Обращается с 4 различными просьбами без подсказок (за исключением фразы «Что ты хочешь? »). Желаемый объект может присутствовать в поле зрения ребенка (например, музыкальная игрушка, пружинка, мячик) (КОМ)
Цель:
Определить, обращается ли ребенок с просьбой без эхо-подсказок в случае вокальной просьбы, и без имитативных или жестовых подсказок в случае, если просьба выражается жестом или карточкой PECS.
Материалы:
Подберите предметы или запланируйте занятия, привлекательные для ребенка, вызывающие у него интерес и желание получить предмет или продолжить занятие.
Примеры:
Ребенок говорит или показывает жестом слово «качели», когда он сидит на качелях и хочет, чтобы их толкнули, и делает он это без эхо- или имитативных подсказок.
Оценка в 1 балл:
Поставьте I балл, если ребенок просит 4 различных усилителя без того, чтобы взрослый произнес их название (эхо-подсказка), указал на желаемый предмет или имитировал соответствующий жест.
Желаемый предмет или вид деятельности может присутствовать в поле зрения ребенка, а также может присутствовать вербальная подсказка в форме вопроса: «Что ты хочешь? » (или подобного ему).
Оценка в 1/2 балла:
Поставьте 1/2 балла, если в репертуаре ребенка только 3 манд-реакции данного типа.
Манд
3-М
Обобщает 6 манд-реакций с 2-мя людьми, в 2 разных условиях, для 2 различных поощрений (например, просит о мыльных пузырях маму и папу, дома и на улице, просит пузыри и в красной и в синей бутылочке) (КОМ)
Цель:
Определить, обобщается ли репертуар манд-реакций в присутствии различных людей, в различной обстановке и для различных материалов. Цель - убедиться в том, что в контексте начального обучения речи ребенок обучился просить желаемый предмет в нескольких различных условиях. Зачастую у детей со сложностями речевого развития вербальные реакции становятся механическими, не происходят в новых (или изменившихся) условиях окружающей среды. Обучение обобщению навыков направлено на предотвращение возникновения такого рода затруднений.
Материалы:
Для работы используйте несколько различных предметов или видов деятельности, привлекательных для ребенка. Например, различные виды печенья, конфет, машинок, мячиков или книг, а также разных игровых площадок с качелями. Также проведите оценку манд-реакций в различной обстановке и в присутствии различных людей.
Примеры:
Если ребенок просит определенную машинку (например, маленький зеленый джип), может ли он попросить машинки другого цвета, размера или типа? Ребенок просит: «Покрути», чтобы его покрутили на одном из вращающихся кресел. Может ли он просить: «Покрути», если он сидит на другом вращающемся кресле?
Ребенок обращается с просьбой: «Пузыри» к одному из педагогов, но обратится ли он с просьбой «пузыри» к другому педагогу?
Ребенок просит: «Прыгать» в комнате для эрготерапии, попросит ли он «Прыгать» в школьном классе?
Оценка в 1 балл:
Поставьте 1 балл, если ребенок обобщает 6 манд-реакций для 2 человек в 2 разных условиях окружающей среды и для 2 различных поощрений.
Оценка в 1/2 балла:
Поставьте 1/2 балла, если ребенок обобщает 3 манд-реакции в присутствии 2 человек в 2 разных условиях окружающей среды и для 2 различных поощрений.
Манд
4-М
Спонтанно обращается с просьбой 5 раз (без вербальных подсказок); желаемый объект может присутствовать в поле зрения ребенка (НОВ: 60 минут)
Цель:
Определить, возникает ли реакция манд, когда взрослые не инициируют ее (то есть без подсказок). Основным источником контроля манд- реакции должна быть мотивационная операция (МО), а не подсказка взрослого.
Материалы:
Привлекательные предметы или виды активности, которые обычно присутствуют в естественной для ребенка среде.
Примеры:
Ребенок видит, как другой ребенок играет с пружинкой, и просит: «Пружина».
