Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Коноваленко В. В., Коноваленко СВ.




Серия «Практическая логопедия»

Коноваленко В. В., Коноваленко СВ.

ФРОНТАЛЬНЫЕ

ЛОГОПЕДИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ в старшей группе для детей с общим недоразвитием речи

(3-й уровень)

I период (сентябрь, октябрь, ноябрь)



Москва

Издательство ГНОМ и Д 2002


 


ББК 74. 3 К  64

  Коноваленко В. В., Коноваленко С. В.

Фронтальные логопедические занятия в старшей группе для детей с об­щим недоразвитием речи. 3-й уровень. I период. Методическое пособие для логопедов. — М.: «Издательство ГНОМ и Д», 2002. — 40 с. (Практическая логопедия)

ISBN 5-296-00097-8 ISBN 5-296-00096-х

В пособии представлены календарные планы фронтальных логопедических заня­тий по развитию понимания речи, формированию лексико-грамматических категорий и связной речи, а также по формированию фонетической стороны речи на I период (сентябрь, октябрь, ноябрь), сетка занятий и режим дня в старшей логопедической группе для детей с ОНР.

В пособие вошли 20 фронтальных занятий, а также иллюстративный материал к занятиям по развитию речи.

Рецензенты:

Борякова Н. Ю. кандидат психологических наук, доцент кафедры олигофренопедаго­гики и логопедии МГОПУ.

Чебуркова Н. К. логопед ДОУ № 1622, логопед высшей категории, старший логопед

муниципального района Перово г. Москва.

ISBN 5-296-00097-8     © Коноваленко В. В., Коноваленко С. В., 2000

ISBN 5-296-00096-х     © Оформление. ООО «Издательство ГНОМ и Д», 2002

Издатель — А. Казаков Ответственный за выпуск — М. Вишневская

Редактор — Е. Алифанова

Оригинал-макет — Н. Панина

Обложка — 6. Воскресенский

ООО «Издательство ГНОМ и Д»

103045, г. Москва, ул. Садовая-Спасская, д. 4, стр. 1. Тел. /факс (095) 207-13-96, 207-27-37, 282-71-30

Лицензия ИД №00619 от 22. 12. 1999 г. Сдано в набор 10. 01. 99.

Подписано в печать 30. 01. 2002. Печать офсетная. Объем 5 п. л.

Формат 60x90/8. Тираж 20000 экз. (1-ый завод 7000) Заказ № 4409

Отпечатано в ДПК, г. Домодедово, Каширское ш., д. 4, корп. 1


Введение

Данное пособие адресовано начинающим логопедам, работающим в старших группах для детей с общим недоразвитием речи.

Значительная часть детей, особенно с общим недоразвитием речи I и II уровня, поступающих в логопедические группы, кроме логопедического дефекта, имеют сопутствующие нарушения:

снижение познавательной активности, отклонения в эмоционально-волевой сфере и общей моторике, часто страдают различными соматическими заболеваниями, что, как правило, находит отражение в медицинских заключениях (ЗПР, нарушение осанки, плоскостопие, невротические реакции, сердечно-сосудистые и желудочно-кишечные заболевания и т. д. ).

Поэтому особое значение приобретает физическое развитие, укрепление здоровья детей, профилактика нарушений осанки, зрения и т. д., что нашло отражение в режиме дня, сетке занятий.

Общее количество фронтальных занятий значительно сокращено. Одновременно увеличен удельный вес индивидуальной работы с детьми как во время индивидуальных занятий, так и в процессе общения с ними в бытовой, игровой и трудовой деятельности.

За счет сокращения «сидячих» фронтальных занятий увеличено время для занятий физкультурой, ритмикой, корригирующей, артикуляционной и пальчиковой гимнастикой.

В пособии предложен минимум фронтальных логопедических занятий, достаточный для усвоения детьми программного материала I периода (сентябрь, октябрь, ноябрь).


Сетка занятий в старшей логопедической группе для детей с ОНР

2-ой год обучения

 

 

Дни недели

1-я половина Дня

П-я половина дня

Фронтальные занятия Фронтальные занятия Индивидуально-подгруппо-вая работа воспитателя по программе ДОУ Работа по заданию логопеда
Понедель­ник 1. Логопедиче­ское. 2. Физкультура.   Развитие речи, русская словесность 40 мин.
Вторник 1. Математика, развитие логиче­ского мышления. 2. Музыкальное. Ритмика Изобразительная деятельность 30 мин.
Среда 1. Развитие речи, русская словес­ность. 2. Рисование. 3. Спортивные развлечения (на прогулке) Корригирую­щая гимнастика Развитие логического мышления, математика 30 мин.
Четверг 1. Логопедиче­ское. 2. Музыкальное. Ритмика Развитие речи, русская сло­весность 30 мин.
Пятница 1. Аппликация /лепка (Констру­ирование/. 2. Физкультура.   Изобразительная деятельность 40 мин.

