Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Моторная имитация - уровень 1 4 страница





Хотя порядок не имеет большого значения, очевидно, что некоторые задания высоких уров­ней строятся на успешном выполнении этих заданий на более ранних уровнях (например, изучать репертуар двухкомпонентных наименований имеет смысл только в том случае, если репертуар такт-реакций сформирован).

Итак, задачей тестирования является изучение процесса формирования и уровня развития навыков. Смешанный формат тестирования помогает удерживать внимание ребенка. Кроме того, такие навыки как такт, поведение слушателя и сопоставление с образцом предполагают исполь­зование одного и того же материала, и потому могут оцениваться вместе. Ряд других дополни­тельных предложений в отношении проведения оценки представлен в таблице 2-1.

Определение преград

Оценка потенциальных преград должна проводиться одновременно с оценкой вех развития. Некоторые проблемы бывают очевидными для окружающих и об их существовании могут со­общить родители, педагоги, члены семьи и другие люди, хорошо знающие ребенка (это могут быть проблемы с поведением, аутостимуляции, гиперактивность). Однако, в случае некоторых специфических проблем (недостаточно развитые манд-навыки, зависимость от подсказок, уга­дывание, сложности с обобщением навыков и т. д. ) может потребоваться присутствие опытного специалиста для того, чтобы их выявить. Данная часть оценки предназначена только для опера­тивного установления факта существования преград и необходимости дальнейшего анализа (см. главу 6).

Таблица 2-1

Рекомендации для специалиста, проводящего тестирование

_____________________________________________________________________________________

• Перед началом проведения оценки получите от членов семьи ребенка информацию о по­тенциальных поощрениях (желательно в форме анкеты). Используйте информацию из этой анкеты для того, чтобы ознакомиться с интересами ребенка, например, узнать о любимых и знако­мых ему занятиях, песнях, фильмах, продуктах питания, домашних животных и членах его семьи. Данная информация также может оказаться ценной для определения предметов, которые потенци­ально могут использоваться при оценке реакций манд, такт и поведения слушателя.

• Установите хорошие взаимоотношения с ребенком. Дайте ребенку время для того, чтобы при­выкнуть к вам, почувствовать себя с вами непринужденно. Постарайтесь установить связь между вами и веселыми занятиями, поощрениями. Кроме того, первое время сохраняйте свои требования на минимальном уровне и повышайте их очень осторожно.

• Контролируйте доступ к предметам, используемым в тестировании, и поощрениям.

• Поощряйте правильные ответы. Используйте подходящий для конкретного ребенка режим уси­ления.

• Усиливайте желательное поведение. Предоставляйте поощрения в переменном режиме, есте­ственно звучащую социальную похвалу за сотрудничество (внимательность, усидчивость, зри­тельный контакт, улыбки). Используйте описательную похвалу, например, «Как красиво смотришь в глазки! », «Как хорошо красиво сидишь! ».

• Используйте как предпочитаемые ребенком предметы, так и новые предметы, которые могут его заинтересовать. При необходимости могут использоваться предметы для аутостимуляции.

• Улыбайтесь, когда хвалите ребенка. Дайте ему дополнительную причину, чтобы посмотреть на вас.

• В качестве поощрений выбирайте предметы и занятия, соответствующие полу и возрасту ребенка. Несмотря на то, что способности ребенка могут быть несоизмеримы с его хронологиче­ским возрастом, многие дети овладевают некоторыми соответствующими их возрасту навыками вне зависимости от обусловленного развитием функционального уровня. Например, если вы про­водите тестирование 14-летнего ребенка, навыки которого можно отнести к ранним, не используй­те в качестве теста на продолжение фразы «Наша Таня громко...... », а лучше выберите знакомую ему песню в стиле рэп, или, может быть, саундтрек из любимого ребенком телевизионного шоу.


· Во время тестирования репертуара ранних манд-реакций следите за мотивацией ре­бенка (МО). Например, если ребенок хочет покачаться на качелях, отправляйтесь к каче­лям и проверьте, проявит ли он манд-реакцию, сказав «качай» или «толкай». Возможно, это потребует от вас некоторой хитрости, например, вы можете держаться за качели и не толкать их немедленно, а сперва спросить: «Что ты хочешь? », затем выдержать паузу и посмотреть, побудит ли данная ситуация манд-реакцию в форме высказывания «качай» или «толкай».

