Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

1.3 Арт – терапия как средство эмоционального развития дошкольников старшего возраста




           Арт – терапия в переводе с английского означает (art – искусство, artterapy (буквально) – терапия искусством). Арт – терапия означает лечение изобразительным творчеством или каким либо, искусством с целью коррекции и воздействия на эмоциональное состояние пациентов (клиентов).

     «Согласно взглядам Гольдштейна (Goldstein K. ), творчество – это одно из средств преодоления страха, возникающего в связи с конфликтом, формирующимся у человека, поведением которого управляет стремление к реализации личности» пишет Карвасарский Б. Д. [27].

     Термин арт – терапия был придуман художником Адрианом Хиллом в 1938 году. Но впервые методы арт – терапии были использованы З. Фрейдом и К. Г. Юнгом, «по их мнению, рисунок – есть результат неосознаваемых психических процессов» [12].

     Арт – терапия является «мощным средством самовыражения, помогающее осуществить самоидентификацию и обеспечивающее путь для проявления чувств» [3, 26 с. ] и эмоций.

     Арт – терапия имеет несколько понятий:

- совокупность всех видов искусств, используемые в коррекции и лечении эмоциональных расстройств;

- комплекс арт – терапевтических методик;

- направление в психокоррекционной и психотерапевтической практики;

- как метод направленный на эмоциональное развитие [24]

    Принципами арт – терапевтического подхода являются:

- творческие работы детей не оцениваются;

- в своих работах дети изображают свой эмоциональный опыт;

- уважительное отношение к детям и их творчеству;

- конфиденциальность;

- интерпретацию своей работы ребенок «раскрывает» по своему желанию и без давления;

- соблюдать комфортное эмоциональное состояние ребенка. [3, 132 с. ].

    Основной целью в арт - терапии является гармоническое эмоциональное развитие ребенка через самовыражения и самопознания при помощи изобразительной деятельности и художественной деятельности.

    Во время арт – терапии специалист решает следующие задачи:

- развитие творческих и коммуникативных способностей;

- стимулирование творческого самовыражения;

- расширение представлений о себе; [12]

- развитие чувства самоценности;

- развитие способности эмоциональной саморегуляции;

- восстановление доверия детей к взрослым;

- коррекция и профилактика эмоциональных отклонений.

[3, 26 с. ]

      А. И. Копытин подчеркивает, что: «Идеи ранней художественно – ориентированной арт – терапии были слабо связаны с психологией и медициной и в большей мере опирались на теории и опыт педагогики (художественной педагогики), философии, антропологии, культурологии. На сегодняшний день идеи художественно – ориентированной арт – терапии находят свое развитие в работах таких зарубежных авторов, П. Аллен (Allen, 1992), С. Макнифф (McNiff, 1995), К. Мун (Moon, 2002), А. Роббинс (Robbins, 1987) [11].

     Методология аналитической или динамически – ориентированной арт – терапии изначально была тесно связана с характерным для психоанализа пониманием содержания и лечебных факторов психотерапии как метода работы с личностью, сознанием и неосознаваемыми психическими процессами с использованием терапевтических отношений и аналитических процедур. Арт – терапевтами были заимствованы и переработаны идеи классического психоанализа, а затем – аналитической психологии К. Г. Юнга, теории объектных отношений (Champernowne, 1963; Kris, 1952; Milner, 1950; Naumburg, 1947, 1966), групповой психодинамической (групп – аналитической) психотерапии (Dalley, 1993; McNeilly, 1987; Waller, 1993). В процессе такой переработки идей психоанализа получили значительное развитие, например, взгляды на природу символической, невербальной коммуникации как составляющей основу терапевтического взаимодействия в арт – психотерапии» [11].

Арт – терапия используется в целях лечебно – профилактического воздействия для работы с психологическими проблемами здоровых людей с психосоматическими и соматопсихическими расстройствами, нарушениями адаптации, в основном используется в работе с детьми не только в группах, но и индивидуально.

После проведения терапии у дошкольника наблюдаются эмоциональные изменения в положительную сторону, развивается воображение, развиваются творческие способности.

Д. А. Георгиевская, С. П. Акутина пишут: «Арт – терапия – это безопасный способ разрядки разрушительных и саморазрушительных тенденций, позволяющий проработать мысли и эмоции, которые человек привык подавлять» [12].

    По мнению Л. Д. Лебедевой: «Первоначально словосочетанием «арт – терапия» обозначали различные методы использования всех видов искусства и творческой деятельности с терапевтическими целями. Постепенно сложились следующие разновидности: терапия отвлекающими впечатлениями, терапия занятостью (с целью обучения больных и отвлечения их от переживаний, связанных с болезнью) и другие виды терапии» [14, 3 с. ].

