1.2 Характеристика нарушений эмоционального развития дошкольников старшего возраста
Нарушения эмоционального развития у дошкольников чаще всего проявляются в повышенной нервной возбудимостью. У детей нарушается сон (трудности в засыпании, частые пробуждения, ночные посещения туалета, беспокойный сон). Возбуждение может возникать даже при влиянии обычных раздражителей, особенно эмоционально реагирует ребенок в непривычном для него окружении. Дошкольники старшего возраста отличаются от детей школьного возраста чрезмерной впечатлительностью, склонны к страхам, нередко бывает повышенная возбудимость, раздражительность, робость, застенчивость. Причинами такого поведения, нарушения эмоционального развития являются: - нарушение режима дня; - интеллектуальная и физическая загруженность (избыток информации, много секций, кружков); - неблагополучие в семье (развод, алкоголизм родителей и другие причины); - снижение двигательной активности; - недостаток любви и ласки со стороны родителей; - несогласованность требований к ребенку дома и в детском саду; - родительская некомпетентность. Эти причины относятся к социальным факторам влияющие на эмоциональное развитие дошкольников старшего возраста. Другими факторами влияющие на эмоциональное развитие являются природные особенности ребенка (тип темперамента) и биологические факторы (заболевание органические и психические). Эмоциональные расстройства в детском возрасте довольно многообразны и имеют значительные отличия от эмоциональных расстройств взрослых. В своих исследованиях Ю. В. Антропов пишет: «Следует иметь в виду, что реакции протеста, отказа, отчаяния в виде подавленности, плаксивости, раздражительности, капризов в большинстве случаев не являются патологией. Эмоциональные расстройства у детей не носят развернутого характера, выступая в виде абортивных, рудиментарных аффективных нарушений. Наиболее часто у детей встречаются такие эмоциональные нарушения, как возникающая в результате эмоциональной депривации и фрустрации (длительная разлука ребенка с матерью) анаклитическая депрессия (Spitz., 1946), ночные и дневные страхи, страх одиночества, темноты, аффективное двигательное беспокойство, реакции протеста или неудовлетворения у детей младшего возраста, нервный кожный зд, эмоциональная и нервная анорексия, детская дисфория. Особенностями аффективной патологии в детском возрасте являются также кратковременность, мимолетность, стертость проявлений подавленности, большее, чем у взрослых, несоответствие между поводом и выраженностью эмоциональных реакций, их полиморфизм, сосуществование эмоциональных нарушений с двигательными, вегетативными, навязчивыми реакциями» [2, 68 с. ].
В эмоциональном развитии детей наблюдаются три группы нарушений: - Расстройства настроения; - Нарушение психомоторики; - Расстройства поведения. К первой группе расстройства настроения относятся такие состояния, как эйфория, дисфория, депрессия, тревожный синдром, страхи: - Эйфория – приподнятое настроение, не связанное с внешними обстоятельствами, наблюдается импульсивность, благодушное «настроение с чувством пассивного самодовольства» [2, 70 с. ], нетерпеливость. - Дисфория – болезненно пониженное настроение с оттенком мрачности, раздражительности, злобности («волчья тоска» старых авторов), мучительного внутреннего дискомфорта, напряжения, недовольства окружающими, взрывчатости [2, 71 с. ]. - Депрессия является самой распространенной и наиболее часто встречающейся формой патологии в сфере эмоций. Снижение настроения обычно сочетается с переживаниями тоски, безрадостности существования, обреченности и безысходности, с невозможностью (недоступностью) гедонических переживаний (приятного, удовольствия, блаженства) [2, 72 с. ].
