Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

3. Отсутствующий, слабый или недостаточно сформированный репертуар манд-реакций




Достаточное большое количество детей с аутизмом и другими расстройствами развития испытывают трудности в приобретении эффективного репертуара манд-реакций. Вместе с тем, многие из них могут обладать обширными навыками наименования (такт), навыками слушателя, иметь высокий балл в других областях «Оценки вех развития» VB-MAPP. Отсутствующий, слабый или недостаточно сформированный репертуар просьб (манд-реакций) является существенным препятствием, поскольку манд выполняет для ребенка несколько важных функций.

Репертуар просьб (манд-реакций) позволяет ребенку сообщить взрослым о важных событиях и мотивационных операциях, которые оказывают на него непосредственное влияние (таких, как голод, жажда и потребность в физическом контакте). Если ребенок голоден и хочет получить пищу, просьба (манд-реакция) вызывает получение этого специфического усилителя от взрослого в тот момент, когда он наиболее желаем. Кроме того, репертуар манд дает возможность ребенку устранить то, чего он не хочет (например, избавиться от вызывающих страх стимулов, боли, высокой температуры, усталости). Например, если ребенок напуган приближением собаки и просит о помощи, взрослый может немедленно отозвать собаку (устранить неприятный стимул), или взять ребенка на руки.

Важным эффектом такого вербального взаимодействия является тот факт, что в сознании ребенка взрослый начинает ассоциироваться с получением желаемого или избавлением от неприятных событий или стимулов. Этот процесс парного обусловления может обладать значительной ценностью для детей (Bijou & Baer, 1965), особенно в случае детей с задержкой речи. Манд позволяет взрослому предоставлять соответствующие последствия (дать что-либо или устранить) в тот момент времени, когда данное последствие имеет наибольшую ценность. Взрослый, таким образом, приобретает статус условного усилителя для конкретного ребенка. Такое взаимодействие способствует процессу установления связей и закладывает начальный фундамент для социальных взаимоотношений. Отсутствующий, слабый или недостаточно развитый репертуар манд-реакций может нарушить данный процесс.

Отделение манд от других типов вербального поведения (например, такт или интравербальных реакций) основывается на длительных теоретических разработках и эмпирических исследованиях (для обзора см. Oah & Dickenson, 1989; Sautter & LeBlanc, 2006). Скиннер обосновал (1938) функциональное различие между данными типами вербального поведения, основываясь на факте разграничения контроля определенного стимула (SD) и мотивационной операции. Например, ребенок научился произносить слово «гараж» и произнесение этого слова находится под контролем определенного стимула (SD). То, что такой навык сформирован не означает, что у ребенка автоматически сформируется реакция манд (то есть реакция перейдет под контроль мотивационной операции). В таком случае ребенок может сказать «гараж», когда он видит гараж для игрушечных машинок (SD), но позже, когда он захочет поиграть с тем же самым игрушечным гаражом, который не находится в поле зрения (то есть присутствует МО, но не SD), ребенок не обязательно сможет произнести слово «гараж». Распространенным явлением в таких обстоятельствах бывает истерика или некоторые другие формы нежелательного поведения ребенка (например, Hall & Sundberg, 1987).

Такая ситуация описывается поговоркой «с глаз долой - из сердца вон». Если перевести данное высказывание на язык поведенческих терминов, то можно сказать, что контроль определенного стимула (SD) не гарантирует контроля мотивационной операции (МО) (более подробная информация о данном разграничении: Carbone, et al., 2008; Michael, 1982a, 2007; Sundberg, 2004).

Критерии выставления баллов

Существует множество вероятных причин, объяснений тому, почему ребенок затрудняется в приобретении репертуара манд-реакций, или его манд-реакции недостаточно развиты (например, Drash & Tutor, 2004). Если ребенок получил высокие баллы за «Оценку преград» VB-MAPP, следующий шаг предполагает анализ уже существующего у ребенка манд-репертуара, а также потенциальных преград, которые должны быть устранены.

 


 

Засчитайте ребенку 0 баллов по шкале «Нарушение развития манд-реакций» в разделе «Оценка преград», если его репертуар манд-реакций соответствует уровню других навыков в «Оценке вех развития» (то есть, уровень развития навыков манд соответствует другим его навыкам).

Поставьте 1 балл, если ребенок обращается с просьбами, но его баллы по шкалам «Поведение слушателя» или «Такт» в «Оценке вех развития» VB-MAPP выше, чем его баллы за манд- реакции. Это является ранним индикатором того, что репертуар манд реакций у ребенка отстает от других его речевых навыков.

Поставьте 2 балла, если манд-реакции ребенка немногочисленны и ограничены небольшим набором съедобных или несъедобных поощрений, несмотря на сильные навыки такт, поведение слушателя и эхо-навыки.

Засчитайте ребенку 3 балла, если, к примеру, его манд зависит от подсказок, происходят механические реакции или угадывание, реакции не соответствуют МО, негативное поведение функционирует в качестве манд, возникают чрезмерные или неподходящие манд-реакции, или ребенок редко обращается с просьбой спонтанно.

Поставьте 4 балла, если ребенок не владеет функциональными манд-реакциями или демонстрирует многие проблемы, перечисленные среди критериев для оценки в 3 балла, однако он также не владеет и многими другими вербальными навыками. Вероятно, такому ребенку свойственно проблематичное поведение, которое функционально выступает в качестве манд. Создание манд-репертуара является одним из главных направлений в обучении такого ребенка.

Если выставлена оценка в 1 балл, за прогрессом навыка манд необходимо внимательно наблюдать, и на обучении манд-реакциям должен быть сделан очень серьезный акцент. Если ребенок получил от 2 до 4 баллов, требуется дальнейший анализ специфических преград, воздействующих на развитие репертуара манд-реакций у ребенка.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...