Режим дня

в старшей логопедической группе для детей с ОНР

 

1. Прием детей 7. 00-8. 00
2. Утренняя гигиеническая, артикуляционная,  
  пальчиковая гимнастика 8. 15-8. 30
3. Завтрак 8. 30-8. 55
4. Фронтальные занятия логопедические  
  и воспитательские  
  I 9. 00-9. 25
  II 9. 40-10. 05
5. Артикуляционная, пальчиковая гимнастика 10. 10-10. 20
б. Прогулка 10. 30-12. 15
7. Артикуляционная, пальчиковая гимнастика 12. 15-12. 25
8. Обед 12. 30-13. 00
9. Чтение художественной литературы, слушание  
  спокойной музыки, голосов природы, записанных  
  на пленку (в начале дневного отдыха) 13. 00-13. 15
10. Сон 13. 15-15. 00
11. Корригирующая минигимнастика - профилактика  
  нарушений осанки и плоскостопия 15. 00-15. 10
12. Ритмика 15. 30-16. 00
13. Полдник 16. 00-16. 10
14. Индивидуально-подгрупповая работа воспитателя  
  по программе ДОУ 16. 10-16. 40
15. Коррекционная работа воспитателя по заданию  
  логопеда 16. 40-17. 10
16. Прогулка 17. 10-19. 00
17. Индивидуально-подгрупповые логопедические  
  занятия 9. 00-12. 30

2-4409


Календарный план проведения фронтальных занятий по формированию лексико-грамматических категорий и развитию связной речи (/ период)

 

 

мес. Тема занятия Лексико-грамматические игры и упражнения Связная речь Оборудование

Сентябрь

Складывание для Гно­ма домика и ели из гео­метрических фигур. " Построим дом для Гнома", " Телефон", " Найди и запомни подобные предметы" Развитие понимания речи Предметная картинка ГНОМ. Геометрические фигуры ( прямоугольни­ки, квадраты, треугольники) трех размеров красного, синего, желтого и зеленого цвета (демонстрационные и раздаточные)
Понятия предмет и действие. " Найди и назови предметы", " Телефон", " Дружные слова". Составление простых нерас­пространенных предложений по простым сюжетным 1-фи­гурным картинкам по образ­цу. Постановка вопросов к 1-фигурным картинкам по об­разцу. Умывальные принадлежности: полотенце, зубная щетка, мыльница и т. д. Сюжетные 1-фигурные картинки: Мальчик умывается. Девочка умывается. Девочка вытирается. Мальчик вытирается. Лебедь плавает.   Лодка плавает. Утка стоит.         Автомобиль стоит.

Октябрь

Одушевленные и неодушевленные существительные. " Живые-неживые", " Что это и кто это? ", " Бегите ко мне". Постановка вопросов к про­стым сюжетным картинкам с одушевленными и неодушев­ленными предметами. Предметные картинки: Гном, девочка, мальчик, заяц, пингвин, дельфин, стол, стул, кровать, диван, кресло (Т. Б. Филиче­ва. " Дид. материал... ". Сюжетные картинки: Самолет летит. Утка летит. Дождь идет. Девочка идет. Девочка стоит Стакан стоит на столе, около стола. Кошка лежит Мяч лежит под диваном, на диване. Фрагменты картинок: дельфин, пингвин, заяц, утка, стол, стул, кровать, самолет.
Существительные с уменьшительно-ласкательным значе­нием. " 4-ый лишний", " Две рейки", " Исправим ошибки Гнома" Составление и проговаривание словосочетаний количествен­ных числительных один, одна с существительными. Демонстрационная карточка с цифрой 1. Предметные картинки: Гном, овощи и фрук­ты

 

