Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Государственное автономное образовательное




ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ЛЕНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ

«ЛЕНИНГРАДСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМЕНИ

 А. С. ПУШКИНА»

КАФЕДРА ПСИХОЛОГИИ РАЗВИТИЯ И ОБРАЗОВАНИЯ

 

Выпускная квалификационная работа

 

на тему «Арт – терапия как средство эмоционального развития дошкольников старшего возраста»

 

направление подготовки 44. 03. 02 – Психолого-педагогическое образование

профиль – Психология и социальная педагогика

 

 

                                                                                Выполнила:

                                                                       Черняева Ангелина Валерьевна

                                                                       Научный руководитель:

                                             к. пед. н., профессор

                                                          Томашев Аркадий Николаевич

 

 

Допущена к защите « » ____________ 2019 года

Зав. кафедрой__________________

                                 (подпись)

 

 

Санкт-Петербург, 2019 г.


 Оглавление

Введение…………………………………………………………………………... 3

Глава 1. Теоретические основы изучения эмоционального развития дошкольников старшего возраста… ………………………………………….. 7

1. 1Особенности эмоционального развития дошкольников старшего возраста. 7

1. 2 Характеристика нарушений эмоционального развития дошкольников старшего возраста……………………………………………………………….. 11

1. 3 Арт – терапия как средство эмоционального развития дошкольников старшего возраста……………………………………………………………….. 16

Глава 2. Организация и методы исследования эмоционального развития дошкольников старшего возраста… …………………………………………22

2. 1 Методологические принципы………………………………………………. 22

2. 2 Общая характеристика испытуемых………………………………………... 23

2. 3 Характеристика методов и методик исследования эмоционального развития дошкольников старшего возраста……………………………………. 24

2. 4. Методы математико-статистического анализа…………………………….. 33

Глава 3. Результаты исследования эмоционального развития дошкольников старшего возраста в процессе арт – терапевтического воздействия… …………………………………………………………………... 34

3. 1. Результаты исследования эмоционального развития дошкольников старшего возраста……………………………………………………………... 34

3. 2. Модифицированная программа по арт – терапии направленная на эмоциональное развитие дошкольников старшего возраста………………….. 38

3. 3. Апробация модифицированной программы по арт - терапии ………...    42

Заключение………………………………………………………………………. 48

Практические рекомендации……………………………………………………50

Выводы…………………………………………………………………………... 51

Список литературы………………………………………………………………53

Приложения………………………………………………………………………57


Введение

Актуальность исследования. В нашем современном мире наряду с многочисленными социальными проблемами особое место в обществе занимает физическое и психическое здоровье детей. Психофизическое развитие детей тесно связано с эмоциональным развитием. Многочисленные подходы по решению проблем в нарушениях эмоционального развития чаще всего основываются на изучении различных социальных факторах, таких как детско – родительские отношения, внешнее окружение, восприимчивость детей к заболеваниям и другие факторы.

Изучение эмоциональных переживаний детей дошкольного возраста является весьма актуальным, как известно, многие проблемы взрослого человека кроются в его эмоциональном неблагополучии в детстве, из – за искажений характера внутрисемейных отношений. Данная проблема привлекательна как в теоретическом, так и в практическом смысле. У дошкольников не утрачена непосредственность выражения эмоций, но вместе с тем формируется эмоциональная компетентность, способность осознавать и вербализировать собственные чувства и чувства окружающих людей [7].

По статистике, в последние годы в нашем обществе, наблюдается увеличение количества детей с различными нарушениями в психоэмоциональном развитии. В образовательных дошкольных организациях педагоги наблюдают у дошкольников такие нарушения, как враждебное и агрессивное поведение не только к сверстникам, но и к взрослым (педагоги, родители), тревожные состояния, эмоциональная неустойчивость (перепад настроения), все это отрицательно сказывается на взаимоотношениях ребенка с окружающим социумом.

