Ребенок съезжает с горок, любит качаться на качелях, катается на карусели, любит, когда его пытаются догнать и поймать, прыгает на батуте, катается на самокате.
Оценка в 1 балл:
Засчитайте ребенку 1 балл, если в течение 2 минут 30-минутного наблюдения он играет в подвижные игры.
Оценка в 1/2 балла:
Засчитайте ребенку 1/2 балла, если подвижное игровое поведение фиксируется в течение 1 минуты в ходе 30-минутного наблюдения.
Игра
5-М
Самостоятельно играет в игры, основанные на причинно- следственной связи, на протяжении 2 минут (например, выгружает контейнеры игрушечных грузовиков, играет с выпрыгивающими игрушками, игрушками на веревочках и т. п. ) (НОВ: 30 минут)
Цель:
Определить, являются ли занятия, основанные на принципе причинно- следственной связи привлекательными для ребенка, а также будет ли ребенок заниматься подобными игрушками самостоятельно, без подсказок взрослых и опосредованных ими усилителей.
Материалы:
Игрушки и предметы, обычные для естественной среды ребенка.
Примеры:
Вытаскивает и кладет предметы в контейнеры, бросает предметы, достает их из шкафов, нажимает на кнопки для того, чтобы игрушки издавали какие-либо звуки, играет с выпрыгивающими игрушками, выстраивает и разрушает башни из кубиков, толкает предметы для того, чтобы посмотреть, как они двигаются, тянет игрушки за веревочки и т. п.
Оценка в 1 балл:
Засчитайте 1 балл, если ребенок самостоятельно играет в игры, основанные на причинно-следственной связи, на протяжении 2 минут в течение 30-минутного наблюдения.
Оценка в 1/2 балла:
Засчитайте 1/2 балла, если ребенок самостоятельно играет в игры, основанные на причинно-следственной связи, на протяжении 1 минуты в течение 30-минутного наблюдения.
СОЦИАЛЬНОЕ ПОВЕДЕНИЕ И СОЦИАЛЬНАЯ ИГРА - уровень 1
Социальные
навыки
1-М
Как одну из форм реакции манд ребенок использует зрительный контакт, не менее 5 раз (НОВ: 30 минут)
Цель:
Определить, использует ли ребенок зрительный контакт в качестве манд-реакции для социального взаимодействия.
Материалы:
Нет.
Примеры:
Когда мама или папа входит в комнату, ребенок устанавливает зрительный контакт и улыбается, когда к нему подходит мама или папа.
Оценка в 1 балл:
Засчитайте 1 балл, если ребенок устанавливает зрительный контакт в качестве манд-реакции как минимум 5 раз на протяжении 30- минутного наблюдения.
Оценка в 1/2 балла:
Засчитайте 1/2 балла, если ребенок устанавливает зрительный контакт в качестве манд-реакции как минимум 2 раза на протяжении 30- минутного наблюдения.
Социальные
навыки
2-М
Показывает, что хочет, чтобы его взяли на руки или поиграли с ним, 2 раза (например, забирается к маме на колени) (НОВ: 60 минут)
Цель:
Определить, является ли физический контакт со знакомыми взрослыми одной из форм поощрения для ребенка, и ищет ли он этого поощрения.
Материалы:
Нет.
Примеры:
Ребенок подходит к взрослому и тянется к нему, чтобы его пощекотали или подняли на руки. Играя на полу, ребенок забирается к взрослому на колени, на спину или плечи, и очевидно, что такое взаимодействие доставляет ребенку удовольствие. Круг людей, общество которых доставляет ребенку удовольствие, может быть ограниченным, но, находясь со знакомыми людьми, ребенок явно получает удовольствие от физического контакта, что проявляется в улыбках, смехе и дальнейшем стремлении к такому типу взаимодействия.
Оценка в 1 балл:
Засчитайте ребенку 1 балл, если он показывает, что хочет, чтобы его взяли на руки или поиграли с ним 2 раза на протяжении 60-минутного наблюдения.