· Используйте такие материалы, которые являются либо подходящими для обоих по­лов, либо соответствуют полу конкретного ребенка. Вы можете достичь наилучших ре­зультатов в оценке и обучении манд-реакций и игровых и социальных навыков, если будете использовать формы деятельности, учитывающие пол ребенка. Маленькой девочке может понравиться, если ей накрасить ногти или имитировать нанесение макияжа, «как у мамы». Мальчик может предпочесть игры с имитацией драки или борьбы, ремонт машины. Ис­пользование таких занятий, в которых ребенок заинтересован, зачастую может вызвать не проявляющиеся в иных случаях реакции манд, такт, интравербальные реакции, поведение слушателя, моторную имитацию, а также игровые и социальные навыки.

· Подбирайте соответствующий уровень энтузиазма. Используйте полный воодушевления тон голоса в случае правильных реакций без подсказок, но не будьте слишком восторжен­ными.

· Выделяйте время для небольших перерывов. Вы можете разбивать процесс оценки на части, поэтапно тестируя каждый из навыков и делая короткие перерывы. Особенно это от­носится к случаям тестирования за столом, например, при оценке навыка сопоставления с образцом. Не торопитесь в проведении оценки. Цель состоит в том, чтобы узнать, что ребе­нок может сделать, и ограничений по времени нет.

· Во время коротких перемен не позволяйте ребенку играть с самыми привлекательны­ми поощрениями. Дайте ему причину для того, чтобы вернуться к занятию, когда вы будете готовы его возобновить.

· Замечайте и реагируйте на уместные спонтанные вокализации и жестикуляцию. Смей­тесь над шутками ребенка, улыбайтесь, кивайте головой и поощряйте ребенка к тому, чтобы он продолжал реагировать.

· Сделайте процесс интересным и создайте для ребенка ассоциативную связь между собой и поощрением, предоставляя его в веселой и увлекательной манере. Например, поощре­ние может «прилететь» к ребенку как самолетик, «подъехать» по столу как машинка, или вы можете притвориться магом и достать поощрение прямо из-за уха ребенка.

· Перемежайте известные ребенку задания с более трудными заданиями.

· Иногда предоставляйте поощрение «просто так» (необусловленное усиление).

· Избегайте чрезмерных намеков или подсказок в ходе проведения оценки. Это может исказить истинный оперантный уровень ребенка.

· Предоставляйте ребенку от 3 до 5 секунд для реакции, если это необходимо.

· Повторите вопрос или задание 2 или 3 раза в случае необходимости.

· При оценке уровня развития навыков ребенка используйте способ применения под­сказки «от наименьшей к наибольшей». Это помогает определить, что ребенок способен сделать самостоятельно или с минимальным уровнем подсказок.

· Всегда заканчивайте период тестирования или сессию на правильной реакции или по­зитивной ноте.

Материалы для тестирования

Четкая классификация вех развития существенно сокращает объем материалов, необходи­мых для проведения оценки. Многие нужные предметы можно найти в школьных классах или дома, а некоторые виды оценивания могут быть проведены в естественной для ребенка среде, на­пример, в игровой комнате, на детской площадке, во дворе, в парке и т. д. Перечень необходимых материалов приводится в таблице 2-2, а также в инструкции для тестирования каждой из 170 вех развития.

Таблица 2-2

Перечень материалов

_____________________________________________________________________________________

Все уровни        

• Секундомер, таймер или часы с секундной стрелкой для измерения реакций

• Ручка и формы для записей и подсчета ответов

• Подходящие для конкретного ребенка поощрения, в том числе небольшие кусочки его любимых лакомств (например, яблоки, изюм, крекеры) и набор игрушек и предметов, которые также могут выступать в качестве поощрения для этого ребенка (мыльные пузыри, вертушки, пружины, вы­прыгивающие игрушки, мягкие мячики, светящиеся волшебные палочки, микрофон и т. п. )

Уровень 1

• Фотографии членов семьи, людей, животных и предметов быта, знакомых ребенку

• Предметы повседневного обихода, вещи, с которыми ребенок сталкивается ежедневно (на­пример, зубная щетка, чашка, ложка, мяч, мягкие игрушки в виде животных)

