Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Инструкции по использованию балльной системы в разделе «оценка вех развития». Уровень 2




ИНСТРУКЦИИ ПО ИСПОЛЬЗОВАНИЮ БАЛЛЬНОЙ СИСТЕМЫ В РАЗДЕЛЕ «ОЦЕНКА ВЕХ РАЗВИТИЯ». УРОВЕНЬ 2

В данной главе содержатся конкретные инструкции по проведению оценки вех развития VB-MAPP второго уровня. Во втором уровне для оценивания добавляется 4 новых области на­выков: «Различение по функциям, характеристикам и категориям», «Интравербальные реакции», «Поведение в классе и группе», а также «Лингвистическая структура» речи. Тестирование этих областей не проводится на уровне 1, так как большинство типично развивающихся детей по до­стижению возраста 18 месяцев еще не владеют этими навыками. Кроме того, эти сферы развития не стоит включать в программы обучения для тех детей, уровень навыков которых сосредоточен в основном на первом уровне.

Итак, изучение навыков, относящихся ко второму уровню, дает представление о том, что должно войти в программу вмешательства, на чем стоит сосредоточить внимание в работе с ре­бенком.

Навык «Спонтанное вокальное поведение» не исследуется на втором уровне в связи с тем, что данный навык больше не является целевым для ребенка, овладевшего навыками эхо. Напом­ним, что существует четыре метода оценки каждого конкретного навыка: (1) формальное тести­рование (ТСТ), (2) наблюдение (НАБ), (3) комбинация формального тестирования и наблюдения (КОМ), (4) наблюдение, ограниченное во времени (НОВ).

МАНД - уровень 2

Манд 6-М Просит 20 различных отсутствующих предметов без подсказ­ки (за исключением подсказок вида «Что тебе нужно? ») (на­пример, просит бумагу, когда получает цветные карандаши) (КОМ)
Цель: Определить, просит ли ребенок о предметах, когда компонент жела­емого предмета (игрушки) или предмет, необходимый для привлека­тельного занятия, отсутствует.
Материалы: Подберите предметы, которые нравятся ребенку и состоят из несколь­ких частей, например, машинка без одного колеса. Удаление одной из частей игрушки повысит мотивацию (МО) для получения этой части, когда весь остальной комплект присутствует.

 


 

Примеры: Ребенок собирает любимый пазл с героями мультфильма «Винни Пух». Ребенок замечает, что в комплекте не хватает фигурки совы. Если ребенка спросить: «Чего тебе не хватает? », попросит ли он об отсутствующей ча­сти пазла (фигурке совы)? Если ребенок любит сок, и он пьет его через соломинку, дайте ему пакетик сока без соломинки и проверьте, попросит ли он о ней.
Оценка в 1 балл: Засчитайте ребенку 1 балл, если он просит о 20 различных отсутствующих предметах без подсказки (кроме таких вербальных подсказок, как: «Чего не хватает? » или «Что тебе нужно? »). Очень важно, чтобы отсутствующий предмет обладал ценностью для ребенка в настоящий момент времени (т. е., должна присутствовать МО, повышающая значимость предмета).
Оценка в1 /2 балла: Засчитайте ребенку 1/2 балла, если он просит о 10 различных отсут­ствующих предметах без подсказки.
Манд 7-М Обращается к другим людям с просьбой выполнить 5 различ­ных действий, в том числе действий, необходимых для полу­чения доступа к привлекательной деятельности (например, «открой» для того, чтобы выйти на улицу, или «толкай», что­бы покататься на качелях) (КОМ)
Цель: Определить, обращается ли ребенок с просьбой выполнить действия, необходимые ему для того, чтобы получить удовольствие от привле­кательного предмета или деятельности.
Материалы: Разработайте перечень действий, которые обладают ценностью для ребенка, или же занятий, которые требуют специфических действий.
Примеры: Ребенок, который сидит на качелях и хочет, чтобы его покачали, про­сит: «Толкай». Ребенок, который хочет выйти на улицу и стоит у двери, просит: «Открой». Ребенок, который любит смотреть на вращающий­ся волчок, просит: «Покрути». Ребенок, который хочет, чтобы за ним пустился в погоню взрослый или сверстник, просит: «Поймай меня».
Оценка в 1 балл: Поставьте 1 балл, если ребенок просит о 5 различных действиях, не­обходимых ему, чтобы получить удовольствие от привлекательной деятельности, в течение наблюдения или тестирования и без подска­зок (за исключением таких вербальных подсказок, как: «Что мне сде­лать? »). Важно, чтобы деятельность, которую можно получить, имела значение для ребенка (то есть, должна присутствовать мотивационная операция (МО), повышающая значимость такой деятельности).
Оценка в 1/2 балла: Поставьте 1/2 балла, если ребенок просит о 2 различных действиях, необходимых ему, чтобы получить удовольствие от определенной дея­тельности, в течение наблюдения или тестирования и без подсказок (за исключением таких вербальных подсказок, как: «Что мне сделать? »).
Манд 8-М Обращается с 5 различными просьбами, которые состоят из 2 или более слов, не считая слов «Я хочу». Например: «Давай быстрее», «Моя очередь», «Налей сок» (НОВ: 60 минут)
Цель: Определить, насколько разнообразен репертуар просьб ребенка, а также растет ли показатель средней длины высказывания (MLU) для манд.