Ребенок хочет выйти на улицу и просит: «На улицу».
Оценка в 1 балл:
Засчитайте 1 балл, если ребенок спонтанно обращается с просьбой 5 раз (используя хотя бы 2 различные просьбы) в течение 60-минутного наблюдения (без подсказки: «Что ты хочешь» и т. п. ).
Оценка в 1/2 балла:
Засчитайте 1/2 балла, если ребенок спонтанно обращается с просьбой 5 раз в течение 60-минутного наблюдения, но всегда использует одно и то же слово.
Манд
5-М
В репертуаре ребенка 10 различных самостоятельных (без подсказок) манд-реакций. Исключение составляет вопрос «Что ты хочешь? ». Желаемый предмет может присутствовать в поле зрения ребенка (например, яблоко, качели, машинка, сок) (КОМ)
Цель:
Определить, может ли ребенок обратиться с просьбой о 10 различных поощрениях без эхо-подсказок, а, в случае ребенка, который использует язык жестов или карточки, без имитативных подсказок или указательного жеста.
Материалы:
Подберите материалы и виды активности, привлекательные для ребенка.
Примеры:
Ребенок без подсказок обращается с такими просьбами, как: «книга», «пузыри», «машинка», «конфета», «на ручки (или обниматься)», «лего», «музыка» или «покрути».
Оценка в 1 балл:
Засчитайте 1 балл, если ребенок просит о 10 различных поощрениях без того, чтобы взрослый назвал их, без предоставления имитативной подсказки или указательного жеста. В случае использования языка жестов - без произнесения слова (интравербальная подсказка). Желаемый предмет может присутствовать в поле зрения ребенка; также возможна вербальная подсказка в форме вопроса «Что ты хочешь? » (или что-либо подобное). Манд реакции, целью которых является удаление неприятного стимула, в форме таких высказываний, как «нет» и «мое», также могут быть засчитаны.
Оценка в 1/2 балла:
Поставьте 1/2 балла, если в репертуаре ребенка 8 различных манд- реакций.
ТАКТ - уровень 1
Такт
1-М
Называет 2 объекта (например, людей, животных, мультипликационных персонажей или любимые предметы) (ТСТ)
Цель:
Определить, побуждает ли конкретный невербальный стимул (например, мама ребенка) слово «мама» (или подобную реакцию). Ранние такт- реакции у ребенка могут также быть отчасти реакциями манд, так как маленькие дети, как правило, называют те объекты, которые являются для них привлекательными, например, своих родителей, братьев и сестер, домашних животных, любимых мультипликационных персонажей, игрушки и т. д. Иногда бывает трудно определить, является ли реакция «мама» реакцией манд или такт, но в данном случае это не проблема, так как на раннем этапе цель состоит в том, чтобы определить способность ребенка различать невербальные стимулы (например, отличать маму от папы). Если же ребенок всех называет «мама», баллы за данный навык не засчитываются.
Материалы:
Используйте привлекательные предметы, которые встречаются в повседневном окружении ребенка.
Примеры:
«Собачка», «мама», «папа», «Крош», «Спанч Боб», «Нюша» и др.
Оценка в 1 балл:
Поставьте ребенку 1 балл, если он наименует 2 предмета без эхо- подсказки во время тестирования (инструкция «Кто это? », «Что это? »).
Оценка в 1/2 балла:
Поставьте ребенку 1/2 балла, если он наименует 1 предмет без эхо- подсказки во время тестирования, но не засчитывайте ему Vi балла, если он все предметы называет одним и тем же словом.
Такт
2-М
Называет 4 любых объекта (например, людей, животных, мультипликационных персонажей и так далее) (ТСТ)
Цель:
Определить, расширяется ли репертуар такт-реакций, а также может ли взрослый вызвать такт-реакцию во время тестирования. На данной стадии такт-реакции все еще могут частично быть манд-реакциями.