• Пазлы-вкладыши: 2 или 3 штуки для детей в возрасте от 1 до 3 лет

• Кубики: четыре кубика стандартного размера любого цвета

• Книжки с картинками: три книжки, соответствующие возрасту ребенка с точки зрения уровня его развития

• Мозаика

• Сортер (для детей от 1 до 3 лет)

Уровень 2

• Знакомые предметы, в которых не хватает части. Такие предметы необходимы для повышения вероятности манд-реакций ребенка (пакет сока без трубочки, железная дорога без поезда, раз­борные игрушки с недостающими частями (машинка без колеса, кукла без одного ботинка), персонажи мультфильмов и сказок, обычно встречающиеся в паре (Маша и Медведь, Винни- Пух и Пятачок), мыльные пузыри без палочки, не надутый воздушный шарик)

• Книжки, карточки или фотографии для работы над такт-реакциями (наименованием пред­метов, действий и занятий из повседневной жизни). Карточки для сопоставления с образцом (одинаковые и похожие предметы, например, три карточки с изображениями разных цветов в комплекте с изображением дома, колокольчика и лошадки). Для тестирования навыка обу­словленных различий необходимы изображения животных, издающих специфические звуки (корова, утка, собака, кот, свинья), изображения различных предметов, выполняющих одну и ту же функцию или относящихся к одному и тому же классу (одежда, посуда, мебель, транс­портные средства, музыкальные инструменты, игрушки, школьные принадлежности) и изо­бражения предметов одного цвета или формы (красное яблоко, красная машина и красный домик, или круглый мяч, круглый шар и круглый апельсин)

• Идентичные предметы: 25 пар для сопоставления с образцом (ложки, машинки, туфли, изо­бражения героев любимых мультфильмов)

• Наборы предметов одинакового цвета для сортировки. Например, для красного цвета: красная игрушечная машинка, красная шляпа, красный грибок. Для желтого цвета: банан, желтый мя­чик, желтый автобус

• Набор предметов одинаковой формы, но разных цветов (красные квадраты, синие квадраты, красные круги, синие круги и т. п. )

• Комплект похожих, но не идентичных предметов. Например, футбольный мяч, теннисный мяч, мячик для пинг-понга

• Наборы идентичных предметов для сопоставления, например, ложки, вилки, столовые ножи

• Безопасные ножницы, клеящий карандаш, мелки и бумага

• Аудиозаписи звуков окружающей среды (телефонный звонок, плач ребенка, гудок автомобиля и т. д. ) или сами предметы, издающие звуки (насколько это возможно)

• 4-5 пазлов-вкладышей для детей в возрасте от 1 до 3 лет

• Пирамидка

• Игрушки для самостоятельной игры (конструктор, поезд, кукольный домик и куклы)

• Предметы для сюжетной и социальной игры (чайный сервиз, набор игрушечной еды, куклы, каска пожарника, вуаль принцессы, картонные коробки и т. д. )

 

Уровень 3

Карточки с формами и цветами (по 5 шт. для навыков манд и сопоставления с об­разцом)         

Книжки, карточки с картинками и/или фотографии, аналогичные тем, что необходи­мы для уровня 2

• Пазлы-вкладыши для детей в возрасте от 2 до 5 лет

• Инструкции для моделирования из кубиков или мозаики (не менее 25 вариантов мо­делей)

• Цветные кубики для выкладывания последовательностей

• Карточки с буквами алфавита

• Карточки с числами от 1 до 5

• Карточки с последовательностями действий

• Карточки с последовательностями размеров

• Предметы для сравнения признаков и свойств (например, легкий и тяжелый, чистый и грязный, горячий и холодный, мокрый и сухой, большой и маленький, длинный и короткий)

• Десять мелких предметов для оценки навыка счета и понятия «больше» и «меньше» (например, фасоль, M& Ms)

• Карточки с короткими словами (3 или 4 буквы, например, «кот» или «дом»)

• Разлинованные листы и карандаш

• Материалы для творчества (мелки, разноцветная бумага, книжки-раскраски, разли­нованные листы, ножницы, клей, бисер или бусы для нанизывания)

