ИНСТРУКЦИИ ПО ИСПОЛЬЗОВАНИЮ БАЛЛЬНОЙ СИСТЕМЫ В РАЗДЕЛЕ «ОЦЕНКА ВЕХ РАЗВИТИЯ». УРОВЕНЬ 2
В данной главе содержатся конкретные инструкции по проведению оценки вех развития VB-MAPP второго уровня. Во втором уровне для оценивания добавляется 4 новых области навыков: «Различение по функциям, характеристикам и категориям», «Интравербальные реакции», «Поведение в классе и группе», а также «Лингвистическая структура» речи. Тестирование этих областей не проводится на уровне 1, так как большинство типично развивающихся детей по достижению возраста 18 месяцев еще не владеют этими навыками. Кроме того, эти сферы развития не стоит включать в программы обучения для тех детей, уровень навыков которых сосредоточен в основном на первом уровне.
Итак, изучение навыков, относящихся ко второму уровню, дает представление о том, что должно войти в программу вмешательства, на чем стоит сосредоточить внимание в работе с ребенком.
Навык «Спонтанное вокальное поведение» не исследуется на втором уровне в связи с тем, что данный навык больше не является целевым для ребенка, овладевшего навыками эхо. Напомним, что существует четыре метода оценки каждого конкретного навыка: (1) формальное тестирование (ТСТ), (2) наблюдение (НАБ), (3) комбинация формального тестирования и наблюдения (КОМ), (4) наблюдение, ограниченное во времени (НОВ).
МАНД - уровень 2
Манд
6-М
Просит 20 различных отсутствующих предметов без подсказки (за исключением подсказок вида «Что тебе нужно? ») (например, просит бумагу, когда получает цветные карандаши) (КОМ)
Цель:
Определить, просит ли ребенок о предметах, когда компонент желаемого предмета (игрушки) или предмет, необходимый для привлекательного занятия, отсутствует.
Материалы:
Подберите предметы, которые нравятся ребенку и состоят из нескольких частей, например, машинка без одного колеса. Удаление одной из частей игрушки повысит мотивацию (МО) для получения этой части, когда весь остальной комплект присутствует.
Примеры:
Ребенок собирает любимый пазл с героями мультфильма «Винни Пух». Ребенок замечает, что в комплекте не хватает фигурки совы. Если ребенка спросить: «Чего тебе не хватает? », попросит ли он об отсутствующей части пазла (фигурке совы)?
Если ребенок любит сок, и он пьет его через соломинку, дайте ему пакетик сока без соломинки и проверьте, попросит ли он о ней.
Оценка в 1 балл:
Засчитайте ребенку 1 балл, если он просит о 20 различных отсутствующих предметах без подсказки (кроме таких вербальных подсказок, как: «Чего не хватает? » или «Что тебе нужно? »). Очень важно, чтобы отсутствующий предмет обладал ценностью для ребенка в настоящий момент времени (т. е., должна присутствовать МО, повышающая значимость предмета).
Оценка в1 /2 балла:
Засчитайте ребенку 1/2 балла, если он просит о 10 различных отсутствующих предметах без подсказки.
Манд
7-М
Обращается к другим людям с просьбой выполнить 5 различных действий, в том числе действий, необходимых для получения доступа к привлекательной деятельности (например, «открой» для того, чтобы выйти на улицу, или «толкай», чтобы покататься на качелях) (КОМ)
Цель:
Определить, обращается ли ребенок с просьбой выполнить действия, необходимые ему для того, чтобы получить удовольствие от привлекательного предмета или деятельности.
Материалы:
Разработайте перечень действий, которые обладают ценностью для ребенка, или же занятий, которые требуют специфических действий.
Примеры:
Ребенок, который сидит на качелях и хочет, чтобы его покачали, просит: «Толкай». Ребенок, который хочет выйти на улицу и стоит у двери, просит: «Открой». Ребенок, который любит смотреть на вращающийся волчок, просит: «Покрути». Ребенок, который хочет, чтобы за ним пустился в погоню взрослый или сверстник, просит: «Поймай меня».
Оценка в 1 балл:
Поставьте 1 балл, если ребенок просит о 5 различных действиях, необходимых ему, чтобы получить удовольствие от привлекательной деятельности, в течение наблюдения или тестирования и без подсказок (за исключением таких вербальных подсказок, как: «Что мне сделать? »). Важно, чтобы деятельность, которую можно получить, имела значение для ребенка (то есть, должна присутствовать мотивационная операция (МО), повышающая значимость такой деятельности).
Оценка в 1/2 балла:
Поставьте 1/2 балла, если ребенок просит о 2 различных действиях, необходимых ему, чтобы получить удовольствие от определенной деятельности, в течение наблюдения или тестирования и без подсказок (за исключением таких вербальных подсказок, как: «Что мне сделать? »).
Манд
8-М
Обращается с 5 различными просьбами, которые состоят из 2 или более слов, не считая слов «Я хочу». Например: «Давай быстрее», «Моя очередь», «Налей сок» (НОВ: 60 минут)
Цель:
Определить, насколько разнообразен репертуар просьб ребенка, а также растет ли показатель средней длины высказывания (MLU) для манд.
Материалы:
Форма для записей, которая позволяет отслеживать различные манд- реакции, происходящие в течение определенного промежутка времени.
Примеры:
В репертуаре ребенка есть просьбы плана: «открой двери», «ботинка нет», «пойдем спать».
Оценка в 1 балл:
Засчитайте 1 балл, если ребенок обращается с 5 различными просьбами, которые состоят из 2 или более слов (не считая «я хочу») на протяжении 60-минутного наблюдения. Для соответствия критериям данной вехи развития, необходимо вести записи о количестве и форме просьб ребенка и сохранять их в виде базы данных.
Оценка в 1/2 балла:
Засчитайте 1/2 балла, если ребенок обращается с 2 различными просьбами, которые состоят из 2 или более слов (не считая «я хочу») на протяжении 60-минутного наблюдения.
Манд
9-М
Спонтанно происходит 15 различных манд-реакций (например, «Давай поиграем», «Открой», «Я хочу книгу») (НОВ: 30 минут)
Цель:
Определить, происходят ли манд-реакции с высокой частотой, связаны ли они с различными мотивационными операциями (МО), и насколько самостоятелен ребенок, просит ли он без подсказок взрослых.
Материалы:
Привлекательные предметы и занятия, находящиеся в естественной среде ребенка.
Примеры:
Ребенок инициирует манд-реакции без каких-либо подсказок со стороны взрослого: «Где Человек-паук? », «Я хочу на ручки», «Теперь моя очередь! », «Еще сока».
Оценка в 1 балл:
Поставьте 1 балл, если в репертуаре ребенка 15 различных манд реакций, происходящих спонтанно (без подсказок со стороны взрослых) в течение 30-минутного наблюдения. Данные манд-реакции должны находиться под контролем различных мотивационных операций (МО).
Оценка в 1/2 балла:
Поставьте 1/2 балла, если спонтанные реакции манд происходят 8 раз в течение 30-минутного наблюдения. Также засчитайте ребенку Vi балла, если его манд содержит реакции различной топографии при контроле одной и той же мотивационной операции (например, ребенок просит об одном и том же предмете разными словами).
Манд
10-М
Ребенок расширяет репертуар манд на 10 новых просьб без специфического обучения (например, спонтанно произносит «А куда пошла кошка? » без формального тренинга манд- реакций) (НАБ)
Цель:
Определить, приобретаются ли новые манд-навыки путем естественного переноса контроля с уже существующих вербальных навыков такт и эхо.
Материалы:
Привлекательные предметы и занятия, находящиеся в естественной среде ребенка.
Примеры:
Когда другой ребенок берет в руки вертушку и дует на нее, тестируемый ребенок говорит: «Я хочу покрутить», хотя его никогда не обучали просьбе покрутить вертушку. Возможно, ранее ребенок наименовал вертушку (реакция такт) или выбирал вертушку из множества других предметов по инструкции (поведение слушателя), однако до настоящего момента времени никогда не просил о том, чтобы покрутить ее.
Оценка в 1 балл:
Поставьте 1 балл, если ребенок обучается 10 новым манд-реакциям без специфического тренинга. Записывайте данные о каждой новой реакции манд на формах для ежедневной записи.
Оценка в 1/2 балла:
Поставьте 1/2 балла, если ребенок обучается 5 новым манд-реакциям без специфического тренинга.
ТАКТ - уровень 2
Такт
б-М
Называет 25 предметов в ответ на вопрос «Что это? » (например, книга, ботинок, машина, собака, шляпа и так далее) (ТСТ)
Цель:
Определить, называет ли ребенок большее количество предметов в своем физическом окружении.
Материалы:
Используйте распространенные в естественной среде ребенка предметы (в том числе картинки).
Примеры:
Когда взрослый держит в руках машинку и спрашивает: «Что это? », ребенок говорит «машинка» с первой попытки. Когда взрослый показывает на ботинок и спрашивает: «Что это? », ребенок говорит «ботинок» с первой попытки.
Оценка в 1 балл:
Засчитайте ребенку 1 балл, если он называет 25 предметов во время тестирования.
Оценка в 1/2 балла:
Засчитайте ребенку 1/2 балла, если он называет 20 предметов во время тестирования.
Такт
7-М
Обобщает такт-реакции для 3 видов 50 предметов в ходе тестирования или называет предметы согласно перечню уже известных обобщенных реакций (например, называет 3 различных машинки) (ТСТ)
Цель:
Определить, научился ли ребенок обобщать такт-реакции для стимулов (существительные).
Материалы:
Подберите наборы из трех различных видов известных ребенку предметов (три яблока, три ложки, три футболки и т. д. ).
Примеры:
После того, как ребенок научился называть маленький желтый пластмассовый автобус, проверьте, произошло ли обобщение реакции, то есть, наименует ли ребенок другие автобусы, которые выглядят несколько иначе (имеют другой размер, форму, цвет, наименует ли ребенок изображение автобуса).
Оценка в 1 балл:
Засчитайте ребенку 1 балл, если его такт обобщается для 3 видов 50- ти предметов во время тестирования. Также может быть использован перечень предметов, над которыми велась целенаправленная работа по обобщению, при условии, что данный перечень имеется в наличии, и данные в нем являются достоверными (например, список 240 слов от Сандберга и Партингтона (Sundberg & Partington, 1998) содержит колонки для оценки обобщения).
Оценка в 1/2 балла:
Засчитайте ребенку 1/2 балла, если происходит обобщение такт-реакций для 2 видов 50-ти предметов во время тестирования.
Такт
8-М
Называет 10 действий в ответ на вопрос «Что делает? » (прыгает, спит, кушает) (ТСТ)
Цель:
Определить, сформирован ли у ребенка репертуар глаголов, может ли ребенок называть действия, когда его об этом спрашивают.
Материалы:
Используйте распространенные в повседневной жизни ребенка действия или искусственно создайте действия в обстановке тестирования.
Примеры:
Когда взрослый прыгает и спрашивает: «Что я делаю? », ребенок говорит: «Прыгаешь». Когда взрослый катает мячик и спрашивает: «Что я делаю? », ребенок говорит: «Катаешь». Также могут быть использованы и другие вербальные подсказки, например, «Что он делает? » или «Что происходит? ».
Оценка в 1 балл:
Засчитайте ребенку 1 балл, если он называет 10 действий во время тестирования.
Оценка в 1/2 балла:
Засчитайте ребенку 1/2 балла, если он называет 5 действий во время тестирования.
Такт
9-М
В репертуаре ребенка есть реакции такт, состоящие из двух слов, такие, как глагол-существительное или существительное-глагол. Во время тестирования ребенок наименует двусложными фразами спонтанно или согласно заранее составленному перечню уже известных ребенку двухкомпонентных такт-реакций (например, «умывает лицо», «Маша катается», «ребенок спит» и т. п. ) (ТСТ)
Цель:
Определить, интересуется ли ребенок и называет ли корректно неподвижные стимулы (существительные) и движения (глаголы) в рамках одного задания (двухкомпонентный стимул и двухкомпонентная реакция).
Материалы:
Используйте известные ребенку предметы и действия.
Примеры:
Когда ребенку показывают прыгающую игрушечную обезьянку и задают вопрос: «Что ты видишь? », ребенок говорит: «Прыгающая обезьянка! » или «Обезьянка прыгает! ».
Когда другой ребенок тянет по рельсам игрушечный вагон, а педагог спрашивает: «Что делает Егор? », тестируемый ребенок говорит: «Тянет вагон». Когда ребенок видит, как его папа смеется, и его спрашивают: «Что он делает? », ребенок говорит: «Папа смеется».
Оценка в 1 балл:
Поставьте ребенку I балл, если в его репертуаре 50 двухкомпонентных такт-реакций в форме двухкомпонентных связей (существительное- глагол или глагол-существительное). Может быть использован перечень известных ребенку комбинаций типа существительное-глагол или глагол-существительное, если он есть в наличии и достоверен.
Оценка в 1/2 балла:
Поставьте ребенку 1/2 балла, если в его репертуаре 25 такт-реакций в форме двухкомпонентных связей (существительное-глагол или глагол- существительное).
Такт
10-М
В целом наименует 200 существительных и/или глаголов (или других частей речи) во время тестирования или согласно сводному перечню известных ребенку такт-реакций (ТСТ)
Цель:
Определить, продолжает ли ребенок обучаться новым такт-реакциям и удерживает ли они в памяти расширяющийся такт-репертуар
Материалы:
Используйте книжки, окружение, карточки с картинками и распространенные предметы обихода и занятия.
Примеры:
Когда взрослый держит бутерброд и спрашивает ребенка: «Что это? », ребенок правильно говорит: «Бутерброд» с первой попытки. Когда малыш ползет по полу и ребенка спрашивают: «Что он делает? », ребенок отвечает: «Ползет».
Оценка в 1 балл:
Засчитайте I балл, если ребенок наименует 200 предметов и/или действий во время тестирования. Для данного теста может быть использован перечень известных ребенку существительных и глаголов (например, список 240 слов от Сандберга и Партингтона, (Sundberg& Partington, 1998)). Также многие детские книжки, такие как “Моя первая книга”, являются прекрасным источником, поскольку они содержат картинки сотен предметов и могут легко быть использованы для оценки такт-репертуара без необходимости подбирать что-то особенное.
Оценка в1/2 балла:
Засчитайте 1/2 балла, если ребенок наименует 150 предметов и/или действий.