Материалы:
Используйте распространенные в естественной среде ребенка предметы и поощрения.
Примеры:
«Человек-паук», «Немо», «машина», «кукла», «сок», «книжка» и др.
Оценка в 1 балл:
Засчитайте 1 балл, если ребенок называет 4 предмета без эхо-подсказки во время тестирования.
Оценка в 1/2 балла:
Засчитайте 1/2 балла, если ребенок называет 3 предмета без эхо- подсказки во время тестирования.
Такт
3-М
Называет 6 предметов, не являющихся поощрениями (например, ботинок, шляпа, ложка, машина, чашка, кровать) (ТСТ)
Цель:
Определить, уменьшается ли зависимость такт-реакции от мотивации в качестве источника контроля, а также расширяется ли репертуар такт-реакций.
Материалы:
Используйте предметы, распространенные в естественной для ребенка среде.
Примеры:
«Стол», «стул», «книжка», «рубашка», «дверь», «кошка», «собака», «миска» и т. д.
Оценка в 1 балл:
Поставьте 1 балл, если ребенок называет 6 предметов без эхо-подсказок во время тестирования. Балл не засчитывается, если реакция частично является манд-реакцией (то есть, он говорит: «Книжка», потому что видит и хочет книжку).
Оценка в 1/2 балла:
Поставьте 1/2 балла, если ребенок называет 5 предметов.
Такт
4-М
Спонтанно называет 2 различных объекта без вербальных подсказок (НОВ: 60 минут)
Цель:
Определить, возникает ли такт-реакция без подсказок взрослых. Как правило, дети начинают называть предметы без подсказок и искусственных поощрений, так как правильное называние предметов усиливает поведение ребенка в автоматическом режиме (например, «Мультик! »).
Материалы:
Используйте предметы, распространенные в естественной для ребенка среде.
Примеры:
Ребенок видит картинку с изображением человека-паука и говорит: «Человек-паук», но не потому, что просит мультик или фигурку человека-паука (манд-реакция), а потому что ему нравится смотреть на картинку и произносить: «Человек-паук» (автоматическое усиление).
Оценка в 1 балл:
Поставьте 1 балл, если ребенок спонтанно называет 2 различных предмета (без вербальных подсказок) в ходе 60-минутного наблюдения.
Оценка в 1/2 балла:
Поставьте 1/2 балла, если ребенок спонтанно называет 1 предмет в ходе 60-минутного наблюдения.
Такт
5-М
Называет 10 объектов (например, распространенные предметы быта, людей, части тела или картинки) (TCT)
Цель:
Определить, расширяется ли репертуар такт-реакций.
Материалы:
Используйте предметы, распространенные в естественной среде ребенка (в том числе картинки).
Примеры:
«Нос», «глаза», «грузовик», «дерево», «носок», «ложка», «мячик», «мелок», «ножницы» и т. п.
Оценка в 1 балл:
Поставьте 1 балл, если ребенок называет 10 предметов без вербальных подсказок во время тестирования.
Оценка в 1/2 балла:
Поставьте 1/2 балла, если ребенок называет 8 предметов.
ПОВЕДЕНИЕ СЛУШАТЕЛЯ - уровень 1
Поведение
слушателя
1-М
Реагирует на голос говорящего (устанавливает зрительный контакт), 5 раз (НОВ: 30 минут)
Цель:
Определить, является ли звук человеческого голоса определенным стимулом (SD) для какой-либо реакции и установления зрительного контакта с человеком. Также при тестировании необходимо выявить, отличает ли ребенок звуки речи от других звуков в его окружающей среде.
Материалы:
Нет.
Примеры:
Когда взрослый поет песню, играет или разговаривает с ребенком, смотрит ли ребенок взрослому в глаза, проявляет ли какой-либо интерес к звукам речи (например, улыбается)? В данном случае речь идет не о понимании ребенком сказанного, а только о реагировании ребенка на лингвистический аудиторный стимул.