• Карточки или книга с изображением профессий (милиционер, медсестра, пожарник, учитель, почтальон, строитель, водитель автобуса)

• Игрушки для самостоятельной игры (пазлы, несколько разновидностей конструкто­ров, поезда и грузовики, кукольный домик, куклы и кукольная мебель, поделки)

• Одежда для ребенка или кукольная одежда с молнией, кнопками, пуговицами, шнур­ками, липучками

• Три книжки с заданиями, соответствующими текущему уровню развития (соедине­ние точек, лабиринты, пунктир)

 

 

__________________________________________________________________________________

 

Начисление баллов в формах раздела «Оценка вех развития» протокола VB-MAPP

Результаты оценки каждой вехи развития должны быть отображены в предназначенной для этого области формы «Оценка вех развития» протокола VB-MAPP (рисунок 2-1). В случае необходимости могут быть проведены и дополнительные тестирования.

Тестирование VB-MAPP проводится один раз в календарный или учебный год, сводная форма используется для создания профиля учащегося в отношении всех навыков и уровней. Расположение навыков в форме не соответствует порядку формирования этих навыков, а пре­следует цель логичного и удобного расположения данных на всех уровнях. Например, первая колонка на всех трех уровнях содержит манд-навык. А седьмая колонка содержит навык имита­ции для уровней 1 и 2 и навык чтения для уровня 3, так как имитация уже не является ключевым навыком для детей, которые овладели более сложными навыками. Имитация по прежнему име­ет большое значение, однако для ребенка, развитие навыков которого в основном соответствует третьему уровню, имитацию следует перенести в естественную среду. Необходимо превратить ее в часть повседневной жизни или функциональной деятельности (к примеру, использовать в имитативной игре, спорте, обучении самостоятельности, учебной деятельности и иным фор­мам социального поведения).


 

 


 


 

 


Навыки чтения, письма, математики появляются только на третьем уровне, так как не явля­ются ключевыми для оценки на более ранних уровнях.

Крайне важно, чтобы навык оценивался как сформированный только в том случае, если взрослый с большой вероятностью может вызвать поведение по инструкции или непосредствен­но наблюдает его.

Если целью является оценка спонтанного поведения, необходимо присутствие релевантных условий (например, мотивационных операций). Также необходимо убедиться в отсутствии слу­чайных подсказок. Подсказки тесно связаны с понятием «контроль стимулов», многие важные решения принимаются на основании присутствия или отсутствия контроля стимулов в процес­се оценки уровня речевого развития и обучения речевым навыкам. Например, предполагаемый «спонтанный манд» может находиться под контролем такого определенного стимула, как под­сказка в виде направления взгляда, а не мотивационных факторов (например, желания порисо­вать фломастером).

В случае сомнений решение следует принять в сторону недооценки, занижения уровня на­выка. Предположение, что ребенок обладает каким-либо навыком, когда в действительности этот навык отсутствует, а реакция вызывается подсказкой, механическим запоминанием или на нее влияют какие-либо иные, незапланированные причины, может оказать влияние на развитие дру­гих навыков, построенных с опорой на оцениваемый навык.

В форме для оценивания каждого элемента предусмотрены 4 поля (см. рисунок 2-2). В полях размещаются данные о каждой из проводимых оценок. Реакция оценивается баллами 0, 1/2 или 1 в соответствии с критериями, определенными инструкциями по оцениванию вех развития (см. главы 3, 4 и 5). Если ребенок получает 0 баллов, поставьте ноль в форме оценки данного навыка. Если навык не тестируется (как, например, чтение на ранних этапах обучения), также поставьте в эту клеточку ноль.

Существует два этапа переноса данных в другие разделы теста: сначала необходимо про­суммировать все баллы, полученные ребенком за одну область навыков (например, на рисунке 2-1 это «4 1/2» за реакцию такт). Этот балл следует записать в поле «Общий балл» в верхней части таблицы. Затем баллы по всем областям навыков суммируются на каждом из уровней и перено­сятся в соответствующее поле сводной формы «Оценка вех развития».

__________________________________________________________________________________

Рисунок 2-2

Пример заполненной формы оценки навыка такт первого уровня.

