Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

3анятue 7. Существительные с уменьшительно-ласкательным значением. Занятие 8. существительных с уменьшительно-ласкательным значением.




3анятue 7

Тема.

Существительные с уменьшительно-ласкательным значением

1.   Упражнение в образовании и практическом употреблении

существительных с уменьшительно-ласкательным значением.

2. Знакомство с ласкательными именами людей.

3. Договаривание предложений.

Оборудование:   Две куклы (большая и маленькая).

Текст русской народной песенки «Петушок». Предметные картинки:

а)игрушки большие и маленькие;

б)серия «Большой—маленький» из пособия Т. Б. Филичевой «Дидактический материал... »

План занятия

I. Рассматривание маленькой куколки и придумывание ей ласковых имен каждым ребенком.

II. Игра «Катя и Катенька» — договаривание предложений.


1. Рассматривание частей тела кукол, сравнение, проговаривание.

Это большая кукла Катя.                  — А это маленькая куколка (Катенъка).

У Кати большая голова.                                 -А у Катеньки маленькая (головка).

У Кати большие руки.                                   -А у Катеньки маленькие (ручки).

У Кати большие ноги.                                   -А у Катеньки маленькие (ножки).

У Кати  большое тело.                                   -А у Катеньки маленькое (тельце).

-У Кати длинные красивые волосы. — А у Катеньки длинные красивые(волосики).

 2. Рассматривание одежды кукол

У Кати нарядное платье               — А у Катеньки нарядное (платьице)

с короткими (длинными) рукавами, — с короткими (длинными) (рукавчиками),

с кружевным воротником,             — с кружевным (воротничком),

с нарядными оборками                  — с нарядными (оборочками)

и узким поясом.                                — и узеньким (пояском).

III.   Игра «Подарим игрушки Кате и Катеньке»:

а)   с картинками, на которых изображены игрушки, отличающиеся только размером;

б)   с придуманными детьми словами.

IV. Игра «Назовем ласково»:

Катя — Катенька                 Ваня —                мама —

Оля —                                    Петя —                 папа —

Люся                                        —                            Саша —     хлеб —

Валя —                                    Саня —                  масло —

Маша                                       —                            Миша —    молоко —

Таня —                                    Костя —                трава —

Наташа —                               Коля —                  дерево —

Юля —                                    Толя —                 дом —

Соня —                                    Вова —                 лист —

V.    Физкультминутка.

VI. Выделение слов с уменьшительно-ласкательным значением из русской народной песенки «Петушок»:

Петушок, петушок,

Золотой гребешок,

Масляна головушка,

Шелкова бородушка,

Выгляни в окошко,

Дам тебе горошка.

VII. Игра «Большой—маленький» по серии картинок с данным названием.

VIII. Итог. Называние друг друга ласковыми именами.

Закрепление вне занятия.

1. Инсценирование сказки «Теремок».

2. Чтение с элементами драматизации сказки «Петушок и бобовое зернышко».

3. Игра «Назови ласково» (членов семьи, близких людей).

4. Игра «Большой—маленький».

5. Аппликация «Игрушки для Кати и Катеньки».

 


Занятие 8

Тема.     Притяжательные местоимения МОЙ, МОЯ

Цель: 1. Практическое усвоение рода существительных.

Соотнесение существительных мужского и женского рода с притяжательными местоимениями МОЙ, МОЯ.

2. Упражнения в употреблении притяжательных местоимений МОЙ, МОЯ.

3. Совершенствование мыслительных операций обобщение, классификация,

исключение.

Оборудование:   Сундучок с одеждой детей (по 1 предмету, принадлежащему

каждому ребенку), 2 «лишними»предметами (шапка, тапка). Предметные картинки: одежда, обувь, головные уборы

из пособия Т. Б. Филичевой «Дидактический материал... ».

План занятия

I.     Называние головных уборов, обуви, одежды (сложная, 3-ступенчатая инструкция).

II.    Игра «Чудесный сундучок».

1.    Инструкция:

а)  вынимаете из сундучка только предметы, относящиеся к одежде;

б)  называете их словами мой или моя, если это ваши вещи;

в)  а если это не ваши вещи, то со словами не мой или не моя;

г)  тогда хозяин вещей должен их назвать со словами мой или моя.

2. Игровые действия детей — по очереди выходят к столу, достают из сундучка и по инструкции проговаривают предметы.