Проблему эмоционального развития изучали (Рогов Е. И., Скрипкина Т. П., Запорожец А. В. ). Так заботясь об эмоциональном развитии дошкольников, Е. И. Рогов предлагает систему методик, которые можно использовать для диагностики эмоционально – аффективной сферы [18].

Т. П. Скрипкина считала, что эмоциональное развитие детей напрямую зависит от доверия ребенка к окружающему обществу [19].

По мнению А. В. Запорожец, эмоциональное развитие ребенка должно проходить в трех видах деятельности: игре, продуктивной деятельности и художественной деятельности [10].

    В настоящее время многие педагоги, психологи рассматривают изобразительное творчество, а именно арт - терапию не только как фактор эмоционального развития ребенка, но и как средство профилактики эмоциональных расстройств у детей (Копытин А. И. [11], Бурно М. Е. [5], Лебедева Л. Д. [14]). Арт – терапия является психотерапевтическим воздействием на эмоциональное развитие дошкольника, так как рисуя ребенок получает возможность снять такие симптомы как, тревожность, напряжение, недоверие к себе и другим, а также обрести положительные эмоции, уверенность в себе и научиться рисовать.

Исследуя данную проблему, следует признать, что на сегодняшний день, в дошкольном образовании, недостаточно представлено материала по эмоциональному развитию дошкольников старшего возраста средствами арт – терапии.

Актуальность данного исследования заключается в использовании арт – терапии, а именно художественное творчество в рамках учебно – воспитательного процесса в дошкольной образовательной организации с целью эмоционального развития дошкольников старшего возраста.

С учетом этой потребности, а также интереса к арт – терапии как средствам эмоционального развития детей, нами была выбрана тема для исследования «Арт – терапия как средство эмоционального развития дошкольников старшего возраста».

Цель исследования: исследовать и использовать арт – терапию как средство эмоционального развития дошкольников старшего возраста.

Задачи исследования:

1. Провести анализ теоретических подходов к изучению эмоционального развития дошкольников старшего возраста.

2. Изучить характеристику нарушений эмоционального развития дошкольников старшего возраста.

3. Проанализировать результаты исследования эмоционального развития дошкольников старшего возраста

4. Описать модифицированную программу по арт – терапии направленную на эмоциональное развитие дошкольников старшего возраста.

5. Провести апробацию модифицированной программы по арт – терапии.

     Объект исследования:    эмоциональное состояние у дошкольников старшей и подготовительной группы.

     Предмет исследования: психолого – педагогические условия эмоционального развития дошкольников старшего возраста средствами арт – терапии.

     Гипотеза исследования: арт – терапия как средство эмоционального развития детей дошкольного возраста будет эффективной, если использовать арт - терапевтические приемы во время образовательной деятельности.

     Методики исследования:            

1. Методика изучения самооценки «Лесенка» (Т. В. Дембо);

2. Методика выявления состояния эмоциональной сферы ребенка «Кактус» (М. А. Панфилова);

3. Методика выявления особенностей внутрисемейных отношений «Рисунок семьи» (Л. Корман);

4. Проективная методика исследования личности «Кто Я» модификация методики (М. Куина);

5. Методика «Рисуем эмоции» (по М. Люшеру).

     Методы математико – статистической обработки и анализа:

- Методы первичных описательных статистик: среднее арифметическое значение;

- Непараметрический статистический критерий Манна – Уитни, предназначенный, для выявления различий показателей (тревожности, агрессивности, самооценки) в двух несвязных выборках.

    Практическая значимость: результаты исследования могут быть использованы в деятельности воспитателей дошкольных образовательных организациях с целью повышения эмоционального развития у дошкольников старшего возраста средствами арт – терапии во время образовательной деятельности, а именно во время занятий по художественной деятельности.

    База исследования: «МОУ «СОШ» Рахьинский центр образования» ДО Рахья, Всеволожский район, Ленинградская область».      

    Структура работы: введение, три главы, заключение, практические рекомендации, выводы, список литературы, приложения

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...