Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

2.4. Методы математико-статистического анализа.




2. 4. Методы математико-статистического анализа.

          В данной работе мы использовали для расчетов следующие методы:               

- Методы первичных описательных статистик: среднее арифметическое значение;

- Непараметрический статистический критерий Манна – Уитни, предназначенный, для выявления различий показателей (тревожности, агрессивности, самооценки) в двух несвязных выборках.

- Графическое изображение результатов в виде графиков, диаграмм и таблиц;

      Для определения достоверности полученных результатов мы применили формулу расчета среднее арифметическое значение:

М = (н + н +н + ……+н) / Н = (среднее арифметическое М)

где «н» - показатели испытуемых, «Н» -общее количество испытуемых.

 

 

Глава 3. Результаты исследования эмоционального развития дошкольников старшего возраста в процессе арт – терапевтического воздействия.

3. 1. Результаты исследования эмоционального развития дошкольников старшего возраста

           Для диагностического анализа эмоционального развития дошкольников старшего возраста нами были использованы следующие методики:

- Методика «Лесенка» (модификация Т. В. Дембо – С. Я. Рубинштейн) направленная на выявления у ребенка способности эмоционального оценивания себя;

- Методика «Кактус» (М. А. Панфилова) применяемая для выявления особенностей эмоционального состояния в развитии ребенка, определения устойчивости к стрессам и подверженности к агрессии;

- Методика «Рисуем эмоции» (По цветовому тесту М. Люшера) данная методика позволила выявить уровень тревоги и эмоциональное состояние ребенка (радость, грусть, печаль, страх, злость).

Для сравнительного анализа эмоционального развития дошкольников, мы взяли две несвязные выборки детей из экспериментальной (подготовительной) и контрольной (старшей) группы в количестве 40 человек из них 20 детей старшей группы и 20 детей подготовительной группы.

Результаты анализа «Уровня самооценки» дошкольников старшего возраста по методике «Лестница» с помощью критерия Манна – Уитни представлены в таблице 3. 1. 1

Показатель уровня самооценки Среднее значение старшей группы Среднее значение подготовительной группы U – критерий Манна - Уитни Уровень статистической значимости  (p)
Заниженная     0, 3       0, 1   170   0, 05
Низкая     0, 9      0, 4   170   0, 05
Средняя       1       0, 45   180   0, 05
Высокая       2      0, 75   150   0, 05

- различия статистически достоверны (p ≤ 0, 05)

Таблица 3. 1. 1

     Анализ проведения первичной диагностики по методике «Лестница» между детьми старшей и подготовительной групп показал следующие результаты: в обеих группах примерно по 40% детей из каждой выборки имеют завышенную самооценку, по 20 – 40% детей поставили себя на среднюю ступень «Лестницы».

С целью выявления эмоционального состояния устойчивости к стрессам и подверженности к агрессии у детей дошкольного возраста нами была проведена методика «Кактус» (М. А. Панфилова).

Результаты среднего статистического (арифметического) значения после проведения диагностики в двух выборках старшей и подготовительной группах по методике «Кактус» направленные на выявление тревожности и подверженности к агрессии представлены в таблице 3. 1. 2

Таблица 3. 1. 2 Сравнение среднего статистического значения показателей уровня выявления тревожности по методике «Кактус» в выборке старшей (контрольная) и подготовительной (экспериментальная) группах с помощью критерия Манна – Уитни.

Показатель уровня тревожности Среднее значение старшей группы Среднее значение подготовительной группы U – критерий Манна - Уитни Уровень статистической значимости  (p)
Тревожность     0, 75       0, 8   128   0, 05
Агрессия     0, 6      0, 55   154. 5   0, 05
Эгоцентризм     0, 55       0, 6   188   0, 05
Неуверенность    0, 35      0, 25   156. 5   0, 05

- различия статистически достоверны (p ≤ 0, 05)

Таблица 3. 1. 2

     Рассмотрим анализ рисунков детей из двух выборок по методике «Рисуем эмоции» (По цветовому тесту М. Люшера), данная методика позволяет нам выявить уровень тревоги и эмоциональное состояние ребенка, данные представлены в таблице 3. 1. 3

Таблица 3. 1. 3 Сравнение показателей эмоционального уровня дошкольников старшего возраста по методике «Рисуем эмоции» между экспериментальной и контрольной групп с помощью критерия Манна – Уитни.

Показатель уровня эмоционального состояния Среднее значение старшей группы Среднее значение подготовительной группы U – критерий Манна - Уитни Уровень статистической значимости  (p)
Удовлетворительное     1, 35       1, 95   160   0, 05
Благоприятное     2      1, 4   160   0, 05

- различия статистически достоверны (p ≤ 0, 05)

Таблица 3. 1. 3

Проанализировав полученные данные по методике «Рисуем эмоции», мы делаем вывод, что в выборке старшей и подготовительной группы преобладают средние значения в основном показатели благоприятного и удовлетворительного эмоционального состояния.

Для сравнительного анализа эмоциональных проблем дошкольников старшего возраста нами были использованы следующие методики.

- Методика выявления эмоциональных проблем дошкольников «Рисунок семьи» (Л. Корман);

- Проективная методика исследования личности «Кто Я» модификация методики (М. Куина);

Результаты среднего статистического (арифметического) значения после проведения первичной диагностики в несвязных выборках старшей и подготовительной группах по методике «Рисунок семьи» (Л. Корман) представлены в таблице 3. 1. 4

Таблица 3. 1. 4 Сравнение среднего статистического значения показателей уровня выявления эмоциональных проблем дошкольников по методике «Рисунок семьи» (Л. Корман) в выборке старшей (контрольная) и подготовительной (экспериментальная) группах с помощью критерия Манна – Уитни.

Показатель уровня эмоциональных проблем Среднее значение старшей группы Среднее значение подготовительной группы U – критерий Манна - Уитни Уровень статистической значимости  (p)
Тревожность     1       0, 85   160   0, 05
Конфликтность     0, 45      0, 3   188   0, 05
Враждебность     0, 4       0, 35   136, 5   0, 05
Неполноценности    0, 9      0, 75   187   0, 05

- различия статистически достоверны (p ≤ 0, 05)

Таблица 3. 1. 4

В ходе анализа диагностики у детей обоих выборок было выявлено 85% показателя «тревожности». В показателе «неуверенность» обоих групп значится также высокий показатель. Возможно это связано с кризисом возраста.

Представим результаты средне статистического (арифметического) значения анализа диагностики в двух выборках старшей и подготовительной группах по методике «Кто Я» направленные выявления эмоциональной тревожности представлены в таблице 3. 1. 5

Таблица 3. 1. 5 Сравнение среднего статистического значения показателей уровня выявления эмоциональной тревожности в выборке старшей (контрольная) и подготовительной (экспериментальная) группах по методике «Кто Я» с помощью критерия Манна – Уитни.

 

Показатель уровня эмоциональной тревожности Среднее значение старшей группы Среднее значение подготовительной группы U – критерий Манна - Уитни Уровень статистической значимости  (p)
Тревожность     2, 65       2, 2   152   0, 05
Конфликтность     0, 3      0, 55   180. 5   0, 05
Враждебность     0, 8       0, 85   199, 5   0, 05
Неуверенность    18, 5      2, 4   161   0, 05

- различия статистически достоверны (p ≤ 0, 05)

 Таблица 3. 1. 5

 

Таким образом проведя первичную диагностику, всеми представленными методиками мы видим, что у обоих выборок наблюдаются высокие показатели уровней «тревожности», «неуверенности» и «враждебности».

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...