Занятие 10. Родительный падеж единственного числа существительных без предлога и с предлогом У
Итог. Закрепление вне занятия 1. Игра «Сейчас или вчера». 2. Игра «Эхо» — преобразование наст. вр. глагола в прошедшее. 3. Игра «Запомни, повтори». летал — плавал — ехал — стоял стояла — летала — плавала — ехала 4. Нарисовать обеими руками одновременно геометрические фигуры. Занятие 10 Тема. Винительный падеж единственного числа существительных Цель: 1. Практическое различение винительного падежа единственного числа одушевленных и неодушевленных существительных. 2. Составление простых распространенных предложений с прямым дополнением по сюжетным картинкам. 3. Знакомство с понятием предложение. 4. Схематическое обозначение предложения.
Оборудование: сюжетные картинки: «Крестьянский двор», «Ваня лепит зайчика», «Таня пьет сок» из пособия Т. Б. Филичевой «Дидакт. материал... » Предметные картинки: Ваня, Таня, зайка, стакан сока. Полоски для составления схемы предложения 50 см — предложение (1), 15 см — слово (3) Предметы: ваза, стакан, чашка, блюдце. План занятия I. Придумывание вопросов по знакомым картинкам со словом вчера. II. Рассматривание сюжетной картины «Крестьянский двор»: 1) Отыскивание и называние живых и неживых предметов на картине. 2) Постановка вопросов: Что ты видишь? Кого ты видишь? Сопоставление вопросов и определение, какой из них относится к живым, а какой к неживым предметам. 3) Полные ответы на эти вопросы. III. Составление простых распространенных предложений с прямым дополнением по сюжетным картинкам с помощью вопросов и иллюстративно-графической схемы 1) Картинка «Ваня лепит зайку» Кто это? Сколько это слов? Что делает Ваня?
Сколько это слов? Кого лепит Ваня? Чтение с пропуском первого, второго, третьего слова по очереди. Вывод: Эти три слова не могут друг без друга, они связаны, «дружат» друг с другом и вместе называются предложением. 2) Аналогично составляется предложение и схема по второй картинке «Таня пьет сок». IV. Игра «Живое предложение» с предметами (ваза, чашка, стакан, блюдце) и полосками-схемами для пропущенных и придуманных детьми глаголов (действий). Таня покупает вазу (Ваня, (вытирает, (блюдце, Катя моет стакан и др. ) и т. д. ) и др. ) Логопед предлагает разные варианты предложений из данных слов. V. Игра «Путаница» — преобразование деформированной фразы, закрепление понимания винительного падежа существительных. Образец: Ваза покупает Таню. — Таня покупает вазу. Чашка моет Катю. — Зайка лепит Ваню. — Чашка роняет Петю. — Заяц ловит лису. — Рыба ловит рыбака. — Рыба ловит старика. Пряжа прядет старуху. Рыбка позвала старика. Старик бранил старуху. Бабочка рисует девочку. VI. Игра «Потерялись слова» — договаривание предложений с существительными в винительном падеже единственного числа. Старик ловил неводом... . Старуха пряла свою. .. . Раз он в море закинул... . Воротись, дурачина, ты к рыбке, поклонись ей, выпроси уж... . Стал он кликать... . Как называется сказка, отрывки из которой вы услышали? Кто написал эту замечательную сказку? VII. Итог. Закрепление вне занятия 1. Игра «Живое предложение». 2. Игра «Путаница» (с предметами и полосками). 3. Составление иллюстративно-графических схем предложений по сюжетным картинкам. 4. Нарисуй обеими руками одновременно рыбу.
Тема. Занятие 11 Родительный падеж единственного числа существительных без предлога и с предлогом У Цель: 1. Упражнение в образовании родительного падежа единственного числа существительных. 2. Составление предложений с существительными в родительном падеже единственного числа с отрицанием нет. 3. Закрепление понимания и употребление предлога У. Оборудование: Предметные картинки: деревья: липа, дуб, клен, ясень, береза, каштан — на панно; сосна, ель — на столе у логопеда; ветки с плодами и листьями или хвоей — на столах у детей. План занятия I. Припоминание детенышей животных и называние, у кого кто. Образец: у кошки ко- тенок. II. Игра «Чего не стало? » — упражнение в образовании и употреблении родительного падежа единственного числа существительных с картинками, на которых изображены деревья (липа, дуб, клен, ясень, каштан, береза). Ответы на вопрос игры отчетливо проговариваются детьми: Не стало липы (клена, тополя и т. д. ). III. Игра «Какого дерева лист, ветка, плод? » (вариант «Парных картинок») — закрепление употребления родительного падежа единственного числа существительных. 1. Дети подбирают на панно парную картинку к своей ветке (листу, плоду) и получают ее, только правильно проговорив фразу «Это ветка (лист, плод) клена... ». 2. У детей остаются 2 ветки — сосны и ели. Логопед просит объяснить, почему остались эти 2 картинки (на панно нет сосны и ели). IV. Игра «Скажи дальше» — договаривание названий деревьев в родительном падеже единственного числа с предлогом у: шишки у сосны (ели) желуди... цветы... ягоды... иголки (хвоя)... пух... сережки.. . листья...
