Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Физиология крови. Эндокринной системы. Методические указания для студентов. К практическим занятиям. По самостоятельной аудиторной/внеаудиторной работе




МИНЗДРАВ РОССИИ

федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования

«ДАЛЬНЕВОСТОЧНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

МИНИСТЕРСТВА ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

(ФГБОУ ВО ДВГМУ Минздрава России)

 

КАФЕДРА НОРМАЛЬНОЙ И ПАТОЛОГИЧЕСКОЙ ФИЗИОЛОГИИ

 

Физиология крови

и

эндокринной системы

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ СТУДЕНТОВ

к практическим занятиям

и

по самостоятельной аудиторной/внеаудиторной работе

Дисциплина: нормальная физиология

Специальность: 31. 05. 01  Лечебное дело

Курс 2

 

Семестр 3

 

Количество часов  36

 

 

ХАБАРОВСК, 2020 г.

Методические указания подготовлены на основании рабочей программы по дисциплине «Нормальная физиология», действующего учебного плана ФГБОУ ВО ДВГМУ Минздрава России, в соответствии с требованиями ФГОС ВО по специальности 31. 05. 01 Лечебное дело  (приказ Минобрнауки России от 09. 02. 2016 г. №95), утвержденного учёным советом вуза от 28. 04. 2016 протокол № 11.

Автор: Владимирова Л. П., к. м. н., доцент кафедры нормальной и патологической физиологии, Курякова Н. А. преподаватель кафедры нормальной и патологической физиологии.

 

Рецензенты:

1. Власюк Игорь Валентинович, декан лечебного факультета, профессор кафедры патологической анатомии и судебной медицины, д. м. н., доцент

2. Ковальский Юрий Григорьевич, заведующий кафедрой биологической химии и клинической лабораторной диагностики, д. м. н., профессор

 

 

Методические указания «Физиология крови и эндокринной системы» предназначено для подготовки к практическим занятиям по разделам нормальной физиологии «Физиология крови и эндокринной системы» студентов 2 курса, обучающихся по специальности «Лечебное дело». Включают информационные блоки по учебным элементам, рекомендации по организации самостоятельной работы, ситуационные задачи и банк тестовых заданий.

 

 

 

ТЕМА ЗАНЯТИЯ 1.

ФИЗИКО-ХИМИЧЕСКИЕ СВОЙСТВА КРОВИ,

СОСТАВ И ФУНКЦИИ КРОВИ.

Актуальность темы: Владение основным понятийным аппаратом, терминологией, знаниями методических подходов при физиологических исследованиях крови необходимы для дальнейшего изучения клинических дисциплин. Система крови многофункциональна. Компоненты плазмы крови и форменные элементы включены практически во все гомеостатические функциональные системы организма. Она осуществляет регуляторную функцию, транспортируя гормоны и другие биологически активные вещества (БАВ) к органам-мишеням. В связи с этим по биофизическим, химическим, биохимическим, цитологическим и иммунологическим показателям крови врач может осуществлять диагностику тех или иных заболеваний, объективно оценивать эффективность лечения.

Учебные цели: Изучить функции крови, механизмы, влияющие на состав и свойства крови, роль констант крови в поддержании гомеостаза

Изучение темы способствует формированию обшепрофессиональных компетенций (ОПК):

ОПК-1: готовность решать стандартные задачи профессиональной деятельности с использованием информационных, библиографических ресурсов, медико-биологической терминологии, информационно- коммуникационных технологий и учетом основных требований информационной безопасности.

ОПК-7: готовность к использованию основных физико-химических, математических и иных естественнонаучных понятий и методов при решении профессиональных задач

ОПК-9: способность к оценке морфофункциональных, физиологических состояний и патологических процессов в организме человека для решения профессиональных задач.

В результате изучения темы студенты должны:

Знать: Уметь: Владеть:
1. Состав и функции крови, характеристику и функциональные особен-ности физиологических констант крови здорового организма, серологические свойства крови. 2. Методы исследования количества гемоглобина в крови, скорости оседания эритроцитов и их осмотической стойкости, факторы, влияющие на эти показатели. Анализировать  проявле-ния функций крови; физиологически обосно-вывать медицинское значение исследуемых показателей крови; оценивать и объяснять возрастные особенности системы крови.   Принципами определения количества гемоглобина в крови, скорости оседания эритроцитов.

Вид занятия: практическое занятие.

Продолжительность занятия (в академических часах): 4   часа (180 мин)

Оснащение:

1. Дидактический материал: Видеофильм «Форменные элементы крови». Таблицы основных гематологических показателей в международной системе единиц. Приборы Панченкова, гемометры Сали, схемы приготовления гипотонических растворов.

