Глава 2. Экспериментальное исследование арт – терапии как средства эмоционального развития дошкольников старшего возраста.
Глава 2. Экспериментальное исследование арт – терапии как средства эмоционального развития дошкольников старшего возраста. 2. 1 Методологические принципы. Исследование было проведено в соответствии со следующими методологическими принципами, при помощи которых были реализованы поставленные цель и задачи: - Принцип доступности – занятия проводятся в соответствии с возрастом, все предметы находятся на уровне досягаемости ребенка; - Принцип системности –занятий строятся по плану – графику (1 – 2 раза в неделю в одно и тоже время); - Принцип индивидуальности – во время занятий учитываются индивидуальные эмоциональные особенности детей; - Принцип свободы – ребенку предоставляется право решать, хочет он участвовать в этом виде деятельности в данный момент или нет, право выражать свое мнение, желание, свободного перемещения в группе; - Принцип сотрудничества – необходимо создавать особую позитивную обстановку в группе, которая позволит общаться детям и взрослым в доброжелательной атмосфере помощи и сотрудничестве, для достижения поставленной цели; - Принцип учета эмоционального состояния ребенка – обеспечение во время занятий, игр доброжелательной атмосферы, стимулировать возникновению положительных эмоций у детей; - Принцип «Не навреди! » - запрещается проводить занятия, которые могут нанести эмоциональный вред ребенку. - Принцип уважения - уважительное отношение к детям и их творчеству; - Принцип повторности - возможность повторение упражнений, игр и занятий понравившиеся детям.
2. 2 Общая характеристика испытуемых. База исследования проходила в «МОУ «СОШ» Рахьинский центр образования» ДО Рахья, Всеволожский район, Ленинградская область.
Объектом исследования являлось эмоциональное развитие дошкольников. Исследование проводилось в старшей и подготовительной группы, всего в исследовании приняло участие 40 дошкольников, 20 детей из старшей группы в возрасте 5 -6 лет и 20 детей из подготовительной группы в возрасте 6 -7 лет. Общая численность старшей группы состояла из 20 детей, из которых 6 девочек и 14 мальчиков. Из 20 человек данной группы в полной семье воспитываются 14 детей (Осия, Денис А., Дмитрий А., Арсений, Савелий, Сергей, Лилиана, Диана, Артем, Денис Л., Карим, Ксения, Илья, Дмитрий Х), из них в многодетных семьях воспитываются 7 человек (Осия, Дмитрий А., Савелий, Сергей, Артем, Денис Л., Карим). В неполных семьях воспитываются 6 человек (Лена и Света Б., Семен, Всеволод, Денис П., Игорь). Общая численность подготовительной группы состоит из 20 человек, из которых 8 девочек и 12 мальчиков. Из 20 человек данной группы в полной семье воспитываются 19 (Сережа А., Дима, Нюся, Ярослав, Макар В., Кирилл, Никита, Мирон, Айсель, Соня, Макар И., Мирислам, Даша, Аня, Уля, Ксюша, Ваня, Паша, Сережа Т. ), из них в многодетных семьях воспитываются 4 человека (Нюся, Айсель, Уля, Мирислам). В неполной семье воспитывается один ребенок Маша. Из этой выборки детей были сформированы экспериментальная (подготовительная) и контрольная (старшая) группы.
