3анятue 7. Существительные с уменьшительно-ласкательным значением. Занятие 8. существительных с уменьшительно-ласкательным значением.
3анятue 7
Существительные с уменьшительно-ласкательным значением 1. Упражнение в образовании и практическом употреблении существительных с уменьшительно-ласкательным значением. 2. Знакомство с ласкательными именами людей. 3. Договаривание предложений. Оборудование: Две куклы (большая и маленькая). Текст русской народной песенки «Петушок». Предметные картинки: а)игрушки большие и маленькие; б)серия «Большой—маленький» из пособия Т. Б. Филичевой «Дидактический материал... » План занятия I. Рассматривание маленькой куколки и придумывание ей ласковых имен каждым ребенком. II. Игра «Катя и Катенька» — договаривание предложений. 1. Рассматривание частей тела кукол, сравнение, проговаривание. Это большая кукла Катя. — А это маленькая куколка (Катенъка). У Кати большая голова. -А у Катеньки маленькая (головка). У Кати большие руки. -А у Катеньки маленькие (ручки). У Кати большие ноги. -А у Катеньки маленькие (ножки). У Кати большое тело. -А у Катеньки маленькое (тельце). -У Кати длинные красивые волосы. — А у Катеньки длинные красивые(волосики). 2. Рассматривание одежды кукол У Кати нарядное платье — А у Катеньки нарядное (платьице) с короткими (длинными) рукавами, — с короткими (длинными) (рукавчиками), с кружевным воротником, — с кружевным (воротничком), с нарядными оборками — с нарядными (оборочками) и узким поясом. — и узеньким (пояском).
III. Игра «Подарим игрушки Кате и Катеньке»: а) с картинками, на которых изображены игрушки, отличающиеся только размером; б) с придуманными детьми словами. IV. Игра «Назовем ласково»: Катя — Катенька Ваня — мама — Оля — Петя — папа — Люся — Саша — хлеб — Валя — Саня — масло — Маша — Миша — молоко — Таня — Костя — трава — Наташа — Коля — дерево — Юля — Толя — дом — Соня — Вова — лист — V. Физкультминутка. VI. Выделение слов с уменьшительно-ласкательным значением из русской народной песенки «Петушок»: Петушок, петушок, Золотой гребешок, Масляна головушка, Шелкова бородушка, Выгляни в окошко, Дам тебе горошка. VII. Игра «Большой—маленький» по серии картинок с данным названием. VIII. Итог. Называние друг друга ласковыми именами. Закрепление вне занятия. 1. Инсценирование сказки «Теремок». 2. Чтение с элементами драматизации сказки «Петушок и бобовое зернышко». 3. Игра «Назови ласково» (членов семьи, близких людей). 4. Игра «Большой—маленький». 5. Аппликация «Игрушки для Кати и Катеньки».
Занятие 8 Тема. Притяжательные местоимения МОЙ, МОЯ Цель: 1. Практическое усвоение рода существительных. Соотнесение существительных мужского и женского рода с притяжательными местоимениями МОЙ, МОЯ. 2. Упражнения в употреблении притяжательных местоимений МОЙ, МОЯ.
3. Совершенствование мыслительных операций обобщение, классификация, исключение. Оборудование: Сундучок с одеждой детей (по 1 предмету, принадлежащему каждому ребенку), 2 «лишними»предметами (шапка, тапка). Предметные картинки: одежда, обувь, головные уборы из пособия Т. Б. Филичевой «Дидактический материал... ». План занятия I. Называние головных уборов, обуви, одежды (сложная, 3-ступенчатая инструкция). II. Игра «Чудесный сундучок». 1. Инструкция: а) вынимаете из сундучка только предметы, относящиеся к одежде; б) называете их словами мой или моя, если это ваши вещи; в) а если это не ваши вещи, то со словами не мой или не моя; г) тогда хозяин вещей должен их назвать со словами мой или моя. 2. Игровые действия детей — по очереди выходят к столу, достают из сундучка и по инструкции проговаривают предметы. 3. Лишними остаются шапка и тапка. Дети объясняют, почему они лишние. 4. Дети быстро уносят вещи в свои шкафчики.