  Тема занятия Лексико-грамматические игры и упражнения Связная речь Оборудование
  Именительный падеж множественного числа существитель­ных. " Назови предметы", " Раз-два-три", " Эхо". Договаривание предложений. Демонстрационные игрушки: кубики, утя­та, котята, петухи, попугаи (счетный мате­риал). Предметные картинки: серия " Один — много" из пособия Т. Б. Филичевой " Ди­дактический материал... "
  Ill лицо единственного и множественного числа глаголов настоящего времени. " Парные картинки", " Эхо" или игра в мяч. Составление простых нерас­пространенных предложений по простым сюжетным кар­тинкам. Работа с деформиро­ванным текстом по простой пейзажно-сюжетной картине " Осень". Пейзажно-сюжетная картина " Осень". Сюжетные картинки (парные) на глаголы 3-го л. ед. и мн. ч. настоящего времени: 1) из пособия Т. Б. Филичевой: Мальчик на­ливает воду в лейку — наливают. Девочка поет — поют. Мальчик покупает лимоны — покупают. Девочка пьет сок — пьют. Маль­чик заливает каток — заливают. 2) Самолет летит. — Самолеты летят. Лебедь плавает. — Лебеди плавают. Пингвин стоит. — Пингвины стоят. Дельфин плавает. — Дельфины плавают.
  Существительные с уменьшительно-ласкательным значением. " Катя и Катенька", " Большой—маленький", " Назови ласково", " Подарим игрушки Кате и Катеньке". Договаривание предложений. 2 куклы (большая и маленькая). Текст русской народной песенки " Пету­шок". Предметные картинки: 1) серия " Большой — маленький" из посо- бия Т. Б. Филичевой " Дид. материал... "; 2) игрушки большие — маленькие.
  Притяжательные местоимения мой, моя. " Чудесный сундучок", " Телефон". Счет 1-5-моя тапка, моя туфля. " Бегите ко мне", " 4-ый лишний". Проговаривание предложе­ний в игре " 4-ый лишний" по образцу. Демонстрационные предметы: сундучок с предметами детской одежды и 2 " лишними" предметами (тапка и шапка). Предметные картинки: одежда, обувь, го­ловные уборы (пособие Т. Б. Филичевой " Дидактический материал... " )

Оборудование Парные сюжетные картинки на глаголы на­стоящего и прошедшего времени (сов. и не-сов. вида) из пособия Т. Б. Филичевой " Ди­дактический материал... " Сюжетные картинки из занятия 2, 3. Предметные картинки: Гном, мальчик, де­вочка. Полоски для схематического обозначения слов. Сюжетные картинки: " Крестьянский двор", " Ваня лепит зайчика", " Таня пьет сок" (по­собие Т. Б. Филичевой " Дидактический мате­риал... " ). Предметные картинки: Мальчик, девочка, зайка, стакан сока. Полоски для составления схемы предложе­ний (дл. 50 см — 1 шт., дл. 15 см — 3 шт. ). Демонстрационные предметы: ваза, чашка, блюдце, стакан. Предметные картинки: а) деревья (липа, дуб, клен, ясень, береза, каштан) на панно; б) сосна, ель — на столе у логопеда; в) ветки деревьев с плодами, листьями или хвоей - на столах у детей. Игрушки: мяч, сачок. Сюжетные картинки на приставочные глаго­лы из пособия Т. Б. Филичевой " Дидактиче­ский материал... " (5 групп глаголов). Текст стихотворения С. Я. Маршака " Мяч".
Связная речь Преобразование предложе­ний по сюжетным картинкам. Составление предложений по 2 опорным предметным кар­тинкам. Постановка вопросов к сю­жетным картинкам. Полные ответы на вопросы. Составление простых предло­жений с прямым дополнением по сюжетным картинкам. Договаривание предложе­ний. Преобразование предло­жений. Проговаривание полных от­ветов в играх. Составление предложений с приставочными глаголами по демонстрации действий. Договаривание предложений приставочными глаголами по сюжетным картинкам.
Лексико-грамматические игры и упражнения " Сейчас или раньше", " Скажем про Таню и Ваню", " Эхо", " Исправим ошибки Гнома". " Живые предложения", " Путаница", " Потерялись слова" " Чего не стало? ", " Скажи дальше", " Эхо", " Какого дерева лист, ветка, плод? " " Наоборот", " Потерялись слова", " Путаница"
Тема занятия Глаголы прошедшего времени единственно­го числа. Винительный падеж единственного числа существительных. Понятие предложение Родительный падеж единственного числа существительных без предлогов и с предло­гом у Приставочные глаголы
£ '
Мес.

НОЯБРЬ

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...