2.4. Методы математико-статистического анализа.
2. 4. Методы математико-статистического анализа. В данной работе мы использовали для расчетов следующие методы: - Методы первичных описательных статистик: среднее арифметическое значение; - Непараметрический статистический критерий Манна – Уитни, предназначенный, для выявления различий показателей (тревожности, агрессивности, самооценки) в двух несвязных выборках. - Графическое изображение результатов в виде графиков, диаграмм и таблиц; Для определения достоверности полученных результатов мы применили формулу расчета среднее арифметическое значение: М = (н + н +н + ……+н) / Н = (среднее арифметическое М) где «н» - показатели испытуемых, «Н» -общее количество испытуемых.
Глава 3. Результаты исследования эмоционального развития дошкольников старшего возраста в процессе арт – терапевтического воздействия. 3. 1. Результаты исследования эмоционального развития дошкольников старшего возраста Для диагностического анализа эмоционального развития дошкольников старшего возраста нами были использованы следующие методики: - Методика «Лесенка» (модификация Т. В. Дембо – С. Я. Рубинштейн) направленная на выявления у ребенка способности эмоционального оценивания себя; - Методика «Кактус» (М. А. Панфилова) применяемая для выявления особенностей эмоционального состояния в развитии ребенка, определения устойчивости к стрессам и подверженности к агрессии; - Методика «Рисуем эмоции» (По цветовому тесту М. Люшера) данная методика позволила выявить уровень тревоги и эмоциональное состояние ребенка (радость, грусть, печаль, страх, злость).
Для сравнительного анализа эмоционального развития дошкольников, мы взяли две несвязные выборки детей из экспериментальной (подготовительной) и контрольной (старшей) группы в количестве 40 человек из них 20 детей старшей группы и 20 детей подготовительной группы. Результаты анализа «Уровня самооценки» дошкольников старшего возраста по методике «Лестница» с помощью критерия Манна – Уитни представлены в таблице 3. 1. 1
- различия статистически достоверны (p ≤ 0, 05) Таблица 3. 1. 1 Анализ проведения первичной диагностики по методике «Лестница» между детьми старшей и подготовительной групп показал следующие результаты: в обеих группах примерно по 40% детей из каждой выборки имеют завышенную самооценку, по 20 – 40% детей поставили себя на среднюю ступень «Лестницы». С целью выявления эмоционального состояния устойчивости к стрессам и подверженности к агрессии у детей дошкольного возраста нами была проведена методика «Кактус» (М. А. Панфилова). Результаты среднего статистического (арифметического) значения после проведения диагностики в двух выборках старшей и подготовительной группах по методике «Кактус» направленные на выявление тревожности и подверженности к агрессии представлены в таблице 3. 1. 2 Таблица 3. 1. 2 Сравнение среднего статистического значения показателей уровня выявления тревожности по методике «Кактус» в выборке старшей (контрольная) и подготовительной (экспериментальная) группах с помощью критерия Манна – Уитни.
- различия статистически достоверны (p ≤ 0, 05)
Таблица 3. 1. 2 Рассмотрим анализ рисунков детей из двух выборок по методике «Рисуем эмоции» (По цветовому тесту М. Люшера), данная методика позволяет нам выявить уровень тревоги и эмоциональное состояние ребенка, данные представлены в таблице 3. 1. 3 Таблица 3. 1. 3 Сравнение показателей эмоционального уровня дошкольников старшего возраста по методике «Рисуем эмоции» между экспериментальной и контрольной групп с помощью критерия Манна – Уитни.
- различия статистически достоверны (p ≤ 0, 05) Таблица 3. 1. 3 Проанализировав полученные данные по методике «Рисуем эмоции», мы делаем вывод, что в выборке старшей и подготовительной группы преобладают средние значения в основном показатели благоприятного и удовлетворительного эмоционального состояния. Для сравнительного анализа эмоциональных проблем дошкольников старшего возраста нами были использованы следующие методики. - Методика выявления эмоциональных проблем дошкольников «Рисунок семьи» (Л. Корман); - Проективная методика исследования личности «Кто Я» модификация методики (М. Куина); Результаты среднего статистического (арифметического) значения после проведения первичной диагностики в несвязных выборках старшей и подготовительной группах по методике «Рисунок семьи» (Л. Корман) представлены в таблице 3. 1. 4 Таблица 3. 1. 4 Сравнение среднего статистического значения показателей уровня выявления эмоциональных проблем дошкольников по методике «Рисунок семьи» (Л. Корман) в выборке старшей (контрольная) и подготовительной (экспериментальная) группах с помощью критерия Манна – Уитни.
- различия статистически достоверны (p ≤ 0, 05) Таблица 3. 1. 4 В ходе анализа диагностики у детей обоих выборок было выявлено 85% показателя «тревожности». В показателе «неуверенность» обоих групп значится также высокий показатель. Возможно это связано с кризисом возраста. Представим результаты средне статистического (арифметического) значения анализа диагностики в двух выборках старшей и подготовительной группах по методике «Кто Я» направленные выявления эмоциональной тревожности представлены в таблице 3. 1. 5 Таблица 3. 1. 5 Сравнение среднего статистического значения показателей уровня выявления эмоциональной тревожности в выборке старшей (контрольная) и подготовительной (экспериментальная) группах по методике «Кто Я» с помощью критерия Манна – Уитни.
- различия статистически достоверны (p ≤ 0, 05) Таблица 3. 1. 5
Таким образом проведя первичную диагностику, всеми представленными методиками мы видим, что у обоих выборок наблюдаются высокие показатели уровней «тревожности», «неуверенности» и «враждебности».
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|