию лексико-грамматических категорий и связной речи, а также по формированию фонетической стороны речи на I период (сентябрь, октябрь, ноябрь), сетка занятий и режим дня в старшей логопедической группе для детей с ОНР.
В пособие вошли 20 фронтальных занятий, а также иллюстративный материал к занятиям по развитию речи.
Рецензенты:
Борякова Н. Ю. — кандидат психологических наук, доцент кафедры олигофренопедагогики и логопедии МГОПУ.
Чебуркова Н. К. — логопед ДОУ № 1622, логопед высшей категории, старший логопед
муниципального района Перово г. Москва.
ISBN 5-296-00097-8 © Коноваленко В. В., Коноваленко С. В., 2000
ISBN 5-296-00096-х © Оформление. ООО «Издательство ГНОМ и Д», 2002
Издатель — А. Казаков Ответственный за выпуск — М. Вишневская
Редактор — Е. Алифанова
Оригинал-макет — Н. Панина
Обложка — 6. Воскресенский
ООО «Издательство ГНОМ и Д»
103045, г. Москва, ул. Садовая-Спасская, д. 4, стр. 1. Тел. /факс (095) 207-13-96, 207-27-37, 282-71-30
Лицензия ИД №00619 от 22. 12. 1999 г. Сдано в набор 10. 01. 99.
Подписано в печать 30. 01. 2002. Печать офсетная. Объем 5 п. л.
Формат 60x90/8. Тираж 20000 экз. (1-ый завод 7000) Заказ № 4409
Отпечатано в ДПК, г. Домодедово, Каширское ш., д. 4, корп. 1
Введение
Данное пособие адресовано начинающим логопедам, работающим в старших группах для детей с общим недоразвитием речи.
Значительная часть детей, особенно с общим недоразвитием речи I и II уровня, поступающих в логопедические группы, кроме логопедического дефекта, имеют сопутствующие нарушения:
снижение познавательной активности, отклонения в эмоционально-волевой сфере и общей моторике, часто страдают различными соматическими заболеваниями, что, как правило, находит отражение в медицинских заключениях (ЗПР, нарушение осанки, плоскостопие, невротические реакции, сердечно-сосудистые и желудочно-кишечные заболевания и т. д. ).
Поэтому особое значение приобретает физическое развитие, укрепление здоровья детей, профилактика нарушений осанки, зрения и т. д., что нашло отражение в режиме дня, сетке занятий.
Общее количество фронтальных занятий значительно сокращено. Одновременно увеличен удельный вес индивидуальной работы с детьми как во время индивидуальных занятий, так и в процессе общения с ними в бытовой, игровой и трудовой деятельности.
За счет сокращения «сидячих» фронтальных занятий увеличено время для занятий физкультурой, ритмикой, корригирующей, артикуляционной и пальчиковой гимнастикой.
В пособии предложен минимум фронтальных логопедических занятий, достаточный для усвоения детьми программного материала I периода (сентябрь, октябрь, ноябрь).
Сетка занятий в старшей логопедической группе для детей с ОНР
2-ой год обучения
Дни недели
| 1-я половина Дня
| П-я половина дня
|
Фронтальные занятия
| Фронтальные занятия
| Индивидуально-подгруппо-вая работа воспитателя по программе ДОУ
| Работа по заданию логопеда
|
Понедельник
| 1. Логопедическое. 2. Физкультура.
|
| Развитие речи, русская словесность
| 40 мин.
|
Вторник
| 1. Математика, развитие логического мышления. 2. Музыкальное.
| Ритмика
| Изобразительная деятельность
| 30 мин.
|
Среда
| 1. Развитие речи, русская словесность. 2. Рисование. 3. Спортивные развлечения (на прогулке)
| Корригирующая гимнастика
| Развитие логического мышления, математика
| 30 мин.
|
Четверг
| 1. Логопедическое. 2. Музыкальное.
| Ритмика
| Развитие речи, русская словесность
| 30 мин.
|
Пятница
| 1. Аппликация /лепка (Конструирование/. 2. Физкультура.
|
| Изобразительная деятельность
| 40 мин.
|
Режим дня
в старшей логопедической группе для детей с ОНР
1.
| Прием детей
| 7. 00-8. 00
|
2.
| Утренняя гигиеническая, артикуляционная,
|
|
| пальчиковая гимнастика
| 8. 15-8. 30
|
3.