3. Лишними остаются шапка и тапка. Дети объясняют, почему они лишние.

4. Дети быстро уносят вещи в свои шкафчики.

 

III. Закрепление рода существительного тапка (туфля) — прямой и обратный счет в сочетании с местоимением моя — 1--> -5 — моя тапка (туфля).

IV. Игра «4-ый лишний» — исключение «лишнего» с использованием притяжательных местоимений мой, моя и проговариванием объяснения:

рубашка, плащ, костюм, шляпа — варежки, майка, валенки, свитер халат, юбка, носки, панама —

Образец: «Моя рубашка, мой плащ, мой костюм, моя шляпа. Шляпа лишняя. Это головной убор».

V.    Подбор оставшихся картинок к местоимениям моя, мой:

рубашка, плащ, костюм варежки, майка, свитер халат, юбка, носки Дети уносят картинки на столы.

VI. Игра «Телефон» — припоминание и проговаривание с местоимениями мой, моя одежды из «Чудесного сундучка».

VII. Игра «Бегите ко мне» с картинками:

а)   на правое панно выставляются картинки к слову мой;

б)   на левое панно выставляются картинки к слову моя.

 


VIII. Итог.

Закрепление вне занятия

1. Игра «Промтоварный магазин».

2. Игра «Эхо» — подбор предметов к местоимениям мой, моя.

3. Игра «Назови части предмета» (одежда, обувь).

4. Игра «Телефон» (детская одежда, зимняя, летняя одежда).

5. Декоративное рисование «Украсим платье (варежки, сарафан)».

3анятие 9

Тема. Глаголы прошедшего времени единственного числа

Цель: 1. Практическое усвоение (понимание) прошедшего времени глаголов.

2.   Согласование глаголов прошедшего времени единственного числа

с существительными в роде.

3. Развитие диалогической речи.

4. Подготовка к выделению слова из предложения и схематическому

обозначению слов в предложении.

Оборудование:   Парные сюжетные картинки на настоящее и прошедшее время

глаголов (совершенный и несовершенный вид) из пособия Т. Б. Филичевой «Дидактический материал... ».

Сюжетные картинки из занятий 2, 3.

Предметные картинки: Гном, мальчик Ваня и девочка Таня, хлеб, конфеты, пряники, бублик.

Полоски для схематического обозначения слов.

План занятия

I.     Называние действий, кроме топать, хлопать, прыгать.

II.    Игра «Сейчас или раньше» — упражнение в различении глаголов настоящего и прошедшего времени (вид глагола не принимается во внимание):

1. Парные картинки из пособия Т. Б. Филичевой в конвертах на столах у детей (у каждого пара).

2. Сначала отбираются и выставляются на левое панно картинки, к которым подходит слово сейчас с обязательным проговариванием картинок со словом сейчас.

3. Затем проговариваются и выставляются на правое панно картинки, к которым подходит слово раньше (вчера).

4. Упражнение в постановке вопросов к картинкам на левом и правом панно. Сопоставление вопросов.

III.   Игра с картинками на правом панно «Скажем про Таню и Ваню» — упражнение в различении и употребление в речи глаголов мужского и женского рода единственного числа прошедшего времени.

Дети делятся на 2 команды: Танину и Ванину.

Танина команда отбирает и проговаривает картинки и вопросы к ним про Таню:

Таня подметала пол.

Что делала Таня?


Ванина команда отбирает и проговаривает картинки и вопросы к ним про Ваню:

Ваня делал тачку.

Что делал Ваня? И т. д.

IV. Игра «Эхо» — преобразование единственного числа настоящего времени глаголов в прошедшее по сюжетным картинкам по образцу.

Мальчик умывается. — Вчера мальчик умывался. Девочка умывается. — Вчера девочка умывалась. (см. сюжетные картинки из занятий 2, 3)

V.    Игра «Исправим ошибки Гнома» — упражнение в запоминании и исправлении пяти действий (глаголов прошедшего времени единственного числа):

1. Ваня проснулась, сделала зарядку, умылась, выпила чай и пошла в школу.

2. Таня встал, после зарядки и завтрака пошел в магазин за продуктами, купил хлеб, масло, сыр, вернулся домой, убрал в квартире.

VI. Составление предложений с глаголами прошедшего времени единственного числа по 2 опорным предметным картинкам и элементам схемы.

Опорные картинки:

Таня____конфеты хлеб      

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...