Оценка в 1 балл:
Засчитайте 1 балл, если ребенок устанавливает зрительный контакт с говорящими людьми 5 раз в течение 30 минут.
Оценка в 1/2 балла:
Засчитайте 1/2 балла, если ребенок устанавливает зрительный контакт с говорящими людьми 2 раза в течение 30 минут.
Поведение
слушателя
2-М
Реагирует на свое имя 5 раз, например, смотрит на говорящего (ТСТ)
Цель:
Определить, отличает ли ребенок свое собственное имя от других вербальных стимулов, которые он слышит на протяжении всего дня.
Это является одной из наиболее распространенных форм раннего понимания речи у детей. Реакция на имя формируется в связи с частым использованием имени ребенка одновременно с предоставлением внимания взрослыми, физическим контактом или предоставлением других поощрений.
Материалы:
Нет.
Примеры:
Когда ребенок смотрит в сторону, а взрослый произносит его имя, ребенок поворачивается и смотрит на взрослого.
Оценка в 1 балл:
Засчитайте 1 балл, если ребенок реагирует на взрослых, устанавливает с ними зрительный контакт, когда его зовут по имени, 5 раз в ходе отдельных попыток без каких-либо ограничений по времени.
Оценка в 1/2 балла:
Для данного навыка оценка 1/2 балла не описана.
Поведение
слушателя
3-М
Смотрит, прикасается или указывает на соответствующего члена семьи, животное или другой привлекательный стимул при выборе из двух для 5 различных поощрений (например, «где айпад? » или «где мама? ») (КОМ)
Цель:
Определить, может ли ребенок различать вербальные стимулы и связывать данные стимулы с соответствующими невербальными стимулами. Дети учатся отличать своих родителей от посторонних людей на довольно раннем этапе развития, и соответствующие вербальные стимулы (например, «мама» и «папа») зачастую относятся к первой группе слов, требующих контроля определенного стимула над поведением слушателя. Другие желаемые предметы, такие как домашние животные, мягкие игрушки, мультипликационные персонажи или их изображения также могут помочь в приобретении ранних навыков слушателя.
Материалы:
Используйте привлекательные стимулы из естественной среды ребенка.
Примеры:
Кукла Маша может находиться на стуле, и когда взрослый говорит: «Где Маша? », ребенок смотрит прямо на Машу.
Оценка в 1 балл:
Поставьте 1 балл, если ребенок правильно различает 5 членов семьи, животных или других привлекательных предметов (поощрений), когда их названия произносятся взрослыми.
Оценка в 1/2 балла:
Поставьте 1/2 балла, если ребенок правильно различает 2 различных привлекательных предмета.
Поведение
слушателя
4-М
Выполняет 4 различных моторных действия по требованию без визуальной подсказки (например, «Можешь попрыгать? », «Покажи мне, как ты хлопаешь в ладоши? ») (ТСТ)
Цель:
Определить, находится ли моторное поведение ребенка под контролем вербального стимула взрослого (без имитативных подсказок).
Материалы:
Список действий.
Примеры:
Когда взрослый говорит: «Попрыгай», ребенок прыгает. Когда взрослый говорит: «Похлопай в ладоши», ребенок хлопает в ладоши. Когда взрослый говорит: «Подними руки вверх», ребенок поднимает руки вверх.
Оценка в 1 балл:
Засчитайте ребенку 1 балл, если ребенок демонстрирует корректное моторное поведение в ответ на какой-либо вербальный стимул, требующий конкретного моторного действия, 2 раза за время тестирования для 4 различных моторных действий. Важно засчитывать реакцию как корректную, только если правильная реакция вызывается исключительно вербальным стимулом. Например, слово «поцелуй» может побудить соответствующее поведение, но только если взрослый подставляет щеку, складывает губы для поцелуя, указывает на губы или дает подсказку любым другим визуальным образом. В таком случае источником контроля стимула могут являться именно эти стимулы, а не произнесенное слово.
