Физиология крови. Эндокринной системы. Методические указания для студентов. К практическим занятиям. По самостоятельной аудиторной/внеаудиторной работе
Стр 1 из 25Следующая ⇒ МИНЗДРАВ РОССИИ федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «ДАЛЬНЕВОСТОЧНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ» МИНИСТЕРСТВА ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (ФГБОУ ВО ДВГМУ Минздрава России)
КАФЕДРА НОРМАЛЬНОЙ И ПАТОЛОГИЧЕСКОЙ ФИЗИОЛОГИИ
Физиология крови и эндокринной системы МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ СТУДЕНТОВ к практическим занятиям и по самостоятельной аудиторной/внеаудиторной работе Дисциплина: нормальная физиология Специальность: 31. 05. 01 Лечебное дело Курс 2
Семестр 3
Количество часов 36
ХАБАРОВСК, 2020 г. Методические указания подготовлены на основании рабочей программы по дисциплине «Нормальная физиология», действующего учебного плана ФГБОУ ВО ДВГМУ Минздрава России, в соответствии с требованиями ФГОС ВО по специальности 31. 05. 01 Лечебное дело (приказ Минобрнауки России от 09. 02. 2016 г. №95), утвержденного учёным советом вуза от 28. 04. 2016 протокол № 11. Автор: Владимирова Л. П., к. м. н., доцент кафедры нормальной и патологической физиологии, Курякова Н. А. преподаватель кафедры нормальной и патологической физиологии.
Рецензенты: 1. Власюк Игорь Валентинович, декан лечебного факультета, профессор кафедры патологической анатомии и судебной медицины, д. м. н., доцент 2. Ковальский Юрий Григорьевич, заведующий кафедрой биологической химии и клинической лабораторной диагностики, д. м. н., профессор
Методические указания «Физиология крови и эндокринной системы» предназначено для подготовки к практическим занятиям по разделам нормальной физиологии «Физиология крови и эндокринной системы» студентов 2 курса, обучающихся по специальности «Лечебное дело». Включают информационные блоки по учебным элементам, рекомендации по организации самостоятельной работы, ситуационные задачи и банк тестовых заданий.
ТЕМА ЗАНЯТИЯ 1. ФИЗИКО-ХИМИЧЕСКИЕ СВОЙСТВА КРОВИ, СОСТАВ И ФУНКЦИИ КРОВИ. Актуальность темы: Владение основным понятийным аппаратом, терминологией, знаниями методических подходов при физиологических исследованиях крови необходимы для дальнейшего изучения клинических дисциплин. Система крови многофункциональна. Компоненты плазмы крови и форменные элементы включены практически во все гомеостатические функциональные системы организма. Она осуществляет регуляторную функцию, транспортируя гормоны и другие биологически активные вещества (БАВ) к органам-мишеням. В связи с этим по биофизическим, химическим, биохимическим, цитологическим и иммунологическим показателям крови врач может осуществлять диагностику тех или иных заболеваний, объективно оценивать эффективность лечения. Учебные цели: Изучить функции крови, механизмы, влияющие на состав и свойства крови, роль констант крови в поддержании гомеостаза Изучение темы способствует формированию обшепрофессиональных компетенций (ОПК): ОПК-1: готовность решать стандартные задачи профессиональной деятельности с использованием информационных, библиографических ресурсов, медико-биологической терминологии, информационно- коммуникационных технологий и учетом основных требований информационной безопасности. ОПК-7: готовность к использованию основных физико-химических, математических и иных естественнонаучных понятий и методов при решении профессиональных задач ОПК-9: способность к оценке морфофункциональных, физиологических состояний и патологических процессов в организме человека для решения профессиональных задач.
