Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Занятие З. Понятие СЛОВО. План занятия. 2.   Упражнение в постановке вопросов кто это? что это? —




Занятие З

Тема.     Одушевленные и неодушевленные предметы.

Понятие СЛОВО

Цель:           1. Различение одушевленных и неодушевленных предметов путем соотнесения с вопросительными местоимениями кто, что.

2.    Упражнение в постановке вопросов кто это? что это? —

подготовка к овладению диалогической речью.

3.    Первоначальное понятие о слове.


Оборудование:    Предметные картинки:   Гном, зайка, девочка, мальчик,

пингвин, дельфин, стол, стул, кровать и 2 картинки из пособия Т. Б. Филичевой (диван, кресло).

Простые сюжетные 1-фигурные картинки:


Самолет летит.

Утка летит.

Девочка идет.

Дождь идет.

Девочка стоит около стола.

Стакан стоит на столе.

Кошка лежит на диване.

Мяч лежит под диваном.


Фрагменты картинок:    дельфин, пингвин, стол, стул, кровать,

самолет, зайка, утка.


План занятия

I.     Припоминание и называние: а) действий, б) предметов.

II.    Упражнение в различении одушевленных и неодушевленных предметов — игра «Поможем Гному отобрать живые (а), неживые — (б) предметы».

1. Проговаривание предметов на картинках, выставленных на панно.

2. Инструкция:

а)   живые предметы отбираем с помощью вопроса кто? кто это?

б)   неживые — что? что это?

3.     Дети уносят на столы правильно отобранные картинки.

III. Игра «Живые — неживые»:

на одушевленные предметы дети хлопают;

на неодушевленные — делают выталкивающее движение вперед прогнутыми ладонями

аист дом котенок санки
кубик лиса собака карандаш
полотенце ученик стол свинья
пингвин дельфин заяц девочка
дедушка бабушка диван кресло

и т. д.

IV. Упражнение в постановке вопросов к простым 1-фигурным сюжетным картинкам с одушевленными и неодушевленными предметами (по образцу)

Самолет летит. — Что летит?

Утка летит. — Кто летит?

Девочка идет.

Дождь идет.

Девочка стоит около стола.

Стакан стоит на столе. —

Кошка лежит на диване.

Мяч лежит под диваном.

V.    Игра «Посмотри и назови» — упражнение в соотнесении предмета и слова, выделение слова в речевом потоке.

1. Логопед показывает 1 предмет (стол) и спрашивает, что это?

2. Дети называют этот предмет.

3. Логопед подчеркивает, что он показал, а дети назвали 1 предмет.

4. Дети закрывают глаза, логопед называет этот предмет (стол) и спрашивает,

         сколько он назвал слов (1).

Вывод: предмет один и слово одно.


То же с 2 предметами (стол, стул), затем с 3 предметами (диван, стол, стул).

Вывод: Сколько предметов, столько же слов, каждый предмет называют словом.

VI.   Игра «Что или кто это? » — узнавание предметов по части и упражнение в постановке вопросов к одушевленным и неодушевленным предметам по данному логопедом образцу (дети по очереди берут фрагмент картинки и задают вопрос товарищам кто это? или что это? ).

VII. Подбор предметов к действиям — упражнение в узнавании предмета по действию:

мяукает —                       гудит -                                          учится -

клюет —                           едет -                                                       поет -

лает —                             звенит -                                        дует -

летает —                         отдыхает -                                  светит -

греет   —                        квакает -                                      катится -

VIII. Игра «Бегите ко мне»:

а)    с картинками, изображающими живые предметы;

б)   неживые предметы.

IX.   Итог. Предметы бывают живые и неживые. Как мы их различаем? Каждый предмет обозначается (называется) словом.

Закрепление вне занятия

1. Игра «4-й лишний» (мебель — бытовые приборы).

2. Игра «Узнай предмет по части».

3. Игра «Живые — неживые».

4. Игра «Узнай предмет по действию».

5. Рисование двумя руками одновременно «Кошка и мяч» (с опорой на геометрические формы).

Занятие 4

Тема. Количественные числительные ОДИН, ОДНА

Цель:          1. Согласование количественных числительных ОДИН, ОДНА с существительными в роде.

2. Развитие внимания и памяти (увеличение объема).

3. Совершенствование операций классификация, обобщение, исключение.


Оборудование:     Демонстрационная карточка с цифрой 1.

Предметные картинки: Гном, овощи и фрукты из 4 альбомов

«Дидактического материала» Коноваленко В. В., Коноваленко С. В.


План занятия

I.     Припоминание овощей, фруктов (сложная инструкция).

II.    Игра «4-ый лишний» — упражнение в классификации, обобщении, исключении,
осложненное заданием сочетать ответ с использованием цифровой карточки 1.

груша, абрикос, репа — одна репа

ананас, огурец, свекла — один ананас

апельсин, морковка, лимон — одна морковка


слива, ананас, кабачок-                      

вишня, помидор, капуста-           

огурец, груша, свекла -                 

абрикос, апельсин, огурец-                

свекла, абрикос, слива-                 

помидор, капуста, слива-                 

абрикос, помидор, апельсин-            

III.   Игра «Раз — два — три»:

а)    поднимаются карточки с фруктами и проговариваются с числом 1 по цепочке;

б)   то же с овощами.

IV.   Игра «Две рейки» — классификация картинок по соотнесению с числительными ОДНА, ОДИН:

а)    на I рейку дети выставляют овощи и фрукты, к которым подходит числительное ОДНА («про которые говорим одна»);

б)   на II — овощи и фрукты, к которым подходит числительное один («про которые говорим один»).

V.    Игра «Исправим ошибки Гнома».

Гном тоже решил поиграть и называет овощи и фрукты с числом 1: На грядке растет один луковица, одна баклажан, один редиска. В саду поспели одна абрикос и один черешня. На блюде лежит одна апельсин и одна лимон. В мага­зине продается одна арбуз, один дыня и один тыква.

VI.   Игры на развитие внимания и памяти с использованием цифровой карточки 1 и пяти картинок.

«Что изменилось? »                                   «Чего не стало? »

«Что прибавилось? »                                  «Отгадай картинку».

VII. Итог.

С разными предметами мы число 1 называем по-разному — один или одна.

Закрепление вне занятия

1. Игра «4-ый лишний».

2. Игра «Соберем овощи (фрукты) в корзину».

3. Игра «Эхо» — к числительным один, одна добавляются соответствующие предметы.

4. Игра в мяч — к предметам добавляются числительные один или одна.

5. Аппликация «1 груша и 1 слива на тарелке» («1 помидор, 1 огурец, 1 морковка в корзине»).

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...