 



Следующим шагом является заполнение сводной формы «Оценка вех развития», для каждого повторного тестирования используются отметки разного цвета (рисунок 2-1). Информация по каж­дому отдельному элементу должна переноситься в форму «Оценка вех развития» путем закрашива­ния соответствующего поля тем цветом, который был выбран для данного тестирования (например, при первом проведении тестирования все поля могут быть отмечены желтым цветом).

Если навык оценен в 1 балл, то поле закрашивается целиком, при уровне 1/2 отмечается цве­том нижняя половина поля, а верхняя остается пустой. В случае нулевой отметки поле остается пустым. Обратите внимание, что некоторые ранние навыки могут оцениваться баллами 0 или 1/2, в то время как более поздние навыки оцениваются только единицей. Таким образом, выставление баллов производится индивидуально для каждого поля, то есть, это не накопительный балл.

Под каждым из разделов каждого проведенного тестирования находится круг, который ис­пользуется, чтобы обозначить, что навык был оценен, даже если ребенок не получил ни одного балла по данному разделу.

Форма «Анализ заданий и мониторинг приобретения навыков»

Протокол VB-MAPP содержит 60 страниц, посвященных анализу заданий для 14 из 16 областей навыков (не приведен анализ заданий для эхо-навыков и спонтанного вокального по­ведения). Вехи развития представляют собой основу для каждой из областей навыков, а анализ заданий привносит в эту структуру дополнительные навыки и виды деятельности.

Некоторые области содержат 5 вех развития, в то время как другие включают 10 или 15. Также в дополнение к вехам развития существуют навыки, помогающие в продвижении по эта­пам развития или содействующие формированию целевого репертуара навыков.

Например, манд включает в себя 15 этапов, вех развития и 78 дополнительных заданий в рамках раздела «Анализ заданий и мониторинг приобретения навыков». В целом, эти 93 навы­ка можно использовать как направление и рекомендации в отношении учебного плана для про­граммы вмешательства. Эти задания не обязательно являются частью процесса оценки, хотя при необходимости могут использоваться для этой цели. Тем специалистам, которые в ходе оценки видят смысл в полном анализе заданий, содержащемся в книге «Оценка базовых на­выков обучения и речевых навыков» («Assessment of Basic Learning and Language Skills: The ABLLS», Partington and Sundberg, 1998), данный материал покажется знакомым, хотя и в значи­тельной степени скорректированным. В общей сложности в разделе «Анализ заданий» содер­жится около 900 вех развития и различных заданий, сгруппированных в 14 областей.

Формы раздела «Анализ заданий и мониторинг приобретения навыков» содержат те же три уровня развития навыков, что и сводная форма «Оценка вех развития», и также имеют цветовую маркировку, соответствующую каждому эпизоду оценки. Пункты анализа заданий обозначены границами каждой из вех развития, которые представлены жирным шрифтом с за­темненным фоном в соответствии с цветовой маркировкой данного конкретного уровня. Инди­видуальные задания соответствуют вехе развития и уровню, а также обозначаются порядковым номером вехи развития и буквой, соответствующей заданию.

Например, манд первого уровня «1-а»: «Переводит взгляд на человека, что может рас­сматриваться как манд-реакция для получения внимания или другого поощрения, 2 раза». Веха развития в конце данного раздела («Манд - уровень 1») обозначается маркировкой 1-М, выделенной жирным шрифтом, и является тем же манд-навыком уровня 1-1 в разделе «Оцен­ка вех развития» VB-MAPP.

Методы измерений раздела «Анализ заданий» соответствуют описанным выше мето­дам раздела «Оценка вех развития», то есть, существует четыре метода оценки каждого конкретного навыка: (1) формальное тестирование (ТСТ), (2) наблюдение (НАБ), (3) ком­бинация формального тестирования и наблюдения (КОМ), (4) наблюдение, ограниченное во времени (НОВ).

В правой части формы находится колонка, предназначенная для отметки о выполнении задания (здесь принято проставлять «галочки» или даты).


Многие навыки могут потребовать дальнейшего разделения на более мелкие, и для обу­чения возникнет необходимость в заполнении дополнительных форм для более эффективной оценки прогресса и успеваемости. Как только задание было выполнено, в таблице «Анализ заданий и мониторинг приобретения навыков» должно быть закрашено поле, соответствую­щее конкретному навыку (например, 1-а). Некоторые специалисты предпочитают заполнять эти поля в ходе повторной оценки вех развития (например, для НПО), а не по мере приобре­тения каждого из этих навыков.