 


 

 

Материалы: Форма для записей, которая позволяет отслеживать различные манд- реакции, происходящие в течение определенного промежутка времени.
Примеры: В репертуаре ребенка есть просьбы плана: «открой двери», «ботинка нет», «пойдем спать».
Оценка в 1 балл: Засчитайте 1 балл, если ребенок обращается с 5 различными прось­бами, которые состоят из 2 или более слов (не считая «я хочу») на протяжении 60-минутного наблюдения. Для соответствия критериям данной вехи развития, необходимо вести записи о количестве и форме просьб ребенка и сохранять их в виде базы данных.
Оценка в 1/2 балла: Засчитайте 1/2 балла, если ребенок обращается с 2 различными прось­бами, которые состоят из 2 или более слов (не считая «я хочу») на протяжении 60-минутного наблюдения.
Манд 9-М Спонтанно происходит 15 различных манд-реакций (напри­мер, «Давай поиграем», «Открой», «Я хочу книгу») (НОВ: 30 минут)
Цель: Определить, происходят ли манд-реакции с высокой частотой, связаны ли они с различными мотивационными операциями (МО), и насколько самостоятелен ребенок, просит ли он без подсказок взрослых.
Материалы: Привлекательные предметы и занятия, находящиеся в естественной среде ребенка.
Примеры: Ребенок инициирует манд-реакции без каких-либо подсказок со сто­роны взрослого: «Где Человек-паук? », «Я хочу на ручки», «Теперь моя очередь! », «Еще сока».
Оценка в 1 балл: Поставьте 1 балл, если в репертуаре ребенка 15 различных манд реак­ций, происходящих спонтанно (без подсказок со стороны взрослых) в течение 30-минутного наблюдения. Данные манд-реакции должны на­ходиться под контролем различных мотивационных операций (МО).
Оценка в 1/2 балла: Поставьте 1/2 балла, если спонтанные реакции манд происходят 8 раз в течение 30-минутного наблюдения. Также засчитайте ребенку Vi бал­ла, если его манд содержит реакции различной топографии при кон­троле одной и той же мотивационной операции (например, ребенок просит об одном и том же предмете разными словами).
Манд 10-М Ребенок расширяет репертуар манд на 10 новых просьб без специфического обучения (например, спонтанно произносит «А куда пошла кошка? » без формального тренинга манд- реакций) (НАБ)
Цель: Определить, приобретаются ли новые манд-навыки путем естествен­ного переноса контроля с уже существующих вербальных навыков такт и эхо.
Материалы: Привлекательные предметы и занятия, находящиеся в естественной среде ребенка.

 


 

 

Примеры: Когда другой ребенок берет в руки вертушку и дует на нее, тестируе­мый ребенок говорит: «Я хочу покрутить», хотя его никогда не обуча­ли просьбе покрутить вертушку. Возможно, ранее ребенок наименовал вертушку (реакция такт) или выбирал вертушку из множества других предметов по инструкции (поведение слушателя), однако до настоя­щего момента времени никогда не просил о том, чтобы покрутить ее.
Оценка в 1 балл: Поставьте 1 балл, если ребенок обучается 10 новым манд-реакциям без специфического тренинга. Записывайте данные о каждой новой реакции манд на формах для ежедневной записи.
Оценка в 1/2 балла: Поставьте 1/2 балла, если ребенок обучается 5 новым манд-реакциям без специфического тренинга.
  ТАКТ - уровень 2
Такт б-М Называет 25 предметов в ответ на вопрос «Что это? » (например, книга, ботинок, машина, собака, шляпа и так далее) (ТСТ)
Цель: Определить, называет ли ребенок большее количество предметов в своем физическом окружении.
Материалы: Используйте распространенные в естественной среде ребенка пред­меты (в том числе картинки).
Примеры: Когда взрослый держит в руках машинку и спрашивает: «Что это? », ребенок говорит «машинка» с первой попытки. Когда взрослый пока­зывает на ботинок и спрашивает: «Что это? », ребенок говорит «боти­нок» с первой попытки.
Оценка в 1 балл: Засчитайте ребенку 1 балл, если он называет 25 предметов во время тестирования.
Оценка в 1/2 балла: Засчитайте ребенку 1/2 балла, если он называет 20 предметов во время тестирования.
Такт 7-М Обобщает такт-реакции для 3 видов 50 предметов в ходе те­стирования или называет предметы согласно перечню уже из­вестных обобщенных реакций (например, называет 3 различ­ных машинки) (ТСТ)
Цель: Определить, научился ли ребенок обобщать такт-реакции для стиму­лов (существительные).
Материалы: Подберите наборы из трех различных видов известных ребенку пред­метов (три яблока, три ложки, три футболки и т. д. ).
Примеры:   После того, как ребенок научился называть маленький желтый пласт­массовый автобус, проверьте, произошло ли обобщение реакции, то есть, наименует ли ребенок другие автобусы, которые выглядят не­сколько иначе (имеют другой размер, форму, цвет, наименует ли ребе­нок изображение автобуса).