| Завтрак
| 8. 30-8. 55
|
4.
| Фронтальные занятия логопедические
|
|
| и воспитательские
|
|
| I
| 9. 00-9. 25
|
| II
| 9. 40-10. 05
|
5.
| Артикуляционная, пальчиковая гимнастика
| 10. 10-10. 20
|
б.
| Прогулка
| 10. 30-12. 15
|
7.
| Артикуляционная, пальчиковая гимнастика
| 12. 15-12. 25
|
8.
| Обед
| 12. 30-13. 00
|
9.
| Чтение художественной литературы, слушание
|
|
| спокойной музыки, голосов природы, записанных
|
|
| на пленку (в начале дневного отдыха)
| 13. 00-13. 15
|
10.
| Сон
| 13. 15-15. 00
|
11.
| Корригирующая минигимнастика - профилактика
|
|
| нарушений осанки и плоскостопия
| 15. 00-15. 10
|
12.
| Ритмика
| 15. 30-16. 00
|
13.
| Полдник
| 16. 00-16. 10
|
14.
| Индивидуально-подгрупповая работа воспитателя
|
|
| по программе ДОУ
| 16. 10-16. 40
|
15.
| Коррекционная работа воспитателя по заданию
|
|
| логопеда
| 16. 40-17. 10
|
16.
| Прогулка
| 17. 10-19. 00
|
17.
| Индивидуально-подгрупповые логопедические
|
|
| занятия
| 9. 00-12. 30
|
2-4409
Календарный план проведения фронтальных занятий по формированию лексико-грамматических категорий и развитию связной речи (/ период)
мес.
| №
| Тема занятия
| Лексико-грамматические игры и упражнения
| Связная речь
| Оборудование
|
Сентябрь
|
| Складывание для Гнома домика и ели из геометрических фигур.
| " Построим дом для Гнома", " Телефон", " Найди и запомни подобные предметы"
| Развитие понимания речи
| Предметная картинка ГНОМ. Геометрические фигуры ( прямоугольники, квадраты, треугольники) трех размеров красного, синего, желтого и зеленого цвета (демонстрационные и раздаточные)
|
| Понятия предмет и действие.
| " Найди и назови предметы", " Телефон", " Дружные слова".
| Составление простых нераспространенных предложений по простым сюжетным 1-фигурным картинкам по образцу. Постановка вопросов к 1-фигурным картинкам по образцу.
| Умывальные принадлежности: полотенце, зубная щетка, мыльница и т. д. Сюжетные 1-фигурные картинки: Мальчик умывается. Девочка умывается. Девочка вытирается. Мальчик вытирается. Лебедь плавает. Лодка плавает. Утка стоит. Автомобиль стоит.
|
Октябрь
|
| Одушевленные
и неодушевленные
существительные.
| " Живые-неживые", " Что это и кто это? ", " Бегите ко мне".
| Постановка вопросов к простым сюжетным картинкам с одушевленными и неодушевленными предметами.
| Предметные картинки: Гном, девочка, мальчик, заяц, пингвин, дельфин, стол, стул, кровать, диван, кресло (Т. Б. Филичева. " Дид. материал... ". Сюжетные картинки: Самолет летит. Утка летит. Дождь идет. Девочка идет. Девочка стоит Стакан стоит на столе, около стола. Кошка лежит Мяч лежит под диваном, на диване. Фрагменты картинок: дельфин, пингвин, заяц, утка, стол, стул, кровать, самолет.
|
| Существительные с уменьшительно-ласкательным значением.
| " 4-ый лишний", " Две рейки", " Исправим ошибки Гнома"
| Составление и проговаривание словосочетаний количественных числительных один, одна с существительными.
| Демонстрационная карточка с цифрой 1. Предметные картинки: Гном, овощи и фрукты
|
| №
| Тема занятия
| Лексико-грамматические игры и упражнения
| Связная речь
| Оборудование
|
|
| Именительный падеж множественного числа существительных.
| " Назови предметы", " Раз-два-три", " Эхо".
| Договаривание предложений.
| Демонстрационные игрушки: кубики, утята, котята, петухи, попугаи (счетный материал). Предметные картинки: серия " Один — много" из пособия Т. Б. Филичевой " Дидактический материал... "
|
|
| Ill лицо единственного и множественного числа глаголов настоящего времени.