Так как арт – терапия обеспечивается воздействием средствами искусства, то и все ее методы подразделяются по видам искусств и творчества:

- Игровая терапия – игра – направлена на оказание коррекции агрессивного поведения и воздействия на детей, которые страдают эмоциональными расстройства: страха, неврозами, психологическими травмами. При помощи игровой терапии можно провести диагностику эмоционального и психического состояния ребенка. Ребенку предлагаются игрушки, с которыми он обыгрывает ситуации, травмирующие его, моделируют фрагменты своей жизни, проецирует на предметы весь свой негатив, тем самым выплескивает наружу свои проблемы, освобождается от тревожности и агрессии. Коррекционная работа во время игры направлена на формирование и совершенствование самоуправления поведения, уменьшение агрессивности и расстройства поведения;

- Анималотерапия (зоотерапия) – один из методов психологической помощи, общение с животными – благотворно влияет на человека, применяется для реабилитации детей. Во время занятий по зоотерапии формируются положительные черты характера, появляется интерес к животным, бережное отношение к окружающим, стимулируются положительные эмоции.

- Песочная терапия – применяется педагогами для развития творческих способностей и навыков. Работая с песком можно проигрывать конфликты, находить способы их преодоления, отыгрывать эмоции, гармонизировать психоэмоциональное состояние. Здесь можно создать свой внутренний образ, мир, в котором дошкольник может проигрывать множество ролей и выбрать понравившийся образ героя для себя. Во время игры психологические травмы уменьшаются. Занятия с песком эффективны для детей с задержкой психического развития и детей, имеющих травматический опыт. Играя с песком, ребенок внутренне расслабляется, у него развивается фантазия, интерес к художественному творчеству;

- Психогимнастика – представляет собой ряд специальных упражнений (движение, мимика), предназначенных для разрешения психологических проблем ребенка (прорабатываются личностные качества, блокируется эмоциональное напряжение детей) и для его общего физического развития;

- Сказкотерапия – используется в психоанализе и психотерапии, читая сказки можно помочь ребенку избавиться от психологических проблем (страх, агрессивность, фобии). В сказкотерапии применяются все виды сказок (народные, авторские, дидактические, медитативные, психокорекционные, психотерапевтические). Сюжет сказки можно не только подстраивать под проблемы ребенка, но и изменять под необходимые темы бесед, и подстраивать под любой возраст ребенка;

- Цветотерапия (цветовая диагностика) – это немедикаментозный метод лечения, определенные цвета и их оттенки благотворно влияют на состояние здоровья. Цветотерапию применяют для укрепления не только психологического состояния здоровья, но и для физического развития, помогает адаптироваться к различным условиям, помогает при реабилитации детей «группы риска», выбор цвета определяется психо – эмоциональным состоянием ребенка;

- Изотерапия (изобразительное искусство) – посредством искусства ребенок не только выражает себя, но и больше узнает других, во время занятия ребенок воплощает свои эмоции, чувства, надежды, страхи, сомнения, конфликты, происходит это на бессознательном уровне. Способствует гармонизации личности, через развитие способности самовыражения и самопознания;

- Куклотерапия – используется в работе с детьми и основана на идентификации с образом любимого героя (сказки, мультфильма, игрушки). Данная методика используется при различных нарушениях поведения (страхах, трудностях в развитии коммуникативной сферы, эмоциональной сферы). Проведение спектакля (куклотерапия) заключается в том, что с куклой (любимым героем) проигрывается ситуация, связанная с психологической травмой ребенка.     Также существуют и другие виды арт – терапии (музыкальная терапия, библиотерапия, танцевальная, визуальная – терапия образами и много других), которые направлены на укрепление психического здоровья и являются средствами эмоционального развития дошкольников.

    Л. Д. Лебедева отмечает, что: «Эти методики применяются в том случае если у дошкольников наблюдаются следующие показания:

- негативная «Я – концепция», дисгармоничная, искаженная самооценка, низкая степень самопринятия;

- трудности эмоционального развития, импульсивность, повышенная тревожность, страхи, агрессивность;

- переживания эмоционального отвержения, чувство одиночества, стрессовые состояния, депрессия;

- неадекватное поведение, нарушения отношений с близкими людьми, конфликты в межличностных отношениях, неудовлетворенность в семейной ситуации, враждебность к окружающим;

- нарушение адаптации с целью психологической помощи дошкольникам (младшим школьникам)» [14, 13 с. ].

    И так, в ходе анализа видов арт – терапии мы видим, что все они предназначены в первую очередь, для снятия эмоционального напряжения у детей, маленькие «клиенты» в ходе творческой деятельности раскрепощаются, у них происходит разрешения психологических проблем, а также входе занятий развиваются творческие способности дошкольников.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...