Оценка в 1/2 балла:
Засчитайте ребенку 1/2 балла, если он показывает, что хочет, чтобы его взяли на руки или поиграли с ним 1 раз на протяжении 60-минутного наблюдения.
Социальные
навыки
3-М
Спонтанно устанавливает зрительный контакт с другими детьми 5 раз (НОВ: 30 минут)
Цель:
Определить, устанавливает ли ребенок зрительный контакт со сверстниками. Являются ли сверстники определенным стимулом (SD) для того, чтобы ребенок обратил на них внимание?
Что
необходимо:
Сверстники ребенка.
Примеры:
Когда другой ребенок заходит в комнату, ребенок проходящий тестирование смотрит на него и устанавливает зрительный контакт.
Оценка в 1 балл:
Поставьте 1 балл, если ребенок спонтанно устанавливает зрительный контакт с другими детьми 5 раз на протяжении 30-минутного наблюдения.
Оценка в 1/2балла:
Поставьте 1/2 балла, если ребенок спонтанно устанавливает зрительный контакт с другими детьми 2 раза на протяжении 30-минутного наблюдения.
Социальные
навыки
4-М
Играет в обществе других детей, игра при этом может быть параллельной, суммарно в течение 2 минут (например, сидит в песочнице рядом с другими детьми) (НОВ: 30 минут)
Цель:
Определить, может ли ребенок находиться в обществе других детей без подсказок взрослых.
Что необходимо:
Сверстники и оборудование для популярных групповых игр (например, песочница, краски и большие листы бумаги, водоем в летнее время, игровые столы, мягкие модули и т. п. )
Примеры:
Ребенок находится на игровой площадке рядом с другими детьми, но не взаимодействует с ними. Ребенок стоит неподалеку от других детей возле мягких модулей, играет с модулями, но не взаимодействует с другими детьми.
Оценка в 1 балл:
Поставьте I балл, если ребенок спонтанно начинает играть параллельно рядом с другими детьми (без подсказок взрослых) суммарно в течение 2 минут на протяжении 30-минутного наблюдения.
Оценка в 1/2 балла:.
Поставьте 1/2 балла, если ребенок спонтанно начинает играть параллельно рядом с другими детьми (без подсказок взрослых) суммарно в течение I минуты на протяжении 30-минутного наблюдения.
Социальные
навыки
5-М
Спонтанно следует за сверстниками или имитирует их моторное поведение 2 раза (например, идет за сверстником в игрушечный домик) (НОВ: 30 минут)
Цель:
Определить, будет ли ребенок имитировать поведение своих сверстников без подсказок со стороны взрослых.
Что
необходимо:
Сверстники.
Примеры:
Сверстник встает и направляется к игрушке, ребенок смотрит на сверстника, тоже встает и следует за ним без подсказок к подобным действиям. Играя с железной дорогой, один из детей катает поезд по кругу, а тестируемый ребенок имитирует поведение сверстника со своим поездом.
Оценка в 1 балл:
Засчитайте ребенку I балл, если он спонтанно следует за сверстниками или имитирует их моторное поведение 2 раза в течение 30-минутного наблюдения.
Оценка в 1/2
балла:
Засчитайте ребенку 1/2 балла, если он спонтанно следует за сверстниками или имитирует их моторное поведение I раз в течение 30- минутного наблюдения.
МОТОРНАЯ ИМИТАЦИЯ - уровень 1
Имитация
1-М
Ребенок имитирует 2 движения большой моторики, когда ему дают вербальную подсказку: «Сделай так! » (хлопает в ладоши, поднимает руки и т. д. ) (ТСТ)
Цель:
Определить, может ли ребенок имитировать 2 движения большой моторики, когда его просят об этом при помощи вербальной подсказки: «Сделай так! ».
Материалы:
Список возможных и соответствующих возрасту форм имитативного поведения.
Примеры:
Ребенок хлопает в ладоши, топает ногами, поднимает руки вверх, стучит по столу или прыгает.
Оценка в 1 балл:
Поставьте 1 балл, если ребенок имитирует 2 произведенных взрослыми движения большой моторики. Даже если реакции приближенные, засчитайте их как правильные.