2. 3 Характеристика методов и методик исследования эмоционального развития дошкольников старшего возраста. Исследовательская работа проводилась с использованием методов наблюдения за детьми в процессе их творческой деятельности, беседы с ними во время занятий, анализ их изобразительных работ, средствами арт – терапии изобразительного творчества (рисование), направленные на исследование эмоционального развития дошкольников старшего возраста. В ходе констатирующего эксперимента нами были использованы следующие диагностические методики:
- Методика изучения самооценки «Лесенка» (Т. В. Дембо); - Методика выявления состояния эмоциональной сферы ребенка «Кактус» (М. А. Панфилова); - Методика выявления особенностей внутрисемейных отношений «Рисунок семьи» (Л. Корман); - Проективная методика исследования личности «Кто Я» модификация методики (М. Куина); - Методика «Рисуем эмоции» (по М. Люшеру). Все методики проводятся в два этапа: - первый этап – сам рисунок, при этом фиксируется невербальный реакция ребенка (само рисование – качество, структура, выбор цвета; жесты во время работы, мимика); - второй этап – беседа с ребенком, с наводящими вопросами, главное условие если испытуемый не хочет вербально контактировать с исследователем, настаивать не нужно [30, 11 с. ]. В помощь для интерпретации работ дошкольника, во всех методиках предлагается использовать анамнез (сведения о семье) – члены семьи (пол, возраст) и семейная атмосфера (полная, неполная, развод, опека над ребенком, смерть кого либо), вся информация о ребенке, так как любое изменение в его окружении, может повлиять на исследование испытуемого [30, 27 с. ]. Краткая характеристика диагностических методик: Диагностическая методика № 1. - Методика «Лесенка» (модификация Т. В. Дембо – С. Я. Рубинштейн), для детей дошкольного возраста, методика направлена на выявления у ребенка способности эмоционального оценивания себя и отношения окружающих к себе. Методику «Лесенка» значительно упростила психолог В. Г. Щур и адаптировала под дошкольников, в результате стало меньше блоков (ступеней). Описание обследования: перед ребенком кладут лист бумаги с нарисованной лестницей, состоящей из (5, 7, 10 ступеней (блоков), мы возьмем 5, у взрослых в основном 10 ступеней, соответственно школьник – 7, дошкольник - 5). Педагог объясняет дошкольнику, что на самой нижней ступени находятся дети, у которых все плохо, а с каждой ступенькой вверх, у ребенка все налаживается, то есть на средней ступеньки, у детей бывает и хорошо, и плохо (со здоровьем, с настроением, в учебе, в отношении с родителями и друзьями). На самой верхней ступени (показать ступень – пятую) там все очень хорошо и с настроением, и в отношении с другими людьми. Далее педагог предлагает нарисовать ребенку – себя, где он находиться на какой ступени. После того как дошкольник определился с выбором ступени, его спрашивают: «Почему именно на этой ступени? ».
Используется стандартный набор характеристик: хороший - плохой, добрый - злой, умный - глупый, сильный - слабый, веселый - грустный. Во время проведения методики необходимо обращать внимание на то как ребенок себя ведет во момент выполнения задания: колеблется, раздумывает, делает высказывания, как он себя рисует, какие цвета использует. По итогам работы выявляется наличие и характер представлений ребенка о себе, уровень эмоционального состояния и самооценки своего «я», отношение с родителями. Считается нормой если дети ставят себя на ступеньку высокую «очень хорошие» и даже «самые хорошие» ступень «5», если же ребенок ставит себя на самую низкую ступень «1» или «2» - это говорит не об адекватной оценке, а об неуверенности и серьезных нарушениях в эмоциональном развитии личности. Если дошкольник рисует себя на средней ступени, значит он либо не понял задание, либо не хочет выполнять. Различают 5 ступеней уровня эмоционального развития ребенка и уровень самооценки дошкольника в отношении с родителями, хороший - высокий уровень эмоционального развития ребенка обозначается баллом «5», самый низкий уровень соответственно обозначается баллом «1», завышенная самооценка обозначается баллом «2». Результаты представлены в таблице (3. 1. 1. ) 1 ступень - все плохо, заниженная самооценка «1»; 2 ступень - плохо, редко хорошо, низкая самооценка «3»; 3 ступень - иногда плохо, иногда хорошо – средняя самооценка «4»; 4 ступень - редко плохо, но в основном хорошо, высокая самооценка «5»; 5 ступень - всегда хорошо, завышенная самооценка «2». Диагностическая методика № 2. - Проективная методика «Кактус» применяется для выявления особенностей эмоционального состояния в развитии ребенка, определения устойчивости к стрессам и подверженности к агрессии. Методика «Кактус» (М. А. Панфилова) была предложена для детей 3 – 7 лет, но можно использовать и для взрослых.
