Заключение. Практические рекомендации. Выводы
Заключение В выпускной квалификационной работе на тему «Арт – терапия как средство эмоционального развития дошкольников старшего возраста» нами было запланировано и проведено исследование и использование арт – терапии как средство эмоционального развития дошкольников старшего возраста. Для проведения исследования и изучения эмоциональных состояний детей старшего дошкольного возраста, обучающихся в старшей и подготовительной группах, нами были использованы следующие методики: «Лесенка», «Кактус», «Рисунок семьи», «Кто Я», «Рисуем эмоции», которые позволили выявить эмоциональное состояние детей в различные возрастные периоды и особенности эмоциональных проявлений. Полученные результаты свидетельствуют о том, что эмоциональное развитие детей старшего дошкольного возраста напрямую зависит от семейной атмосферы. В ходе проведенных методик: показатели «враждебность», «тревожность», «конфликтность» выражены сильнее в подготовительной группе, чем в старшей, возможно это связано с кризисом возраста, показатель «чувства неполноценности в семейной обстановке» ниже, чем показатели, обозначенные ранее, но одинаковы в обеих группах. В ходе проведенных ряд мероприятий (средствами арт – терапии) с экспериментальной (подготовительной) группой направленных на улучшение эмоционального развития: снижение агрессивности, тревожности, повышения самооценки, в контрольной диагностике уровень показателей «враждебность», «тревожность», «конфликтность» улучшились, то есть мы приходим к выводу, что эмоциональное состояние можно скорректировать при помощи арт –терапии (рисование, игры, чтение и так далее).
В данной выпускной квалификационной работе поставленные задачи выполнены, цель исследования достигнута. Гипотеза исследования, о том, чтоарт – терапия как средство эмоционального развития детей дошкольного возраста будет эффективной, если использовать арт - терапевтические приемы во время образовательной деятельности, подтверждена. Таким образом, на основании полученных результатов мы определили, что с помощью средств арт – терапии, можно повысить у детей эмоциональный уровень развития и научить детей видеть красоту во всем.
Практические рекомендации В соответствии с результатами исследования эмоционального развития и повышения эмоционального уровня у детей старшего дошкольного возраста средствами арт – терапии, можно дать следующие рекомендации педагогам, работающим с детьми в ДО: - развивать творческие и коммуникативные способности в ходе учебной, и внеурочной деятельности средствами арт – терапии (рисование, чтение, пение и другое); - с детьми, у которых обнаружена низкая самооценка, тревожность и другие отрицательные эмоциональные состояния, предлагается проводить коррекционную работу в виде изобразительной деятельности и другими видами творческой деятельности.
Выводы 1. Теоретический анализ научной литературы показал, что изучение эмоционального развития дошкольников старшего возраста, на сегодняшний день занимает особое внимание в психолого – педагогической деятельности. Проблему эмоционального развития ребенка рассматривали многие ученые, в своих работах Д. Б. Эльконин, А. Н. Леонтьев, Л. С. Выготский, С. Л. Рубинштейн и другие, особое внимание уделяли эмоциональному развитию детей, так как именно в этом возрасте у дошкольников формируется эмоциональное отношение к себе, родным, обществу. Многие педагоги считали, что с эмоциями не рождаются, они формируются вместе с ребенком, во время игры, чтения, рисования, труда или какой либо другой деятельности.
2. Нарушения эмоционального развития у дошкольников возникают по разным причинам это может как заболевание, так и неблагоприятная окружающая среда. Другими факторами влияющие на эмоциональное развитие являются природные особенности ребенка (тип темперамента). Эмоциональные расстройства в детском возрасте довольно многообразны наблюдаются три группы эмоциональных нарушений: - расстройства настроения (эйфория, дисфория, депрессия, тревожный синдром, страхи); - нарушение психомоторики (апатия, эмоциональная тупость); - расстройства поведения (гиперактивность, агрессия). 3. У детей в возрасте 7 лет происходит формирование чувство долга, ребенок начинает понимать требования, предъявляемые ему, эти требования он соотносит к своим поступкам и к поступкам других людей, окружающих его. Ребенок 5 лет глубоко чувствует и переживает, все его эмоции тесно связаны с отношениями в кругу семьи. В ходе диагностики было выявлено, что у детей старшей группы по сравнению с подготовительной группой, уровень показателя «самооценки» значительно ниже, однако уровень «тревожности» выше. В подготовительной группе уровни «агрессии», «конфликтности», выше чем у старшей группы. 4. В ходе проведенных методик уровень внутрисемейных отношений и эмоциональных проблем дошкольников старшего возраста показал, что «враждебность», «тревожность», «конфликтность» выражены сильнее в подготовительной группе, чем в старшей, возможно это связано с кризисом возраста, показатель «чувства неполноценности в семейной обстановке» ниже, чем показатели, обозначенные ранее, но одинаковы в обеих группах. 5. Согласно полученным результатам эмоциональный фон детей напрямую зависит от семейной атмосферы, если в семье присутствует враждебность, конфликт, то ребенок начинает испытывать тревогу и неуверенность в семье и обществе. Таким образом, подводя итог в нашем исследовании, мы приходим к выводу, что большая часть детей из выборок испытывают тревожность и неуверенность, связанную с неблагоприятной семейной обстановкой, в связи с чем взаимоотношения детей и родителей усложняются.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|