Коноваленко В. В., Коноваленко СВ.
Стр 1 из 10Следующая ⇒ Серия «Практическая логопедия» Коноваленко В. В., Коноваленко СВ. ФРОНТАЛЬНЫЕ ЛОГОПЕДИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ в старшей группе для детей с общим недоразвитием речи (3-й уровень) I период (сентябрь, октябрь, ноябрь)
ББК 74. 3 К 64 Коноваленко В. В., Коноваленко С. В. Фронтальные логопедические занятия в старшей группе для детей с общим недоразвитием речи. 3-й уровень. I период. Методическое пособие для логопедов. — М.: «Издательство ГНОМ и Д», 2002. — 40 с. (Практическая логопедия) ISBN 5-296-00097-8 ISBN 5-296-00096-х В пособии представлены календарные планы фронтальных логопедических занятий по развитию понимания речи, формированию лексико-грамматических категорий и связной речи, а также по формированию фонетической стороны речи на I период (сентябрь, октябрь, ноябрь), сетка занятий и режим дня в старшей логопедической группе для детей с ОНР. В пособие вошли 20 фронтальных занятий, а также иллюстративный материал к занятиям по развитию речи. Рецензенты: Борякова Н. Ю. — кандидат психологических наук, доцент кафедры олигофренопедагогики и логопедии МГОПУ. Чебуркова Н. К. — логопед ДОУ № 1622, логопед высшей категории, старший логопед муниципального района Перово г. Москва. ISBN 5-296-00097-8 © Коноваленко В. В., Коноваленко С. В., 2000 ISBN 5-296-00096-х © Оформление. ООО «Издательство ГНОМ и Д», 2002 Издатель — А. Казаков Ответственный за выпуск — М. Вишневская Редактор — Е. Алифанова Оригинал-макет — Н. Панина Обложка — 6. Воскресенский ООО «Издательство ГНОМ и Д» 103045, г. Москва, ул. Садовая-Спасская, д. 4, стр. 1. Тел. /факс (095) 207-13-96, 207-27-37, 282-71-30 Лицензия ИД №00619 от 22. 12. 1999 г. Сдано в набор 10. 01. 99.
Подписано в печать 30. 01. 2002. Печать офсетная. Объем 5 п. л. Формат 60x90/8. Тираж 20000 экз. (1-ый завод 7000) Заказ № 4409 Отпечатано в ДПК, г. Домодедово, Каширское ш., д. 4, корп. 1 Введение Данное пособие адресовано начинающим логопедам, работающим в старших группах для детей с общим недоразвитием речи. Значительная часть детей, особенно с общим недоразвитием речи I и II уровня, поступающих в логопедические группы, кроме логопедического дефекта, имеют сопутствующие нарушения: снижение познавательной активности, отклонения в эмоционально-волевой сфере и общей моторике, часто страдают различными соматическими заболеваниями, что, как правило, находит отражение в медицинских заключениях (ЗПР, нарушение осанки, плоскостопие, невротические реакции, сердечно-сосудистые и желудочно-кишечные заболевания и т. д. ). Поэтому особое значение приобретает физическое развитие, укрепление здоровья детей, профилактика нарушений осанки, зрения и т. д., что нашло отражение в режиме дня, сетке занятий. Общее количество фронтальных занятий значительно сокращено. Одновременно увеличен удельный вес индивидуальной работы с детьми как во время индивидуальных занятий, так и в процессе общения с ними в бытовой, игровой и трудовой деятельности. За счет сокращения «сидячих» фронтальных занятий увеличено время для занятий физкультурой, ритмикой, корригирующей, артикуляционной и пальчиковой гимнастикой. В пособии предложен минимум фронтальных логопедических занятий, достаточный для усвоения детьми программного материала I периода (сентябрь, октябрь, ноябрь). Сетка занятий в старшей логопедической группе для детей с ОНР 2-ой год обучения
Режим дня
в старшей логопедической группе для детей с ОНР
2-4409 Календарный план проведения фронтальных занятий по формированию лексико-грамматических категорий и развитию связной речи (/ период)
| Понятия предмет и действие. | " Найди и назови предметы", " Телефон", " Дружные слова". | Составление простых нераспространенных предложений по простым сюжетным 1-фигурным картинкам по образцу. Постановка вопросов к 1-фигурным картинкам по образцу. | Умывальные принадлежности: полотенце, зубная щетка, мыльница и т. д. Сюжетные 1-фигурные картинки: Мальчик умывается. Девочка умывается. Девочка вытирается. Мальчик вытирается. Лебедь плавает. Лодка плавает. Утка стоит. Автомобиль стоит. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Октябрь | Одушевленные и неодушевленные существительные. | " Живые-неживые", " Что это и кто это? ", " Бегите ко мне". | Постановка вопросов к простым сюжетным картинкам с одушевленными и неодушевленными предметами. | Предметные картинки: Гном, девочка, мальчик, заяц, пингвин, дельфин, стол, стул, кровать, диван, кресло (Т. Б. Филичева. " Дид. материал... ". Сюжетные картинки: Самолет летит. Утка летит. Дождь идет. Девочка идет. Девочка стоит Стакан стоит на столе, около стола. Кошка лежит Мяч лежит под диваном, на диване. Фрагменты картинок: дельфин, пингвин, заяц, утка, стол, стул, кровать, самолет. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Существительные с уменьшительно-ласкательным значением. | " 4-ый лишний", " Две рейки", " Исправим ошибки Гнома" | Составление и проговаривание словосочетаний количественных числительных один, одна с существительными. | Демонстрационная карточка с цифрой 1. Предметные картинки: Гном, овощи и фрукты |