Оценка в 1/2 балла:
Засчитайте ребенку 1/2 балла, если он демонстрирует корректное моторное поведение 2 раза за время тестирования для 2 различных моторных действий.
Поведение
слушателя
5-М
Правильно выбирает предмет в наборе из четырех для 20 различных предметов или картинок (например, «Покажи кота», «Дотронься до ботинка») (ТСТ)
Цель:
Определить, побуждает ли произнесенная инструкция:
(1) просмотр набора для выбора;
(2) реакцию выбора правильного предмета.
Перечень вариантов выбора для таких ранних реакций на различение может находиться в естественной среде, но он также должен быть представлен и в более формальной обучающей обстановке (на полу или за столом).
Материалы:
Используйте распространенные предметы из естественной среды ребенка, например, кепку, книгу, ложку, мяч, ботинок, носок, куклу, чашку.
Примеры:
Когда на столе находится несколько игрушек, и взрослый говорит «дай мне куклу», ребенок может правильно выбрать куклу среди других предметов. Или когда в комнате находится несколько человек, и взрослый говорит: «Где дядя Ваня? », ребенок смотрит прямо на дядю Ваню или подходит к нему.
Оценка в 1 балл:
Поставьте ребенку 1 балл, если он правильно определяет 20 различных предметов в наборе из четырех с первой попытки во время тестирования. Когда баллы засчитываются за взгляд на определенные предметы, убедитесь в том, что присутствует набор стимулов, среди которых необходимо сделать выбор, и что реакция относится непосредственно к целевому стимулу.
Оценка в 1/2 балла:
Поставьте ребенку 1/2 балла, если он правильно определяет 15 различных предметов в наборе из четырех с первой попытки во время тестирования.
НАВЫКИ ВИЗУАЛЬНОГО ВОСПРИЯТИЯ И СОПОСТАВЛЕНИЯ С ОБРАЗЦОМ - уровень 1
Визуальное
восприятие
1-М
Сопровождает взглядом движущийся стимул в течение 2 секунд, 5 раз (НОВ: 30 минут)
Цель:
Определить, наблюдает ли ребенок за движущимися визуальными стимулами и сопровождает ли их взглядом.
Материалы:
Стимулы, распространенные в естественной среде ребенка.
Примеры:
Если любимый котенок входит в комнату, ребенок смотрит на него и наблюдает за тем, как он перемещается по комнате.
Оценка в 1 балл:
Поставьте ребенку 1 балл, если он сопровождает взглядом движущийся стимул в течение 2 секунд 5 раз в ходе 30-минутного наблюдения.
Оценка в 1/2 балла:
Поставьте ребенку 1/2 балла, если он сопровождает взглядом движущийся стимул в течение 2 секунд 2 раза в ходе 30-минутного наблюдения.
Визуальное
восприятие
2-М
Берет в руки небольшие предметы, используя большой, указательный и средний палец (пинцетный захват), 5 раз (НАБ)
Цель:
Определить уровень развития координации в системе «глаз-рука», способен ли ребенок потянуться и взять в руки маленькие предметы при помощи большого, указательного и среднего пальцев.
Материалы:
Соответствующие возрасту игрушки, а также предметы быта, которые встречаются в естественной среде ребенка.
Примеры:
Ребенок видит цветной карандаш, тянется к нему и берет при помощи большого, указательного и среднего пальцев.
Оценка в 1 балл:
Засчитайте 1 балл, если ребенок успешно справляется с деятельностью, требующей координации в системе «глаз-рука», например, он тянется и берет мелкие игрушки или другие предметы 5 раз в течение наблюдения.
Оценка в 1/2 балла:
Поставьте ребенку 1/2 балла, если ему, как правило, требуется 2 или более попыток, чтобы взять небольшой предмет и удержать перед собой.