Оценка в 1/2 балла:
Поставьте 1/2 балла, если ребенок имитирует только одно моторное движение. Не засчитывайте баллов, если ребенок все время выполняет только одну форму поведения, например, хлопает в ладоши (это можно определить, если ребенок хлопает в ладоши прежде, чем хлопнет в ладоши взрослый).
Имитация
2-М
Имитирует 4 движения большой моторики после подсказки: «Сделай так! » (ТСТ)
Цель:
Определить, может ли ребенок имитировать 4 движения большой моторики, когда его просят об этом при помощи вербальной подсказки: «Сделай так! ».
Материалы:
Список возможных и соответствующих возрасту форм имитативного поведения.
Примеры:
Ребенок хлопает в ладоши, топает ногами, поднимает руки вверх, стучит по столу или прыгает.
Оценка в 1 балл:
Поставьте 1 балл, если ребенок имитирует 4 движения большой моторики, произведенные взрослым. Даже если реакции подобные, засчитайте их как правильные.
Оценка в 1/2 балла:
Поставьте 1/2 балла, если ребенок имитирует 3 моторных движения.
Имитация
3-М
Имитирует 8 моторных движений, 2 из которых предполагают использование предметов (например, встряхивание маракасом, удары палочкой о палочку и др. ) (ТСТ)
Цель:
Определить, увеличивается ли имитативный репертуар ребенка, и может ли он имитировать поведение других людей, предполагающее взаимодействие с предметом.
Материалы:
Список возможных форм имитативного поведения и набор одинаковых предметов, которые могут быть использованы для имитации специфических действий.
Примеры:
Оценка в 1 балл:
Оценка в 1/2 балла:
Взрослый берет в руки колокольчик и звонит, ребенок имитирует поведение без физической подсказки.
Засчитайте ребенку I балл, если он имитирует 6 моторных движений, произведенных взрослым, а также может имитировать 2 вида моторного поведения взрослого, предполагающего использование предметов (в сумме - 8 имитаций). Даже если реакции приближенные, засчитайте их как правильные.
Засчитайте ребенку 1/2 балла, если он имитирует 6 любых видов моторного поведения. Сделайте пометку в поле «Комментарии и заметки» в форме «Оценка вех развития VB-МАРР», если ребенок не может имитировать действия с предметами или все имитационные действия должны предполагать использование предметов.
Имитация
4-М
Спонтанно имитирует моторное поведение других людей в пяти различных ситуациях (НАБ)
Цель:
Определить, в какой степени имитативный репертуар ребенка независим от вербальных подсказок. Основная цель обучения имитации состоит в развитии спонтанной имитации, так как она может иметь огромную ценность для ребенка во многих ситуациях (например, социальное поведение, поделки, правила поведения в классе и др. )
Материалы:
Нет необходимости в каких-либо конкретных материалах.
Примеры:
Взрослый оттягивает назад машинку на пружине, и она выстреливает вперед, а ребенок спонтанно пробует имитировать такое поведение со своей машинкой.
Оценка в 1 балл:
Засчитайте ребенку 1 балл, если он спонтанно имитирует как минимум 2 различных моторных поведения других людей в 5 различных ситуациях.
Оценка в 1/2 балла:
Засчитайте ребенку 1/2 балла, если он спонтанно имитирует любое моторное поведение других людей в 2 различных ситуациях.
Имитация
5-М
Имитирует 20 моторных движений любого типа (например, мелкая моторика, крупная моторика, имитация с предметами) (ТСТ)
Цель:
Определить, расширяется ли имитативный репертуар ребенка и происходит ли его обобщение.
Материалы:
Список возможных форм имитативного поведения и набор необходимых предметов, которые могут быть использованы для имитации специфических действий.
Примеры:
Пошевели пальцами, хлопни по плечам, дотронься до пальцев на ногах, сожми кулак, покрути головой и т. п.
Оценка в 1 балл:
Поставьте 1 балл, если ребенок имитирует 20 форм моторного поведения любого типа.
Оценка в 1/2 балла:
Поставьте 1/2 балла, если ребенок имитирует 15 форм моторного поведения любого типа.