|
№ | Тема занятия | Лексико-грамматические игры и упражнения | Связная речь | Оборудование | |
Именительный падеж множественного числа существительных. | " Назови предметы", " Раз-два-три", " Эхо". | Договаривание предложений. | Демонстрационные игрушки: кубики, утята, котята, петухи, попугаи (счетный материал). Предметные картинки: серия " Один — много" из пособия Т. Б. Филичевой " Дидактический материал... " | ||
Ill лицо единственного и множественного числа глаголов настоящего времени. | " Парные картинки", " Эхо" или игра в мяч. | Составление простых нераспространенных предложений по простым сюжетным картинкам. Работа с деформированным текстом по простой пейзажно-сюжетной картине " Осень". | Пейзажно-сюжетная картина " Осень". Сюжетные картинки (парные) на глаголы 3-го л. ед. и мн. ч. настоящего времени: 1) из пособия Т. Б. Филичевой: Мальчик наливает воду в лейку — наливают. Девочка поет — поют. Мальчик покупает лимоны — покупают. Девочка пьет сок — пьют. Мальчик заливает каток — заливают. 2) Самолет летит. — Самолеты летят. Лебедь плавает. — Лебеди плавают. Пингвин стоит. — Пингвины стоят. Дельфин плавает. — Дельфины плавают. | ||
Существительные с уменьшительно-ласкательным значением. | " Катя и Катенька", " Большой—маленький", " Назови ласково", " Подарим игрушки Кате и Катеньке". | Договаривание предложений. | 2 куклы (большая и маленькая). Текст русской народной песенки " Петушок". Предметные картинки: 1) серия " Большой — маленький" из посо- бия Т. Б. Филичевой " Дид. материал... "; 2) игрушки большие — маленькие. | ||
Притяжательные местоимения мой, моя. | " Чудесный сундучок", " Телефон". Счет 1-5-моя тапка, моя туфля. " Бегите ко мне", " 4-ый лишний". | Проговаривание предложений в игре " 4-ый лишний" по образцу. | Демонстрационные предметы: сундучок с предметами детской одежды и 2 " лишними" предметами (тапка и шапка). Предметные картинки: одежда, обувь, головные уборы (пособие Т. Б. Филичевой " Дидактический материал... " ) |
Оборудование | Парные сюжетные картинки на глаголы настоящего и прошедшего времени (сов. и не-сов. вида) из пособия Т. Б. Филичевой " Дидактический материал... " Сюжетные картинки из занятия 2, 3. Предметные картинки: Гном, мальчик, девочка. Полоски для схематического обозначения слов. | Сюжетные картинки: " Крестьянский двор", " Ваня лепит зайчика", " Таня пьет сок" (пособие Т. Б. Филичевой " Дидактический материал... " ). Предметные картинки: Мальчик, девочка, зайка, стакан сока. Полоски для составления схемы предложений (дл. 50 см — 1 шт., дл. 15 см — 3 шт. ). Демонстрационные предметы: ваза, чашка, блюдце, стакан. | Предметные картинки: а) деревья (липа, дуб, клен, ясень, береза, каштан) на панно; б) сосна, ель — на столе у логопеда; в) ветки деревьев с плодами, листьями или хвоей - на столах у детей. | Игрушки: мяч, сачок. Сюжетные картинки на приставочные глаголы из пособия Т. Б. Филичевой " Дидактический материал... " (5 групп глаголов). Текст стихотворения С. Я. Маршака " Мяч". | ||||
Связная речь | Преобразование предложений по сюжетным картинкам. Составление предложений по 2 опорным предметным картинкам. Постановка вопросов к сюжетным картинкам. | Полные ответы на вопросы. Составление простых предложений с прямым дополнением по сюжетным картинкам. | Договаривание предложений. Преобразование предложений. Проговаривание полных ответов в играх. | Составление предложений с приставочными глаголами по демонстрации действий. Договаривание предложений приставочными глаголами по сюжетным картинкам. | ||||
Лексико-грамматические игры и упражнения | " Сейчас или раньше", " Скажем про Таню и Ваню", " Эхо", " Исправим ошибки Гнома". | " Живые предложения", " Путаница", " Потерялись слова" | " Чего не стало? ", " Скажи дальше", " Эхо", " Какого дерева лист, ветка, плод? " | " Наоборот", " Потерялись слова", " Путаница" | ||||
Тема занятия | Глаголы прошедшего времени единственного числа. | Винительный падеж единственного числа существительных. Понятие предложение | Родительный падеж единственного числа существительных без предлогов и с предлогом у | Приставочные глаголы | ||||
£ ' | ||||||||
Мес. |
НОЯБРЬ
|
|
|