3.3. Апробация модифицированной программы по арт - терапии
С целью повторных результатов диагностики по определению эмоционального развития дошкольников старшего возраста при помощи методик «Лестница», «Кактус», «Кто Я», «Моя семья», «Рисуем эмоции», нами была разработана модифицированная программа по арт – терапии направленная на эмоциональное развитие дошкольников старшего возраста, по которой мы провели ряд занятий с целью улучшения показателей эмоционального состояния дошкольников и снятия эмоциональной тревожности. Проведя контрольную диагностику, по результатам представленным в таблицах и диаграммах мы можем наблюдать положительные сдвиги на снижение тревожности и повышения самооценки у дошкольников старшего возраста. Результаты контрольного анализа «Уровня самооценки» дошкольников старшего возраста по методике «Лестница» с помощью критерия Манна – Уитни представлены в таблице 3. 3. 1
- различия статистически достоверны (p ≤ 0, 05) Таблица 3. 3. 1 Анализ данных, приведенных в таблице 3. 3. 1, позволяет сделать вывод, что в ходе проведенных ряд мероприятий, направленных на повышение самооценки (проведение бесед, чтение рассказов, рисование), на втором (контрольном) этапе выборки показали положительные результаты уже более 15% детейв подготовительной группе, самооценка стала выше, чем у детей в старшей группе. Что подтверждает значимость проведения занятий по арт – терапии, во время проведения занятий у детей из экспериментальной группы отмечалось уверенность в действиях, словах, что приводило к повышению самооценки.
Далее мы представляем график показателя «Уровня самооценки» рисунок 3. 3. 1 по методике «Лестница» мы видим, что показатель уровня самооценки улучшился в подготовительной группе с предыдущей констатирующей диагностики. Рисунок 3. 3. 1 Распределение значений показателя уровня самооценки по методике «Лестница» в подготовительной группе и старшей группе.
Рисунок 3. 3. 1 Результаты контрольного среднего статистического (арифметического) значения в двух выборках старшей и подготовительной группах по методике «Кактус» направленные на выявление тревожности и подверженности к агрессии, после проведения занятий по арт – терапии по плану модифицированной программы с подготовительной группой, представлены в таблице 3. 3. 2 Таблица 3. 3. 2 Сравнение среднего статистического значения показателей уровня выявления тревожности по методике «Кактус» в выборке старшей (контрольная) и подготовительной (экспериментальная) группах с помощью критерия Манна – Уитни.
- различия статистически достоверны (p ≤ 0, 05) Таблица 3. 3. 2 Далее мы представляем анализ распределения показателей уровня тревожности в диаграмме, рисунок 3. 3. 2 распределение значений показателя уровня выявления тревожности по методике «Кактус» в выборке старшей (контрольная) и подготовительной (экспериментальная) группах в (%)
Рисунок 3. 3. 2 Распределение значений показателя уровня выявления тревожности по методике «Кактус» в выборке старшей (контрольная) и подготовительной (экспериментальная) группах в (%)
Рисунок 3. 3. 2 Итак, в ходе анализа диагностики у детей первой выборки (экспериментальной) группы выявлено 41% «агрессивности», в процессе проведения ряда мероприятий (урок «Добра», нарисуй письмо другу – соседу) [32, 22-39], направленных на понижения «агрессивности», у детей значительно снизился этот показатель на 20%. В показателе «тревожность» на первом этапе у экспериментальной группы было 33, 3%, в ходе проведения контрольного мониторинга «тревожность» снизилась на 15%. В пункте «незащищенность» у детей данной выборке в обоих случаях (начало, конец эксперимента) показатель держится на отметке 30%, мы предполагаем, что тревожность детей связана с переломным моментом в их жизни (окончание обучения в детском саду и тревога за новую жизнь в школе). Таблица 3. 3. 3 Сравнение показателей эмоционального уровня дошкольников старшего возраста по методике «Рисуем эмоции» между экспериментальной и контрольной групп с помощью критерия Манна – Уитни, после проведения занятий по арт – терапии по плану модифицированной программы с подготовительной группой
- различия статистически достоверны (p ≤ 0, 05) Таблица 3. 3. 3 Таблица 3. 3. 4 Сравнение среднего статистического значения показателей уровня выявления эмоциональных проблем дошкольников по методике «Рисунок семьи» (Л. Корман) в выборке старшей (контрольная) и подготовительной (экспериментальная) группах с помощью критерия Манна – Уитни, после проведения занятий по арт – терапии по плану модифицированной программы с подготовительной группой
- различия статистически достоверны (p ≤ 0, 05)
Таблица 3. 3. 4 Представим результаты контрольного средне статистического (арифметического) значения анализа диагностики в двух выборках старшей и подготовительной группах по методике «Кто Я» направленные выявления эмоциональной тревожности, после проведения занятий по арт – терапии по плану модифицированной программы с подготовительной группой представлены в таблице 3. 3. 5 Таблица 3. 3. 5 Сравнение среднего статистического значения показателей уровня выявления эмоциональной тревожности в выборке старшей (контрольная) и подготовительной (экспериментальная) группах по методике «Кто Я» с помощью критерия Манна – Уитни.
- различия статистически достоверны (p ≤ 0, 05) Таблица 3. 3. 5 Таким образом мы видим, по результатам проведенных диагностик с использованием методик «Лестница», «Кактус», «Кто Я», «Моя семья», «Рисуем эмоции», после апробации модифицированной программы по арт – терапии, что наблюдаются положительные результаты по таким показателям, как «благоприятное эмоциональное состояние», снизилась «тревожность», «неуверенность», повысилась «самооценка». Таким образом мы приходим к выводу, для того чтобы в дальнейшем у дошкольников старшего возраста росли показатели эмоционального развития в положительную сторону, необходимо применять арт – терапию в образовательной деятельности как средство эмоционального развития детей.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|