Занятие З. Понятие СЛОВО. План занятия. 2. Упражнение в постановке вопросов кто это? что это? —
Занятие З Тема. Одушевленные и неодушевленные предметы. Понятие СЛОВО Цель: 1. Различение одушевленных и неодушевленных предметов путем соотнесения с вопросительными местоимениями кто, что. 2. Упражнение в постановке вопросов кто это? что это? — подготовка к овладению диалогической речью. 3. Первоначальное понятие о слове. Оборудование: Предметные картинки: Гном, зайка, девочка, мальчик, пингвин, дельфин, стол, стул, кровать и 2 картинки из пособия Т. Б. Филичевой (диван, кресло). Простые сюжетные 1-фигурные картинки: Самолет летит. Утка летит. Девочка идет. Дождь идет. Девочка стоит около стола. Стакан стоит на столе. Кошка лежит на диване. Мяч лежит под диваном. Фрагменты картинок: дельфин, пингвин, стол, стул, кровать, самолет, зайка, утка. План занятия I. Припоминание и называние: а) действий, б) предметов. II. Упражнение в различении одушевленных и неодушевленных предметов — игра «Поможем Гному отобрать живые (а), неживые — (б) предметы». 1. Проговаривание предметов на картинках, выставленных на панно. 2. Инструкция: а) живые предметы отбираем с помощью вопроса кто? кто это? б) неживые — что? что это? 3. Дети уносят на столы правильно отобранные картинки. III. Игра «Живые — неживые»: на одушевленные предметы дети хлопают; на неодушевленные — делают выталкивающее движение вперед прогнутыми ладонями
и т. д. IV. Упражнение в постановке вопросов к простым 1-фигурным сюжетным картинкам с одушевленными и неодушевленными предметами (по образцу)
Самолет летит. — Что летит? Утка летит. — Кто летит? Девочка идет. — Дождь идет. — Девочка стоит около стола. — Стакан стоит на столе. — Кошка лежит на диване. — Мяч лежит под диваном. — V. Игра «Посмотри и назови» — упражнение в соотнесении предмета и слова, выделение слова в речевом потоке. 1. Логопед показывает 1 предмет (стол) и спрашивает, что это? 2. Дети называют этот предмет. 3. Логопед подчеркивает, что он показал, а дети назвали 1 предмет. 4. Дети закрывают глаза, логопед называет этот предмет (стол) и спрашивает, сколько он назвал слов (1). Вывод: предмет один и слово одно. То же с 2 предметами (стол, стул), затем с 3 предметами (диван, стол, стул). Вывод: Сколько предметов, столько же слов, каждый предмет называют словом. VI. Игра «Что или кто это? » — узнавание предметов по части и упражнение в постановке вопросов к одушевленным и неодушевленным предметам по данному логопедом образцу (дети по очереди берут фрагмент картинки и задают вопрос товарищам кто это? или что это? ). VII. Подбор предметов к действиям — упражнение в узнавании предмета по действию: мяукает — гудит - учится - клюет — едет - поет - лает — звенит - дует - летает — отдыхает - светит - греет — квакает - катится - VIII. Игра «Бегите ко мне»: а) с картинками, изображающими живые предметы; б) неживые предметы. IX. Итог. Предметы бывают живые и неживые. Как мы их различаем? Каждый предмет обозначается (называется) словом.
Закрепление вне занятия 1. Игра «4-й лишний» (мебель — бытовые приборы). 2. Игра «Узнай предмет по части». 3. Игра «Живые — неживые». 4. Игра «Узнай предмет по действию». 5. Рисование двумя руками одновременно «Кошка и мяч» (с опорой на геометрические формы). Занятие 4 Тема. Количественные числительные ОДИН, ОДНА Цель: 1. Согласование количественных числительных ОДИН, ОДНА с существительными в роде. 2. Развитие внимания и памяти (увеличение объема). 3. Совершенствование операций классификация, обобщение, исключение. Оборудование: Демонстрационная карточка с цифрой 1. Предметные картинки: Гном, овощи и фрукты из 4 альбомов «Дидактического материала» Коноваленко В. В., Коноваленко С. В. План занятия I. Припоминание овощей, фруктов (сложная инструкция). II. Игра «4-ый лишний» — упражнение в классификации, обобщении, исключении, груша, абрикос, репа — одна репа ананас, огурец, свекла — один ананас апельсин, морковка, лимон — одна морковка слива, ананас, кабачок- вишня, помидор, капуста- огурец, груша, свекла - абрикос, апельсин, огурец- свекла, абрикос, слива- помидор, капуста, слива- абрикос, помидор, апельсин- III. Игра «Раз — два — три»: а) поднимаются карточки с фруктами и проговариваются с числом 1 по цепочке; б) то же с овощами. IV. Игра «Две рейки» — классификация картинок по соотнесению с числительными ОДНА, ОДИН: а) на I рейку дети выставляют овощи и фрукты, к которым подходит числительное ОДНА («про которые говорим одна»); б) на II — овощи и фрукты, к которым подходит числительное один («про которые говорим один»). V. Игра «Исправим ошибки Гнома». Гном тоже решил поиграть и называет овощи и фрукты с числом 1: На грядке растет один луковица, одна баклажан, один редиска. В саду поспели одна абрикос и один черешня. На блюде лежит одна апельсин и одна лимон. В магазине продается одна арбуз, один дыня и один тыква. VI. Игры на развитие внимания и памяти с использованием цифровой карточки 1 и пяти картинок.
«Что изменилось? » «Чего не стало? » «Что прибавилось? » «Отгадай картинку». VII. Итог. С разными предметами мы число 1 называем по-разному — один или одна. Закрепление вне занятия 1. Игра «4-ый лишний». 2. Игра «Соберем овощи (фрукты) в корзину». 3. Игра «Эхо» — к числительным один, одна добавляются соответствующие предметы. 4. Игра в мяч — к предметам добавляются числительные один или одна. 5. Аппликация «1 груша и 1 слива на тарелке» («1 помидор, 1 огурец, 1 морковка в корзине»).
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|