Приведенные задания не являются необходимым условием достижения определенной ключевой вехи развития, и нет необходимости работать над ними в том же порядке, в ка­ком они там представлены. Каждый ребенок индивидуален и обладает специфическими спо­собностями к обучению, в зависимости от которых определенные навыки могут быть более важными или легкими для изучения, чем другие. Например, одно из заданий в перечне такт- навыков предполагает способность называть аудиторные стимулы. Ребенок может быстро овладеть данными навыками, если ему нравятся такие стимулы. С другой стороны, некото­рые дети могут быть более восприимчивы к тактильным стимулам, и потому могут научиться называть предметы, прикасаясь к ним с закрытыми глазами, быстрее, чем наименовывать аудиторные стимулы.

Некоторые навыки из одного перечня встречаются в различных разделах «Анализа за­даний», и может показаться, что они подобны или даже одинаковы. Это повторение было сделано сознательно с целью выявления конкретных навыков, которые могут быть сильными в одних условиях, но слабыми в другой среде. Например, задание для навыков манд уров­ня 1-а, которое звучит как «Переводит взгляд на человека, что может рассматриваться как манд-реакция для получения внимания или другого поощрения, 2 раза», и цель по шкале «Социальные навыки», уровень 1, которая сформулирована как «Поворачивается в сторону людей или устанавливает зрительный контакт со знакомыми людьми, 5 раз», могут пока­заться совершенно одинаковыми. Однако они отличаются тем, что рассматривают одно и то же поведение, исходя из анализа двух разных источников контроля. В случае манд-реакции присутствует мотивационная операция и существует большая вероятность того, что ребе­нок устанавливает зрительный контакт для удовлетворения своих потребностей. При этом он может быть мало заинтересованным в социальном взаимодействии, и потому может и не устанавливать зрительный контакт в рамках социального взаимодействия.

Эти тонкие различия важны, так как могут предоставить информацию о том, каким об­разом развивается целевой навык, и содержит ли он все те компоненты, наличие которых предполагается у типично развивающегося ребенка. Тот же навык «зрительного контакта» оценивается и на более позднем уровне, включая установление зрительного контакта со свер­стниками во время разговора, а также встречается в нескольких других разделах VB-MAPP (в том числе в разделе «Оценка преград для обучения»).

Резюме

Оценка речевых и социальных навыков является лишь примером множества существующих у ребенка репертуаров навыков. Общие вехи развития речевых и социальных навыков, основан­ные на толковании структуры речи Скиннера (1957), могут послужить удобным и всеобъемлю­щим инструментом для проведения оценки. Определив текущую веху развития, можно придать программе вмешательства более точное и четкое направление, что упростит определение целей для НПО. В этой главе было представлено множество общих рекомендаций по проведению те­стирования в разделе «Оценка вех развития» VB-MAPP и заполнению форм в разделе «Анализ заданий и мониторинг приобретения навыков», а также был предложен перечень необходимых материалов и рекомендации для специалиста, проводящего тестирование.

В следующих трех главах будут описаны конкретные рекомендации по определению баллов и критерии для каждой из 170 вех развития.


ГЛАВА 3

ИНСТРУКЦИИ ПО ИСПОЛЬЗОВАНИЮ
БАЛЛЬНОЙ СИСТЕМЫ В РАЗДЕЛЕ
«ОЦЕНКА ВЕХ РАЗВИТИЯ». УРОВЕНЬ 1

Данная глава содержит конкретные инструкции для проведения оценки вех развития VB- МАРР первого уровня. В инструкции содержатся цели для каждой из вех развития, предоставля­ется перечень необходимых материалов, примеры и критерии выставления баллов. Задача про­водящего оценку специалиста состоит в выявлении «оперантного уровня» каждого из навыков (текущего или базисного уровня) для последующего построения программы вмешательства.