2. Технические средства обучения (компьютер, мультимедийный проектор).

Содержание занятия:

1.  Контроль исходного уровня знаний: ответы на тестовые задания по теме, представленные на сайте университета, и письменные домашние задания, блиц-опрос по основным учебным элементам темы – 40 мин.

2. Проведение практических работ и оформление протоколов - 100 мин.

3. Контроль усвоения материала темы: собеседование по ситуационным задачам, проверка протоколов практических работ – 40 мин.

Рекомендуемая литература:

Основная литература:

1. Нормальная физиология. Учебник. Под ред. Л. З. Теля, Н. А. Агаджаняна.

–М Литтерра, МО РФ, 2015. – 768с.

2. Нормальная физиология. Учебник. Ч. 2  Под ред. А. И. Кубарко  - Минск: Высшая школа: МО, 2014. – 607 с. ЭБС IPRbooks

3. Нормальная физиология. Учебник. Кубарко А. И., Семенович А. А., Переверзев В. А. – Минск: Высшая школа, МО, 2013. – 543 с. ЭБС IPRbooks

4. Нормальная физиология. Краткий курс. Учебное пособие. Зинчук В. В., Балбатун О. А., Емельянчик Ю. М.   Минск: Высшая школа, МО, 2014. – 432 с. ЭБС IPRbooks

5. Нормальная физиология. Учебник. Под. ред. В. П. Дегтярёва, С. М. Будылиной. –М: ГЕОТАР-Медиа, 2012. – 736с. ЭБС Консультант студента.

6. Практикум по нормальной физиологии. Беляков В. И., Громова Д. С. – Самара: РЕАВИЗ, 2011. – 93 с.  ЭБС IPRbooks

7. Нормальная физиология. Практикум.     Под ред. К. В. Судакова  - М.: ООО «Медицинское информационное агентство», 2008. – 232 с.

Дополнительная литература:

8. Физиология человека. Задачи и упражнения. Учебное пособие. Под ред. Ю. И. Савченкова. Ростов н/ Д. Феникс, 2007. к– 160с.

9. Нормальная физиология. Учебник. Яковлев В. Н., Есауленко И. Э., Сергиенко А. В. М.: Академия, 2006.   Т. 1– 240 с., Т. 2– 288 с., Т. 3– 224 с.  

10. Физиология человека. Учебник. Под ред. В. М. Покровского  – М.: Медицина, 2007.

11. Банк тестовых заданий по теме.

12. Видеоматериалы.

  Вопросы, изученные ранее и необходимые для освоения данной темы

1. Гистология крови как жидкой соединительной ткани.

2. Морфофункциональные особенности форменных элементов.

3. Разделы химии по электролитам и буферным системам.

Контрольные вопросы для самостоятельной внеаудиторной работы:

1. Кровь как внутренняя среда организма, состав крови.

2. Понятие гематокрита, медицинское значение показателя гематокрита.

3. Функции крови и их краткая характеристика: транспортная, пита-тельная, дыхательная, защитная, регуляторная, обеспечение водно-солевого баланса, поддержание кислотно-щелочного равновесия, теплорегуляторная.

4. Характеристика буферных систем крови.

5. Плазма крови: белковый состав, электролитный состав, физико-химические константы плазмы (рН, осмотическое давление, плотность, вязкость).

6. Скорость оседания эритроцитов (СОЭ), механизм оседания, факторы, влияющие на СОЭ, медицинское значение этого показателя.

7. Физиологические свойства гемоглобина. Виды, соединения и функции гемоглобина, методы определения гемоглобина в крови.

8. Механизмы и виды гемолиза.

9. Понятие осмотической стойкости (резистентности) эритроцитов. Принципы методики определения. Медицинское значение этого показателя.

10. Решение тестовых заданий и ситуационных задач по теме.

В тетради для практических занятий выполнить задания:

1. Указать значение (границы нормы) биофизических констант плазмы крови.

2. Перечислить белки плазмы крови, их функции и процентное содержание.

3. Указать электролитный состав плазмы крови.

4. Перечислить виды гемолиза (разрушения) эритроцитов в связи с изменениями состава плазмы и окружающей среды.

5. Указать основные параметры кровезамещающих растворов, приближенных к физиологическим показателям плазмы крови.

Тематика рефератов:

1. Физиологические изменений картины крови при нагрузках.          

2. Влияние возраста на морфологический состав крови.

3. Кровезаменители и их лечебное применение

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...