Визуальное
восприятие
3-М
Сосредотачивает взгляд на игрушке или книге на протяжении 30 секунд (кроме предметов для аутостимуляции) (НАБ)
Цель:
Определить, может ли ребенок удерживать внимание на визуальных стимулах или деятельности непрерывно на протяжении определенного времени без подсказок.
Материалы:
Соответствующие возрасту игрушки и книжки.
Примеры:
Когда ребенку дают выпрыгивающую игрушку, ребенок сосредоточит свое внимание на ней в течение 30 секунд без подсказок.
Оценка в 1 балл:
Поставьте 1 балл, если ребенок внимательно непрерывно наблюдает за каким-либо визуальным стимулом, возможно, привлекательным предметом, на протяжении 30 секунд. Не засчитывайте ребенку баллы, если это всегда один и тот же предмет или же предметы, особенно если они используются ребенком для аутостимуляции (например, не засчитывайте потряхивание перед лицом игрушечной волшебной палочкой).
Оценка в 1/2 балла:
Поставьте 1/2 балла, если ребенок проявляет внимание к визуальному стимулу на протяжении 15 секунд.
Визуальное
восприятие
4-М
Раскладывает 3 предмета в контейнеры, строит башню из 3 кубиков или одевает 3 кольца от пирамидки во время двух из этих (или подобных) занятий (КОМ)
Цель:
Определить, достаточно ли развита координация в системе «глаз- рука», мелкая моторика, навыки различения визуальных стимулов и мотивация к самостоятельному занятию подобными видами деятельности.
Материалы:
Кубики, мячики различной формы и цвета, составные пирамидки со стержнем и контейнеры.
Примеры:
Размещает кубики или фигурки в открытые контейнеры или отверстия определенной формы, складывает кубики, надевает кольца пирамидки на стержень или кладет предметы в пластиковые контейнеры с крышкой.
Оценка в 1 балл:
Засчитайте 1 балл, если ребенок успешно и самостоятельно размещает 3 предмета в контейнеры, строит башню из 3 кубиков, надевает 3 кольца от пирамидки и т. д. в рамках двух подобных занятий в ходе наблюдения или тестирования.
Оценка в 1/2 балла:
Засчитайте 1/2 балла, если ребенок размещает 2 предмета в контейнеры, строит башню из 2 кубиков, надевает 2 кольца от пирамидки и т. д. в рамках одного из таких занятий в ходе наблюдения или тестирования.
Визуальное
восприятие
5-М
Сопоставляет любых 10 идентичных предметов (например, пазлы-вкладыши, игрушки, предметы или картинки) (КОМ)
Цель:
Определить, может ли ребенок визуально сопоставить идентичные предметы, а также обладает ли он навыками мелкой моторики для самостоятельного выполнения такого задания. Это поведение может потребовать некоторого количества вербальных подсказок и искусственных поощрений.
Материалы:
Пазлы-вкладыши, мячики определенной формы, похожие или одинаковые игрушки, такие как машинки, фигурки, мультипликационные персонажи, животные, кубики, картинки и т. п.
Примеры:
Ребенку показывают фигурку Спанч Боба, и он выбирает вторую соответствующую ей фигурку Спанч Боба среди небольшого количества других фигурок.
Ребенок размещает деталь пазла с изображением синего мячика в пазл-вкладыш с рамкой, у которого есть фоновая картинка, которая соответствует изображению синего мячика на детали пазла.
Оценка в 1 балл:
Засчитайте ребенку 1 балл, если он может найти соответствие 10 предметам.
Оценка в 1/2 балла:
Засчитайте ребенку 1/2 балла, если он находит соответствие 5 предметам.
НАВЫК САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ ИГРЫ - уровень 1
Игра
1-М
Манипулирует предметами и изучает их в течение 1 минуты (например, смотрит на игрушку, переворачивает ее, нажимает на кнопки) (НОВ: 30 минут)
Цель:
Определить, интересуется ли ребенок какими-либо предметами (т. е., являются ли они привлекательными для него). Манипулирует ли ребенок предметами самостоятельно в качестве развлечения.