В результате изучения темы студенты должны:
Вид занятия: практическое занятие. Продолжительность занятия (в академических часах): 4 часа (180 мин) Оснащение: 1. Дидактический материал: Видеофильм «Форменные элементы крови». Таблицы основных гематологических показателей в международной системе единиц. Приборы Панченкова, гемометры Сали, схемы приготовления гипотонических растворов. 2. Технические средства обучения (компьютер, мультимедийный проектор). Содержание занятия: 1. Контроль исходного уровня знаний: ответы на тестовые задания по теме, представленные на сайте университета, и письменные домашние задания, блиц-опрос по основным учебным элементам темы – 40 мин. 2. Проведение практических работ и оформление протоколов - 100 мин. 3. Контроль усвоения материала темы: собеседование по ситуационным задачам, проверка протоколов практических работ – 40 мин. Рекомендуемая литература: Основная литература: 1. Нормальная физиология. Учебник. Под ред. Л. З. Теля, Н. А. Агаджаняна. –М Литтерра, МО РФ, 2015. – 768с. 2. Нормальная физиология. Учебник. Ч. 2 Под ред. А. И. Кубарко - Минск: Высшая школа: МО, 2014. – 607 с. ЭБС IPRbooks 3. Нормальная физиология. Учебник. Кубарко А. И., Семенович А. А., Переверзев В. А. – Минск: Высшая школа, МО, 2013. – 543 с. ЭБС IPRbooks 4. Нормальная физиология. Краткий курс. Учебное пособие. Зинчук В. В., Балбатун О. А., Емельянчик Ю. М. Минск: Высшая школа, МО, 2014. – 432 с. ЭБС IPRbooks 5. Нормальная физиология. Учебник. Под. ред. В. П. Дегтярёва, С. М. Будылиной. –М: ГЕОТАР-Медиа, 2012. – 736с. ЭБС Консультант студента.
6. Практикум по нормальной физиологии. Беляков В. И., Громова Д. С. – Самара: РЕАВИЗ, 2011. – 93 с. ЭБС IPRbooks 7. Нормальная физиология. Практикум. Под ред. К. В. Судакова - М.: ООО «Медицинское информационное агентство», 2008. – 232 с. Дополнительная литература: 8. Физиология человека. Задачи и упражнения. Учебное пособие. Под ред. Ю. И. Савченкова. Ростов н/ Д. Феникс, 2007. к– 160с. 9. Нормальная физиология. Учебник. Яковлев В. Н., Есауленко И. Э., Сергиенко А. В. М.: Академия, 2006. Т. 1– 240 с., Т. 2– 288 с., Т. 3– 224 с. 10. Физиология человека. Учебник. Под ред. В. М. Покровского – М.: Медицина, 2007. 11. Банк тестовых заданий по теме. 12. Видеоматериалы. Вопросы, изученные ранее и необходимые для освоения данной темы 1. Гистология крови как жидкой соединительной ткани. 2. Морфофункциональные особенности форменных элементов. 3. Разделы химии по электролитам и буферным системам. Контрольные вопросы для самостоятельной внеаудиторной работы: 1. Кровь как внутренняя среда организма, состав крови. 2. Понятие гематокрита, медицинское значение показателя гематокрита. 3. Функции крови и их краткая характеристика: транспортная, пита-тельная, дыхательная, защитная, регуляторная, обеспечение водно-солевого баланса, поддержание кислотно-щелочного равновесия, теплорегуляторная. 4. Характеристика буферных систем крови. 5. Плазма крови: белковый состав, электролитный состав, физико-химические константы плазмы (рН, осмотическое давление, плотность, вязкость). 6. Скорость оседания эритроцитов (СОЭ), механизм оседания, факторы, влияющие на СОЭ, медицинское значение этого показателя. 7. Физиологические свойства гемоглобина. Виды, соединения и функции гемоглобина, методы определения гемоглобина в крови. 8. Механизмы и виды гемолиза. 9. Понятие осмотической стойкости (резистентности) эритроцитов. Принципы методики определения. Медицинское значение этого показателя. 10. Решение тестовых заданий и ситуационных задач по теме.
В тетради для практических занятий выполнить задания: 1. Указать значение (границы нормы) биофизических констант плазмы крови. 2. Перечислить белки плазмы крови, их функции и процентное содержание. 3. Указать электролитный состав плазмы крови. 4. Перечислить виды гемолиза (разрушения) эритроцитов в связи с изменениями состава плазмы и окружающей среды. 5. Указать основные параметры кровезамещающих растворов, приближенных к физиологическим показателям плазмы крови. Тематика рефератов: 1. Физиологические изменений картины крови при нагрузках. 2. Влияние возраста на морфологический состав крови. 3. Кровезаменители и их лечебное применение
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|