- Тревожный синдром - беспричинное беспокойство, сопровождающееся нервным напряжением, непоседливостью, у ребенка появляются суетливые движения, проявляется «в беспокойном бегающем напряженном взгляде» [2, 69 с. ]. - Страх является «частым эмоциональным расстройством в детском и подростковом возрасте», это «бурная, интенсивная эмоция, возникающая в ситуациях» непривычных для ребенка, которая может принести какой – либо дискомфорт «благополучию личности». Выделяют 4 разновидности страха: - Страх, связанный с трудностью становления сущности происходящего (недостаточность дифференцировки восприятий, их совокупности и понимания); - Страх, связанный с неуверенностью в безопасности (страх остаться одному, страх темноты, грозы, зверей, разбойников, неизвестной техники и другое) - Страх перед сковывающим влиянием определенного окружения (собрание, школа, экзамен и другое); - Страх, связанный с неуверенностью в результатах своей интеграции с окружающим миром и гармоничной адаптации к нему (в манере поведения обществе и другое) [2, 68 с. ]. Во второй группе - нарушения психомоторики, существуют такие состояния, как апатия, эмоциональная тупость: - Апатия – безучастное отношение ко всему происходящему, ребенок вял, равнодушен, безинициативен. - Эмоциональная тупость – утрата всех эмоциональных «красок», «обнищание» эмоций. В третьей группе – расстройства поведние - можно отнести такие состояния: - Гиперактивность – ребенок непоседлив, неусидчив, совершает импульсивные поступки, не может довести начатое дело до конца, наблюдается нарушение внимания, быстро меняется настроение, двигательное беспокойство; - Агрессия - ребенок ведет себя вызывающе, неусидчив, провоцирует драки, не признает своей вины, требует подчинения всех окружающих. Своими действиями он пытается достичь своих целей, положительные эмоции испытывает в момент достижения желаемого; - Нормативно – инструментальная агрессия – ребенок использует агрессию как норму поведения в общении со сверстниками;
- Пассивная агрессия – ребенок стремится подчинить себе окружающих при помощи капризов, упрямства, не соблюдает дисциплину; - Инфантильная агрессия – ссорится со сверстниками, не подчиняется требованиям старших, стремится оскорблять окружающих; - Защитная агрессия – нападая на сверстников, взрослых ребенок тем самым пытается защититься, от любых видов отрицательных воздействий на него; - Демонстративная агрессия – ребенок провоцирует детей, взрослых своими словами, действиями с целью привлечь их внимание к себе. В. М. Астапов, Е. Е. Малкова считают, что: «Эти эмоциональные расстройства, с одной стороны, представляют собой отклонения от нормы, а с другой приводят к возникновению нарушений социальных контактов» [1]. Так в исследовании О. В. Хухлаева пишет, что: «Рассмотрев основные варианты нарушения психологического здоровья детей, еще раз подчеркнем, что ребенок может иметь несколько нарушений, что затрудняет их различение. Особое место среди нарушений психологического здоровья занимает травма потери родителей. Она не определяется резонансом нарушений развития в ранних возрастах и актуальной ситуацией, но достаточно важна. Поэтому рассмотрим ее отдельно. Прежде всего определим понятие травмы потери, отделив от нормального протекания горя как реакции на смерть родителя. Под травмой будем понимать невозможность или затрудненность адаптации ребенка к жизни с отсутствием родителя. Воспоминания об умершем вызывают у него тяжелые чувства, которые ребенок нередко скрывает не только от окружающих, но и от самого себя. Внешне это выглядит как недостаточно глубокое, не адекватное ситуации переживание горя. Можно сказать, что ребенок находится в глубоком депрессивном состоянии, а внешнее спокойствие, иногда веселость являются своеобразной «маской», необходимой ему для удержания под контролем слишком тяжелые для переживания чувства. Как считают многие исследователи, основой этих чувств являются страх за себя, ощущение небезопасности. Это объясняется тем, что с одной стороны, с уходом родителя из жизни перестает выполняться важнейшая родительская функция – защитная. С другой – при невозможности любить живого родителя ребенок нередко иденцифицируется с ним, включает его в себя, с тем чтобы, любить его в себе самом. Но тогда смерть родителя становится собственной символической смертью ребенка. У него возникает мощный страх собственной смерти, который, как же говорилось, чаще всего он прячет от себя. Однако, как отмечают В. Д. Тополянский и М. В. Струковская, переживание страха требует максимального биологического напряжения, соответственно повышенного уровня энергетических процессов. Поэтому длительное его переживание приводит к истощению функциональных резервов, что проявляется в чувстве усталости и собственном бессилии, заметном снижении трудоспособности. У детей оно может привести к снижению внимания, иногда памяти и, следовательно, успешности учебной деятельности» [23, 13 с. ]
О. В. Хухлаева отмечает: «Выделяют три уровня психологического здоровья: креативный, адаптивный, дезадаптивный. Индивидуальная коррекционная работа проводится с детьми дезадаптивного уровня в соответствии с содержанием выявленных нарушений. Диагностические процедуры можно условно разделить на два этапа. На первом этапе выявляют группу особого внимания, то есть детей, требующих индивидуальной поддержки, определяют уровень их психологического здоровья. На втором определяется вариант нарушения психологического здоровья с учетом содержания внутреннего конфликта и типа поведения в ребенке в ситуации конфликта (активное или пассивное)» [23, 13 с. ]. Таким образом мы видим, что все нарушения эмоционального развития дошкольников старшего возраста в основном связаны с социальными факторами (неблагоприятный климат в семье, переходный период с дошкольного в школьный и другие), которые отрицательно влияют на здоровье ребенка.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|