 


 

Оценка в 1 балл: Засчитайте ребенку 1 балл, если его такт обобщается для 3 видов 50- ти предметов во время тестирования. Также может быть использован перечень предметов, над которыми велась целенаправленная работа по обобщению, при условии, что данный перечень имеется в наличии, и данные в нем являются достоверными (например, список 240 слов от Сандберга и Партингтона (Sundberg & Partington, 1998) содержит колонки для оценки обобщения).
Оценка в 1/2 балла: Засчитайте ребенку 1/2 балла, если происходит обобщение такт-реакций для 2 видов 50-ти предметов во время тестирования.
Такт 8-М Называет 10 действий в ответ на вопрос «Что делает? » (пры­гает, спит, кушает) (ТСТ)
Цель: Определить, сформирован ли у ребенка репертуар глаголов, может ли ребенок называть действия, когда его об этом спрашивают.
Материалы: Используйте распространенные в повседневной жизни ребенка дей­ствия или искусственно создайте действия в обстановке тестирова­ния.
Примеры: Когда взрослый прыгает и спрашивает: «Что я делаю? », ребенок гово­рит: «Прыгаешь». Когда взрослый катает мячик и спрашивает: «Что я делаю? », ребенок говорит: «Катаешь». Также могут быть использова­ны и другие вербальные подсказки, например, «Что он делает? » или «Что происходит? ».
Оценка в 1 балл: Засчитайте ребенку 1 балл, если он называет 10 действий во время тестирования.
Оценка в 1/2 балла: Засчитайте ребенку 1/2 балла, если он называет 5 действий во время тестирования.
Такт 9-М В репертуаре ребенка есть реакции такт, состоящие из двух слов, такие, как глагол-существительное или существительное-глагол. Во время тестирования ребенок наименует двусложными фраза­ми спонтанно или согласно заранее составленному перечню уже известных ребенку двухкомпонентных такт-реакций (например, «умывает лицо», «Маша катается», «ребенок спит» и т. п. ) (ТСТ)
Цель: Определить, интересуется ли ребенок и называет ли корректно неподвиж­ные стимулы (существительные) и движения (глаголы) в рамках одного задания (двухкомпонентный стимул и двухкомпонентная реакция).
Материалы: Используйте известные ребенку предметы и действия.
Примеры: Когда ребенку показывают прыгающую игрушечную обезьянку и задают вопрос: «Что ты видишь? », ребенок говорит: «Прыгающая обезьянка! » или «Обезьянка прыгает! ». Когда другой ребенок тянет по рельсам игрушечный вагон, а педагог спра­шивает: «Что делает Егор? », тестируемый ребенок говорит: «Тянет вагон». Когда ребенок видит, как его папа смеется, и его спрашивают: «Что он делает? », ребенок говорит: «Папа смеется».

 


 

Оценка в 1 балл: Поставьте ребенку I балл, если в его репертуаре 50 двухкомпонентных такт-реакций в форме двухкомпонентных связей (существительное- глагол или глагол-существительное). Может быть использован пере­чень известных ребенку комбинаций типа существительное-глагол или глагол-существительное, если он есть в наличии и достоверен.
Оценка в 1/2 балла: Поставьте ребенку 1/2 балла, если в его репертуаре 25 такт-реакций в форме двухкомпонентных связей (существительное-глагол или глагол- существительное).
Такт 10-М В целом наименует 200 существительных и/или глаголов (или других частей речи) во время тестирования или согласно свод­ному перечню известных ребенку такт-реакций (ТСТ)
Цель: Определить, продолжает ли ребенок обучаться новым такт-реакциям и удерживает ли они в памяти расширяющийся такт-репертуар
Материалы: Используйте книжки, окружение, карточки с картинками и распро­страненные предметы обихода и занятия.
Примеры: Когда взрослый держит бутерброд и спрашивает ребенка: «Что это? », ребенок правильно говорит: «Бутерброд» с первой попытки. Когда ма­лыш ползет по полу и ребенка спрашивают: «Что он делает? », ребенок отвечает: «Ползет».
Оценка в 1 балл: Засчитайте I балл, если ребенок наименует 200 предметов и/или дей­ствий во время тестирования. Для данного теста может быть исполь­зован перечень известных ребенку существительных и глаголов (на­пример, список 240 слов от Сандберга и Партингтона, (Sundberg& Partington, 1998)). Также многие детские книжки, такие как “Моя пер­вая книга”, являются прекрасным источником, поскольку они содержат картинки сотен предметов и могут легко быть использованы для оценки такт-репертуара без необходимости подбирать что-то особенное.
Оценка в1/2 балла: Засчитайте 1/2 балла, если ребенок наименует 150 предметов и/или действий.

 


 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...