III. Закрепление рода существительного тапка (туфля) — прямой и обратный счет в сочетании с местоимением моя — 1--> -5 — моя тапка (туфля). IV. Игра «4-ый лишний» — исключение «лишнего» с использованием притяжательных местоимений мой, моя и проговариванием объяснения: рубашка, плащ, костюм, шляпа — варежки, майка, валенки, свитер — халат, юбка, носки, панама — Образец: «Моя рубашка, мой плащ, мой костюм, моя шляпа. Шляпа лишняя. Это головной убор». V. Подбор оставшихся картинок к местоимениям моя, мой: рубашка, плащ, костюм варежки, майка, свитер халат, юбка, носки Дети уносят картинки на столы. VI. Игра «Телефон» — припоминание и проговаривание с местоимениями мой, моя одежды из «Чудесного сундучка». VII. Игра «Бегите ко мне» с картинками: а) на правое панно выставляются картинки к слову мой; б) на левое панно выставляются картинки к слову моя.
VIII. Итог. Закрепление вне занятия 1. Игра «Промтоварный магазин». 2. Игра «Эхо» — подбор предметов к местоимениям мой, моя. 3. Игра «Назови части предмета» (одежда, обувь). 4. Игра «Телефон» (детская одежда, зимняя, летняя одежда). 5. Декоративное рисование «Украсим платье (варежки, сарафан)». 3анятие 9 Тема. Глаголы прошедшего времени единственного числа
Цель: 1. Практическое усвоение (понимание) прошедшего времени глаголов. 2. Согласование глаголов прошедшего времени единственного числа с существительными в роде. 3. Развитие диалогической речи. 4. Подготовка к выделению слова из предложения и схематическому обозначению слов в предложении. Оборудование: Парные сюжетные картинки на настоящее и прошедшее время глаголов (совершенный и несовершенный вид) из пособия Т. Б. Филичевой «Дидактический материал... ». Сюжетные картинки из занятий 2, 3. Предметные картинки: Гном, мальчик Ваня и девочка Таня, хлеб, конфеты, пряники, бублик. Полоски для схематического обозначения слов. План занятия I. Называние действий, кроме топать, хлопать, прыгать. II. Игра «Сейчас или раньше» — упражнение в различении глаголов настоящего и прошедшего времени (вид глагола не принимается во внимание): 1. Парные картинки из пособия Т. Б. Филичевой в конвертах на столах у детей (у каждого пара). 2. Сначала отбираются и выставляются на левое панно картинки, к которым подходит слово сейчас с обязательным проговариванием картинок со словом сейчас. 3. Затем проговариваются и выставляются на правое панно картинки, к которым подходит слово раньше (вчера). 4. Упражнение в постановке вопросов к картинкам на левом и правом панно. Сопоставление вопросов. III. Игра с картинками на правом панно «Скажем про Таню и Ваню» — упражнение в различении и употребление в речи глаголов мужского и женского рода единственного числа прошедшего времени. Дети делятся на 2 команды: Танину и Ванину. Танина команда отбирает и проговаривает картинки и вопросы к ним про Таню: Таня подметала пол. Что делала Таня? Ванина команда отбирает и проговаривает картинки и вопросы к ним про Ваню: Ваня делал тачку. Что делал Ваня? И т. д. IV. Игра «Эхо» — преобразование единственного числа настоящего времени глаголов в прошедшее по сюжетным картинкам по образцу. Мальчик умывается. — Вчера мальчик умывался. Девочка умывается. — Вчера девочка умывалась. (см. сюжетные картинки из занятий 2, 3)
V. Игра «Исправим ошибки Гнома» — упражнение в запоминании и исправлении пяти действий (глаголов прошедшего времени единственного числа): 1. Ваня проснулась, сделала зарядку, умылась, выпила чай и пошла в школу. 2. Таня встал, после зарядки и завтрака пошел в магазин за продуктами, купил хлеб, масло, сыр, вернулся домой, убрал в квартире. VI. Составление предложений с глаголами прошедшего времени единственного числа по 2 опорным предметным картинкам и элементам схемы. Опорные картинки: Таня____конфеты хлеб
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|