V. Физкультминутка. VI. Игра «Эхо» — преобразование предложений. Составление предложений с существительными в родительном падеже единственного числа с отрицанием нет. В лесу сосна. — В лесу нет сосны. В лесу дуб. — В лесу ель. — В лесу береза. — И т. д. VII. Игра «Потерялись слова» — договаривание предложений названиями деревьев в родительном падеже единственного числа.
Таня и Ваня собирают для букета листья (каштан). Таня подняла лист (клен). Ваня увидел лист (береза). На поляне лежали сухие листья (осина). В траве лежали желуди (дуб). Ветер шелестел листьями (тополь). К воде наклонились ветки (ива). Ярко краснеют ягоды (калина). В траву упали шишки (сосна, ель). VIII. Итог. Припоминание, у кого какого дерева была ветка. Закрепление вне занятия 1. Игра «Чего не стало? » 2. Игра «Кого не стало» (дети закрывают глаза — один ребенок выходит за дверь). 3. Игра «Телефон» (лиственные деревья, хвойные деревья). 4. Игра «Скажи дальше» (шишки — у сосны; хвоя, листья, желуди —... ). 5. Игра «Назови действия» (листья — ). 6. Рисование штрихом 2 руками одновременно «Ель». 7. Аппликация «Лист дерева» (по выбору). Занятие 12 Тема. Приставочные глаголы Цель: 1. Выделение приставочных глаголов в речевом потоке. 2. Практическое использование приставочных глаголов в речи. 3. Запоминание и выполнение сложных инструкций с приставочными глаголами. Оборудование: Мяч, сачок. Сюжетные картинки на приставочные глаголы из пособия Т. Б. Филичевой «Дидактический материал... » (на столах у детей по 1 картинке). Текст стихотворения С. Я. Маршака «Мяч». План занятия I. Припоминание и называние действий, относящихся к листьям деревьев. II. Выделение действий из отрывка из стихотворения С. Я. Маршака «Мяч». 1. Чтение логопедом стихотворения. 2. Заучивание отрывка: Покатился в огород, Докатился до ворот, Подкатился под ворота, Добежал до поворота, Там попал под колесо, Лопнул, хлопнул — Вот и все! 3. Вопросы по содержанию: О чем говорится в стихотворении? Что сделал мяч? Назовите действия мяча. Какие три действия очень похожи? Назовите их. (Покатился, докатился, подкатился). III. Воспроизведение детьми этих трех действий с мячом в групповой, умывальной комнате или раздевалке. Составление предложений по демонстрации действий. IV. Запоминание, проговаривание и выполнение сложных инструкций с приставочными глаголами.
1. Подойди к столу, обойди вокруг стола, отойди от стола к двери в раздевалку. 2. Выйди в спальню, подойди к кровати и иди в группу. 3. Войди в раздевалку, походи по ковру и приди в группу. 4. Принеси из уголка природы сачок, поднеси к столу, отнеси на окно. 5. Перенеси сачок с окна на стол, вынеси его из группы, отнеси в уголок природы. V. Игра «Наоборот» — преобразование приставочных глаголов-антонимов по образцу: налить воду в стакан — вылить воду из стакана открыть дверь — прилететь в порт — принести игрушку — подъехать к воротам — подойти к столу — VI. Игра «Потерялись слова» — договаривание предложений приставочными глаголами по сюжетным картинкам. 1. Ваня (переходит) улицу. Ваня (подходит) к дому. Ваня (входит) в дом. Ваня (вы- ходит) из дома. Ваня (обходит) дом. 2. Таня (прыгает) на площадке. Таня (перепрыгивает) через ручей. Таня (спрыгивает) со скамейки. 3. Птичка (вылетает) из клетки. Птичка (подлетает) к клетке. Птичка (влетает) в клетку. 4. Ваня (наливает) воду в стакан. Ваня (выливает) воду из стакана. Ваня (переливает) воду из стакана в стакан. Ваня поливает клумбу. 5. Машина (подъезжает) к гаражу. Машина (выезжает) из гаража. Машина (объезжает) вокруг гаража. Машина (переезжает) реку. Машина (едет) между домами. VII. Игра «Исправь ошибку» — закрепление понимания приставочных глаголов. Дети наливают цветы на клумбе. — Повар выливает запеканку подливой. — Таня обливает воду в стакан. — VIII. Припоминание 3 похожих слов-действий из стихотворения С. Я. Маршака «Мяч». Закрепление вне занятия 1. Заучивание скороговорки «Ехали мы, ехали... ». 2. Выделение приставочных глаголов из этой скороговорки. 3. Составление предложений с выделенными приставочными глаголами. 4. Рисование или аппликация «Разноцветные мячи». Календарный план проведения фронтальных логопедических занятий по формированию фонетической стороны речи (1период)
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|