Описание обследования: Ребенку предлагается нарисовать кактус, таким как он его представляет, на бумаге любым цветом. Тестирование можно проводить индивидуально и в группе. Инструкция для ребенка: Представь, что ты увидел кактус, запомни все его детали и нарисуй, отвлекаться и задавать вопросы нежелательно. Занятие проводится 20 – 30 минут в зависимости от возраста ребенка. При обработке результатов принимаются во внимание все данные рисунка: расположение изображения на листе, размер рисунка, какими цветами изображен, какого размера и ширины иголки, какой формы кактус. При трактовке рисунка, в основном мы уделяли таким характеристикам, как агрессия, тревога, неуверенность в себе, эгоцентризм, незащищенность, одиночество. Интерпретация: - Агрессия – наличие длинных иголок; - Тревога – используемые в работе темные цвета, сильная штриховка; - Неуверенность – маленький рисунок расположен внизу листа; - Эгоцентризм – крупный рисунок, находящийся в центре; - Незащищенность, стремление к домашней защите – кактус нарисован в горшке; - Стремление к одиночеству – цветок растет в природе один. Диагностическая методика № 3. - Методика «Рисунок семьи» (Л. Корман) относится к классу неструктурированных проективных методик, применяется для выявление, особенностей внутрисемейных отношений и эмоциональных проблем ребенка. Эта методика особенно удобна в применении с детьми дошкольного возраста и способствует установлению эмоционального контакта с ними [28]. Методика Л. Корман предусматривает беседу (наводящие вопросы) после рисования по сюжету рисунка: - Кто нарисован? - Почему первый нарисован (папа, мама, брат и так далее)? - Почему выбрал этот цвет? - Кто из родных самый веселый (грустный)? Почему? Вопросы можно использовать уже предложенные автором, а можно и изменить, в зависимости от нужного результата. У других авторов предполагаются еще дополнительные задания. Есть много интерпретаций анализа работ к тесту «Рисунок семьи», в своем исследовании мы воспользуемся интерпретацией, которую предложили Г. Т. Хоментаускас, В. К. Лосева [31]. Описание обследования: Для работы ребенку предлагается альбомный лист и на выбор материалы для рисования (цветные мелки, цветные карандаши или краски). Допустимо использовать различные варианты заданий: - «Нарисуй свою семью, где все заняты обычным делом»; - «Нарисуй свою семью, как ты ее себе представляешь»;
- «Нарисуй свою семью в виде фантастических (несуществующих) животных»; - «Нарисуй свою семью в виде образов, символов, которые выражают ее особенности». При выполнении рисунка ребенком, оценивается эмоциональное состояние внутрисемейных отношений и эмоциональное самочувствие ребенка, и самой семьи. Интерпретация делится на три части: 1. Анализ структуры рисунка: - если ребенок рисует всех членов семьи это говорит о том, что в семье все благополучно; - в работе дошкольника нет кого - то из близких – означает, что с этим человеком у него эмоциональный конфликт; - также надо обращать внимание на расположение семьи в рисунке, если кто -то находится внизу работы, значит с этим человеком конфликтное отношение в семье или на оборот если он в центре (выше) – все крутится во круг него, он является центром семьи; - если семья держится за руки – сплоченная; - стоят отдельно друг от друга – нет близких отношений; - если все стоят вместе, а кто – то вдалеке, с этим членом семьи эмоциональный конфликт. 2. Анализ особенностей изображения людей. Данный вид анализа дает более подробную информацию отношений ребенка и членов семьи (через цвет, пропорции тела и величины); 3. Анализ процесса рисования: - последовательность нарисованных родных; - стирание рисунка и заново прорисовывание; - после окончания работы вновь что - то добавляется [30; 31]. Для интерпретации методики, нами было взято и исследовано 5 симптомокомплексов в таблице 2. 3. 1:
Таблица 2. 3. 1 [31, 28 с. ]. Диагностическая методика № 4 - Проективная методика «Кто Я» исследования личности, модификация методики М. Куина. Эту методику можно использовать и в исследовании внутрисемейных отношений. Описание обследования: испытуемому дается лист бумаги, разделенный на четыре блока (квадрата) и предлагается изобразить в каждом блоке (помеченному номерами), цветными карандашами (мелками) нарисовать «собственное Я»: - 1 блок – реальное; - 2 блок - идеальное (каким мама видит); - 3 блок - будущее «Я»; - 4 блок - «Я» по восприятию окружающих. После того, как ребенок закончит свою работу, по желанию он может объяснить, что он хотел изобразить и почему [25]. Целью методики является повысить внутренний потенциал и помочь дошкольнику принять себя таким какой он есть, со всеми его особенностями. Для правильной интерпретации рисунка необходимо учитывать следующие условия содержание рисунка: цвет (какие использует цвета последовательность (1, 2, 3 последний цвет), форма (конечности нарисованы правильно или схематично) и пропорции тела (голова маленькая, тело большое или наоборот), маленькие размеры рисунка (обозначает напряженность, скованность, неуверенность) либо большие (уверенность, завышенная самооценка). Для интерпретации рисунка были взяты 8 качественных показателей для удобства сгруппированные в симптомокомплексы: незащищенность, тревожность, низкая самооценка, неуверенность, враждебность, конфликтность, трудности в общении, депрессия. Каждый показатель состоит из несколько симптомов, которые оцениваются по баллам, если этого симптома нет во всех рисунках – ставится «0» баллов, наличие какого - то признака в одном из рисунков – ставится «1» балл, на двух рисунков – «2» балла, трех рисунков – «3» балла, четырех – «4» балла. Таблица показателей эмоциональной неустойчивости 2. 3. 2.
Таблица 2. 3. 2 [31; 29]. Диагностическая методика № 5 - «Рисуем эмоции» (По цветовому тесту М. Люшера) данная методика позволяет выявить уровень тревоги и эмоциональное состояние ребенка (радость, грусть, печаль, страх, злость) в детском саду, в семье и при помощи цвета оказывать воздействие на формирование положительных эмоций. Существует полный тест Люшера с семью различными наборами цветов (всего – 73 цветных карточки, в которых отражены 25 различных цветов и оттенков) и быстрый тест Люшера цвета подразделяются на четыре основных и четыре дополнительных цвета [29]. Каждому цвету, Люшер присвоил порядковый номер. Основные цвета: 1 - синий, 2 - зеленый, 3 - красный, 4 - желтый. И дополнительные цвета: 5 - фиолетовый, 6 - коричневый, 7 - черный, 8 - серый. К явным предпочитаемым цветам относятся цвета под номерами - №1, №2; предпочитаемые - №3, №4; нейтральные - №5, №6; негативные цвета - №7, №8 [31, 159 с. ]. Метод определения психологического состояния человека основан на интуитивном выборе цвета среди восьми предложенных карточек (любой формы): красного, желтого, зеленого, синего, фиолетового, коричневого, серого черного [29, 24 – 25 с. ]. Причем в методике предлагается выбирать цвета два раза с перерывом в несколько минут, так как первый выбор карточек является желаемым для испытуемого, а второй выбор цвета является действительным (эмоциональным) состоянием. Для интерпретации результатов эмоционального состояния ребенка используются следующие показатели в таблице 2. 3. 3:
Таблица 2. 3. 3 [31, 160 с. ]. В методике «Рисуем эмоции», которую мы взяли, применяется тест Люшера в виде рисунка, то есть, испытуемому дается лист бумаги и цветные краски (цветные мелки, карандаши), и предлагается нарисовать свое настроение (эмоции) тем цветом, который он хочет использовать. Каждый выбор цвета фиксируется. Следуя трактовке методике Люшера, тест «Рисуем эмоции» проводим дважды, чтобы убедиться в правильности выбора цвета ребенком. Когда работа будет закончена, нужно предложить ребенку рассмотреть свой рисунок и задать вопрос, что он чувствовал, когда изображал свои эмоции [26].
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|