Вкратце, является ли «игровое» или «изучающее» поведение развлечением для ребенка и происходит ли оно без опосредованных взрослыми последствий (то есть являются ли поощрения автоматическими, а не социально опосредованными).
Материалы:
Предметы, являющиеся поощрением для ребенка, а также предметы быта, которые можно найти в естественной среде ребенка.
Примеры:
Ребенок держит в руках и смотрит на игрушки, предметы, одежду и т. п., переворачивает их, перекладывает из руки в руку, встряхивает их, визуально изучает, стучит ими об другие предметы, размещает их в определенном положении и т. д.
Оценка в 1 балл:
Засчитайте ребенку 1 балл, если он самостоятельно манипулирует предметами и изучает их на протяжении 1 минуты в течение 30- минутного наблюдения.
Оценка в 1/2 балла:
Засчитайте ребенку 1/2 балла, если он самостоятельно манипулирует предметами и изучает их на протяжении 30 секунд в течение 30- минутного наблюдения.
Игра
2-М
Демонстрирует разнообразную игру, самостоятельно манипулирует 5 различными предметами (например, играет с кольцами, затем с мячиком, затем с кубиком) (НОВ: 30 минут)
Цель:
Определить, играет ли ребенок с разнообразными предметами и игрушками.
Материалы:
Распространенные в естественной среде ребенка игрушки и предметы.
Примеры:
Ребенок играет с игрушечным школьным автобусом в течение 1 минуты, затем переключается на набор для игры в рыбную ловлю на 30 секунд, потом сидит и играет с пластиковыми инструментами в течение 2 минут, а затем берет в руки резиновый мячик.
Оценка в 1 балл:
Поставьте 1 балл, если ребенок самостоятельно играет с 5 различными предметами в течение 30-минутного наблюдения.
Оценка в 1/2 балла:
Поставьте 1/2 балла, если ребенок самостоятельно играет с 3 различными предметами в течение 30-минутного наблюдения.
Игра
3-М
Обобщает игровые навыки, изучая игрушки и играя с ними в незнакомой обстановке в течение 2 минут (например, в новой для ребенка игровой комнате) (НОВ: 30 минут)
Цель:
Определить, будет ли ребенок оглядываться по сторонам, изучать игрушки и играть с ними в новой для него обстановке. Такое поведение является одной из форм обобщения.
Материалы:
Предметы, доступные в новой для ребенка окружающей среде (не обязательно только детские игрушки).
Примеры:
Когда ребенок впервые входит на игровую площадку торгового центра, он осматривается вокруг и выбирает что-то, с чем будет играть, зачастую играет непродолжительное время, и затем выбирает другие предметы для игры.
Оценка в 1 балл:
Засчитайте ребенку 1 балл, если он самостоятельно исследует предметы и прикасается к ним в новой игровой обстановке в течение 2 минут в ходе 30-минутного наблюдения.
Оценка в 1/2 балла:
Засчитайте ребенку 1/2 балла, если он самостоятельно исследует предметы и прикасается к ним в новой игровой обстановке в течение 1 минуты в ходе 30-минутного наблюдения.
Игра
4-М
Самостоятельно играет в подвижные игры на протяжении 2 минут (например, катается на качелях, танцует, прыгает на батуте, лазает и т. п. ) (НОВ: 30 минут)
Цель:
Определить, проявляет ли ребенок спонтанно и самостоятельно моторное поведение, которое поддерживается автоматическими последствиями. Получает ли ребенок удовольствие от танцев, бега, лазания и т. п., а также возникает ли это поведение без подсказок взрослых или поощрений. Другими словами, является ли физическая активность сама по себе поощрением для ребенка.
Материалы:
Парки, игровые площадки, игровые центры, батуты и др.