В тех случаях, когда становится очевидным, что уровень развития ребенка превышает те­стовое задание (то есть, тест слишком легкий), следует оценить веху развития в 1 балл и перей­ти к оценке следующей вехи развития. Более внимательное и тщательное тестирование должно быть проведено тогда, когда есть основания предполагать, что навыки ребенка примерно соот­ветствуют сложности задания. Если ребенок не набирает баллов по трем вехам развития подряд, целесообразным будет прекратить тестирование этого навыка. Бывают ситуации, когда навыки ребенка в основном сосредоточены на 1 уровне, но вместе с тем он умеет читать и считать. Тогда навыки третьего уровня (чтение и математика) должны исследоваться отдельно.

Навык манд первого уровня предполагает три формы реакции: речь, язык жестов или ис­пользование карточек PECS (Bondy & Frost, 2002). На ранних этапах развития навыка манд эти три различные формы реакции могут иметь одну и ту же функцию, работать одним и тем же об­разом. Однако по мере развития речи, у ребенка появляется интравербальное поведение. В этом случае оценка навыка манд с использованием системы коммуникации PECS требует учета не­которых специфических аспектов, которые будут описаны в разделе «Построение учебной про­граммы и выбор целей НПО» первого уровня (глава 8).

В целях упрощения изучения материала книги в представлении материала в качестве при­меров используются только вокальные реакции, за исключением первого раздела, посвященного манд-реакциям. Тем не менее, язык жестов применим во всех случаях, а иногда таким же образом может быть использована и система PECS (например, в разделах навыка манд, сопоставления с образцом, поведения слушателя, реакций слушателя в соответствии с функциями, характеристи­ками и категориями).

Важно, чтобы специалист имел представление о базовых элементах анализа вербального поведения Скиннера, представленных в главе 1, а также был знаком с общими инструкциями, приведенными в главе 2. Напомним, что существует четыре метода оценки каждого конкретного навыка: (1) формальное тестирование (ТСТ), (2) наблюдение (НАБ), (3) комбинация формально­го тестирования и наблюдения (КОМ), (4) наблюдение, ограниченное во времени (НОВ). Более подробная информация о каждом из видов проведения измерений содержится в главе 2.


МАНД - уровень 1

 

Манд 1-М   Использует 2 любых слова, жеста или две карточки PECS, при этом может нуждаться в подсказках вида эхо, имитативных подсказках и подсказках другого вида, за исключением физи­ческой подсказки (КОМ)
Цель: Определить, может ли ребенок обратиться с просьбой после эхо- подсказки. В том случае, когда ребенок использует язык жестов или кар­точки PECS, целью является определить, может ли ребенок обратиться с просьбой после имитативной подсказки или указательного жеста. Если реакция манд слабая, ограниченная или требует физической подсказки, проведите более внимательную оценку точного уровня развития навыка у ребенка.
Материалы: Подберите предметы или запланируйте занятия, привлекательные для ребенка, вызывающие у него интерес и желание получить предмет или продолжить занятие.
Примеры: Ребенок говорит «печенье», когда он хочет печенья, но ему требуется эхо-подсказка для того, чтобы реакция произошла. Для ребенка, пользующегося жестами: показывает жест «печенье», ког­да он хочет и видит печенье, но ему нужна имитативная подсказка или, возможно, ему необходимо услышать слово «печенье» для того, чтобы показать его жестом. Для ребенка, пользующегося карточками PECS: выбирает карточку с изо­бражением печенья, когда он хочет и видит печенье, но ему необходима подсказка в виде указательного жеста. Просьба толкнуть или покачать качели может быть примером манд- реакции, побуждающей к действию.
Оценка в 1 балл: Поставьте 1 балл, если реакция-манд происходит после эхо-подсказки (например, «скажи печенье», когда печенье находится в поле зрения ре­бенка) в отношении 2 желаемых предметов или видов деятельности. Если ребенок использует язык жестов, 1 балл выставляется, когда ре­бенок реагирует после того, как взрослый предоставляет имитативную подсказку или произносит слово (интравербальная подсказка). Если ребенок использует систему карточек, взрослый может указать на нужную картинку и дать ребенку вербальную подсказку, чтобы он взял ее. Ребенку не выставляются баллы, если он нуждается в физических под­сказках для того, чтобы показать жестом или выбрать нужную картинку или карточку.
Оценка в 1/2 балла: Поставьте 1/2 балла, если в репертуаре ребенка только 1 манд-реакция.

 


 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...