Глава 1. Теоретические основы изучения эмоционального развития дошкольников старшего возраста
Глава 1. Теоретические основы изучения эмоционального развития дошкольников старшего возраста 1. 1 Особенности эмоционального развития дошкольников старшего возраста Дошкольный возраст это время, когда происходит эмоциональное развитие ребенка. В этот период ребенок, как «губка» все впитывает и хорошее, и отрицательное. Дошкольник открыт всему миру, готов усваивать социальные и культурные ценности. То, что будет заложено в детстве (эмоциональное отношение к миру, нравственные ценности) останется с ним и будет в дальнейшем развиваться. И поэтому главной педагогической задачей является формирование эмоционального развития дошкольников. Проблему эмоционального развития рассматривали многие ученые (Д. Б. Эльконин, А. Н. Леонтьев, Л. С. Выготский, С. Л. Рубинштейн и другие), каждый из которых внес неоценимый вклад в своих исследованиях. По Д. Б. Эльконину, дошкольник, занимаясь какой – либо деятельностью развивает не только навыки (игры, обучения), но при этом «свое эмоциональное отношение к ним» [10]. А. Н. Леонтьев утверждал, что эмоции «отражают» отношения (положительное, отрицательное) к какой – либо деятельности субъекта или потребностям [21]. В своих работах С. В. Выготский доказывал, что эмоции развиваются одновременно с ребенком, что эмоции детей отличаются от эмоций взрослых, своей нестабильностью [6]. Проводя исследования С. Л. Рубинштейн доказывал, что эмоциональное развитие ребенка зависит от того какое воспитание (пример) дают взрослые, и от «индивидуальных различиях» дошкольников. «При всем том эмоциональная жизнь ребенка – дошкольника, конечно, еще очень существенно отличается от эмоциональной жизни взрослого» [17].
Н. С. Ежкова отмечает, что: «Осваивая социальную обусловленность эмоций, дети овладевают нормативными категориями, эталонами их проявления, что способствует начальному становлению эмоциональной культуры личности. Ребенок с развитыми эмоциями легче преодолевает эгоцентризм, лучше включается в учебно –познавательные ситуации, успешнее реализует себя в деятельности [9]. В своей книге Н. Ф. Круглова пишет, что «эмоциональная зрелость понимается как уменьшение импульсивных реакций и способностью ребенка, не прыгая и не бегая, длительное время выполнять не очень привлекательное задание [22]. Основные изменения в эмоциональном развитии детей старшего дошкольного возраста связаны с изменением окружающей среды (начало посещения детского сада, переход в более старшую группу или окончания посещения детского сада и ознаменование в переходную ступень детский сад – школа), появлением новых интересов и потребностей. В возрасте 5 - 7 лет происходит формирование чувство долга, ребенок начинает понимать требования, предъявляемые ему, эти требования он соотносит к своим поступкам и к поступкам других людей, окружающих его. «Изменяется и роль эмоций в деятельности дошкольника. Если на предыдущих этапах онтогенеза основным ориентиром для него являлась оценка взрослого, то теперь он может испытывать радость, предвидя положительный результат своей деятельности и хорошее настроение окружающих. Дошкольник в 4 - 5 лет – это человек с богатым и разнообразным эмоциональным миром, он глубоко чувствует, его переживания, прежде всего, тесно связаны с отношениями в кругу близких. У дошкольника формируется эмоциональное предвосхищение, которое заставляет его переживать по поводу возможных результатов деятельности, предвидеть реакцию других людей на его поступки. Поэтому роль эмоций в деятельности ребенка существенно изменяется. Если раньше ребенок испытывал радость от того, что получил желаемый результат, то теперь он радуется потому, что может этот результат получить. Если раньше он выполнял нравственную норму, чтобы заслужить положительную оценку, то теперь он ее выполняет, предвидя, как обрадуются окружающие его поступку.
В дошкольном возрасте эмоциональный мир ребенка богаче и разнообразнее. От базовых эмоций (радости, страха) он переходит к более сложной гамме чувств: радуется и сердится, ревнует и грустит. Свои эмоции ребенок учится выражать при помощи взглядов, жестов, улыбок, движений, интонаций голоса. Именно в дошкольном возрасте ребенок осваивает высшие формы экспрессии – выражение чувств с помощью интонации, мимики, что помогает ему понять переживания другого человека, «открыть» их для себя» [7] подчеркивает Н. А. Гром. М. Б. Батюта, Е. А. Семенова пишут: «В старшем дошкольном возрасте уже происходит разделение детей на популярных и непопулярных. Первые из них пользуются уважением и симпатией сверстников. Они легко вступают с ними в контакт и достаточно свободно общаются. Другие же дети (застенчивые, замкнутые, с нарушением самооценки) стараются держаться в стороне от ровесников, они никогда не предлагают игру первыми. Таким образом, возникают симпатии и антипатии, которые глубоко переживаются детьми. Внутри личностные переживания детей могут привести к агрессивным, негуманным проявлениям: грубости, зависти, несправедливости, отчуждению [4]. При нормальном развитии в старшем дошкольном возрасте эмоциональные процессы становятся более уравновешенными. В то же время эмоциональная жизнь ребенка отличается насыщенностью и интенсивностью. Особенно важным для развития дошкольника является появление таких эмоций, как сочувствие другому, сопереживание (эмпатия), без них невозможна совместная деятельность детей. Все, во что включается дошкольник – игра, рисование, лепка, конструирование, подготовка к школе, помощь маме в домашних делах и тому подобное – должно иметь яркую эмоциональную окраску, иначе деятельность не состоится и быстро разрушится. Ребенок, в силу своего возраста, просто не способен делать то, что ему не интересно. Поэтому работа, направленная на развитие эмоциональной сферы, очень актуальна и важна» [4].
Таким образом, мы видим, что эмоциональное развитие детей старшего дошкольного возраста зависит от ряда факторов: - эмоции ребенка формируются в процессе общения со сверстниками, сопереживание другим детям во многом зависит от ситуации и от позиции в данном случае самого ребенка; - вовремя непосредственно организованной деятельности (музыкальные занятия, развитие речи – чтение сказок) дети учатся испытывать определенные чувства связанные с восприятием музыки или яркие положительные эмоции испытывают, прослушав сказку, вовремя изобразительной деятельности дети безболезненно выражают свои мысли и эмоции на бумаге; - развитие положительных эмоций также происходит, вовремя групповой или сюжетно – ролевой игры, соответствующим возрасту детей. Ролевые игры учат дошкольников понимать настроение других ребят; - любая деятельность должна заинтересовать детей, с целью получения результата при этом вызвав у него положительные эмоции. Ключевыми моментами в эмоциональном развитии дошкольников старшего возраста являются: - освоение социальных норм и «эталонов» выражения эмоций; - формирование чувство долга, развитие (эстетических, моральных) чувств; - развитие речи способствует осознанию эмоций. Следовательно, ознакомившись с работами ученых – педагогов, мы понимаем, что эмоции - это не просто чувства, это психические свойства наших переживаний по отношению к субъекту, объекту или деятельности. Что эмоции развиваются параллельно с физическим и психическим развитием ребенка, что чем больше он узнает, тем ярче становятся его эмоции.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|