| " Парные картинки", " Эхо" или игра в мяч.
| Составление простых нераспространенных предложений по простым сюжетным картинкам. Работа с деформированным текстом по простой пейзажно-сюжетной картине " Осень".
| Пейзажно-сюжетная картина " Осень". Сюжетные картинки (парные) на глаголы 3-го л. ед. и мн. ч. настоящего времени: 1) из пособия Т. Б. Филичевой: Мальчик наливает воду в лейку — наливают. Девочка поет — поют. Мальчик покупает лимоны — покупают. Девочка пьет сок — пьют. Мальчик заливает каток — заливают. 2) Самолет летит. — Самолеты летят. Лебедь плавает. — Лебеди плавают. Пингвин стоит. — Пингвины стоят. Дельфин плавает. — Дельфины плавают.
|
|
| Существительные с уменьшительно-ласкательным
значением.
| " Катя и Катенька", " Большой—маленький", " Назови ласково",
" Подарим игрушки Кате и Катеньке".
| Договаривание предложений.
| 2 куклы (большая и маленькая). Текст русской народной песенки " Петушок". Предметные картинки: 1) серия " Большой — маленький" из посо-
бия Т. Б. Филичевой " Дид. материал... "; 2) игрушки большие — маленькие.
|
|
| Притяжательные местоимения мой, моя.
| " Чудесный сундучок", " Телефон". Счет 1-5-моя тапка, моя туфля.
" Бегите ко мне", " 4-ый лишний".
| Проговаривание предложений в игре " 4-ый лишний" по образцу.
| Демонстрационные предметы: сундучок с предметами детской одежды и 2 " лишними" предметами (тапка и шапка).
Предметные картинки: одежда, обувь, головные уборы (пособие Т. Б. Филичевой " Дидактический материал... " )
|
Оборудование
| Парные сюжетные картинки на глаголы настоящего и прошедшего времени (сов. и не-сов. вида) из пособия Т. Б. Филичевой " Дидактический материал... " Сюжетные картинки из занятия 2, 3. Предметные картинки: Гном, мальчик, девочка. Полоски для схематического обозначения слов.
| Сюжетные картинки: " Крестьянский двор", " Ваня лепит зайчика", " Таня пьет сок" (пособие Т. Б. Филичевой " Дидактический материал... " ). Предметные картинки: Мальчик, девочка, зайка, стакан сока. Полоски для составления схемы предложений (дл. 50 см — 1 шт., дл. 15 см — 3 шт. ). Демонстрационные предметы: ваза, чашка, блюдце, стакан.
| Предметные картинки: а) деревья (липа, дуб, клен, ясень, береза, каштан) на панно; б) сосна, ель — на столе у логопеда; в) ветки деревьев с плодами, листьями или хвоей -
на столах у детей.
| Игрушки: мяч, сачок. Сюжетные картинки на приставочные глаголы из пособия Т. Б. Филичевой " Дидактический материал... " (5 групп глаголов). Текст стихотворения С. Я. Маршака " Мяч".
|
Связная речь
| Преобразование предложений по сюжетным картинкам. Составление предложений по 2 опорным предметным картинкам. Постановка вопросов к сюжетным картинкам.
| Полные ответы на вопросы. Составление простых предложений с прямым дополнением по сюжетным картинкам.
| Договаривание предложений. Преобразование предложений. Проговаривание полных ответов в играх.
| Составление предложений с приставочными глаголами по демонстрации действий. Договаривание предложений приставочными глаголами по сюжетным картинкам.
|
Лексико-грамматические игры и упражнения
| " Сейчас или раньше", " Скажем про Таню и Ваню", " Эхо", " Исправим ошибки Гнома".
| " Живые предложения", " Путаница", " Потерялись слова"
| " Чего не стало? ", " Скажи дальше", " Эхо", " Какого дерева лист, ветка, плод? "
| " Наоборот", " Потерялись слова", " Путаница"
|
Тема занятия
| Глаголы прошедшего времени единственного числа.
| Винительный падеж единственного числа существительных. Понятие предложение
| Родительный падеж единственного числа существительных без предлогов и с предлогом у
| Приставочные глаголы
|
£ '
|
|
|
|
|
Мес.
|
НОЯБРЬ
|
Воспользуйтесь поиском по сайту: