Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Оценка ранних эхо-навыков (EESA)




ОЦЕНКА РАННИХ ЭХО-НАВЫКОВ (EESA)

Субтест Барбары Э. Эш

( Ph. D., ВСВА, CCC-SLP)

Цель

Уровень развития ранних речевых навыков у разных детей одного и того же возраста может сильно отличаться. Некоторым детям сложно повторить за взрослым даже самые простые слова (например, «мама»), а некоторые совсем не могут повторять слова и звуки за взрослым. Способ­ность повторять услышанное имеет большое значение для работы на начальном этапе и на более сложных уровнях развития речи. Если ребенок начинает самостоятельно произносить отдельные звуки или первые слова, это не означает, что ребенок может повторить эти же слова после того, как их произнес другой человек.

Тест «Оценка ранних эхо-навыков» (EESA) оценивает способность ребенка к повторению речевой модели. С помощью теста EESA можно определить репертуар звукоподражания, а имен­но установить, повторяет ли ребенок речевые фонемы, комбинации слогов (слов и фраз), а также интонационные модели, способность к повторению которых формируется, как правило, к возра­сту 30 месяцев при нормативном развитии.

Протокол тестирования EESA содержится в протоколе VB-MAPP и оценивает эхо-навыки на первом (0-18 месяцев) и втором уровне (18-30 месяцев). В третий уровень VB-MAPP субтест «Оценка ранних эхо-навыков» не включен.

Речевые навыки в период от рождения до достижения возраста 30 месяцев.

Зачастую ранняя речь содержит множество артикуляционных ошибок. Некоторые из этих ошибок не оказывают существенного влияния на разборчивость речи («небель» вместо «ме­бель»), в то время как другие ошибки могут сделать слова практически неузнаваемыми («ваненя» вместо «ворона», «тякал» вместо «трактор»). В начале речевого онтогенеза, как правило, гласные произносятся корректно, так как они легче артикулируются, произношение согласных на протя­жении последующих нескольких месяцев может оставаться искаженным.

Как правило, речевой онтогенез проходит следующие этапы:

• Первым приобретается навык произнесения гласных

• Эхо-навыки появляются примерно к возрасту 11 месяцев

• Просодические свойства интонации, понятия о длительности и громкости проявляются к возрасту 6 месяцев, а все эти навыки в совокупности отмечаются примерно по достижению 23-месячного возраста (однако точность может быть неустойчивой)

• Согласные впервые появляются в начале слога

• Как правило, первыми согласными являются п, б, м, за ними следуют т, д, н, ф, в, н, к, г, х

• Одно- и двусложные слова и фразы начинают появляться в возрасте от 6 до 18 месяцев, при чем слоги в этих двусложных словах зачастую парные («ма-ма» и др. )

• Способность произносить двух- и трехсложные слова появляется примерно в возрасте 18-30 месяцев

 

 

_____________________

  *Обладатель сертификата клинической компетенции в области патологии речи и языка (прим. переводчика)

 

Компоненты EESA

Общее количество баллов для пяти групп критериев теста EESA составляет 100. Целевые навыки в первых трех группах расположены в порядке их развития в онтогенезе. В группе 1 (25 баллов) тестируются гласные, а также некоторые ранние согласные звуки, что в совокупности примерно соответствует уровню развития речевых навыков ребенка в возрасте 18 месяцев. В группах 2 и 3 (в каждой из которых можно набрать 30 баллов) представлены все ранние соглас­ные в двух- и трехсложных комбинациях соответственно. Группы 4 и 5 в сумме содержат 15 критериев. В них оценивается способность ребенка имитировать просодические свойства речи, такие как высота тона, громкость и длительность гласных. В целом, критерии в данных группах представляют собой речевые навыки, стандартные для детей в возрасте от 18 до 30 месяцев.

Кто может провести тестирование EESA?

Тестирование EESA может провести любой человек, хотя оптимальные результаты могут быть получены только специалистами по патологии речи, так как они проходят специфическое обучение слушанию произношения и выявлению артикуляционных и просодических отклонений.

Какие речевые компоненты оцениваются?

Поскольку EESA является тестированием эхо-навыков говорящего, эксперты должны прислу­шиваться к тем речевым компонентам, которые отличаются от модели. Тестируемые в EESA компоненты включают в себя гласные, согласные, ряд звуков или слогов, а также просодические свойства - интонация, длительность гласных и громкость (критерии для оценки EESA приводятся ниже).

Каким образом проводится EESA?

Общие указания:

· Убедитесь в том, что вы располагаете привлекательными предметами (поощрениями)

· В ходе тестирования усиливайте реакции в привычной для ребенка

· При необходимости тестирование EESA может быть разделено на этапы и проводиться в несколько приемов

Специальные указания:

· Попросите ребенка повторить каждую речевую единицу, включенную в тестирование (ска­жи «бух»). Опустите слово «скажи», если ребенок повторяет и его тоже

· Отметьте балл в соответствующем поле

· Давайте ребенку до 3 попыток, засчитывая лучшую из них в случае, когда первоначальная реакция некорректная или отсутствует

Использование балльной системы при проведении тестирования EESA

Критерии оценивания для всех групп содержатся в протоколе EESA оценки вех развития. Кроме того, примеры выставления баллов за пункты тестирования в группах 1, 2 и 3 перечислены ниже.

Засчитайте 1 балл за каждую реакцию, в которой все звуки произнесены правильно.

Засчитайте 1/2 балла, если эхо-реакция узнаваема, но содержит:

· Неправильно произнесенные согласные («каса» вместо «каша»)

· Отсутствующие согласные («гуять» вместо «гулять»)

· Дополнительные слоги («ма ма ма» вместо «ма»)

Засчитайте 0 баллов, если:

· Реакция отсутствует

· ИЛИ если эхо-реакция содержит:

· Неправильно произнесенные гласные («уу» вместо «аа»)

· Опущенные слоги («ма» вместо «мама»)

 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...