Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

2. Слабый руководящий контроль (избегание и уклонение от требований, предъявляемых ребенку)




Важным компонентом работы с детьми с особыми потребностями является установление того, что может быть определено как «руководящий контроль» (или «сотрудничество»). По существу, руководящий контроль - это когда учитель (или родитель, воспитатель, медицинская сестра и т. п. ) просит ребенка что-либо сделать, и ребенок выполняет просьбу. Зачастую любому педагогу или человеку, работающему с ребенком, необходимо сначала работать над установлением руководящего контроля, особенно в случае с детьми со значительными сложностями в поведении. Некоторые из этих детей обучились с помощью проблематичного поведения уклоняться от предъявляемых требований или добиваться их отмены (удаления). Такое поведение может варьироваться от достаточно спокойного (взгляд в сторону и отсутствие реакции), до серьезных проявлений агрессии и аутоагрессии. Однако функция поведения зачастую остается той же: избегание нежелательной деятельности (к примеру, одевания ботинок, нахождения в детском автомобильном кресле или выполнение академических заданий). Как вариант это может быть уклонение от появления любого стимула, который свидетельствует о приближении нежелательной деятельности (знаки того, что наступает время ложиться спать, или момент когда взрослый берет в руки пульт, чтобы выключить телевизор; или же просьба подойти к столу, чтобы поработать над учебными заданиями).

Поведение избегания и уклонения является обычным и среди типично развивающихся детей, но в случае детей с аутизмом и нарушениями развития по многим причинам оно может стать достаточно серьезной проблемой (например, слабые речевые навыки, устойчивые навязчивые поведения со специфическими усилителями). Проблемы с руководящим контролем, как правило, лишь отдельный вид поведенческих проблем, но из-за того, что встречаются они очень часто и имеют постоянный источника контроля (см. ниже), для целей данного теста они рассматриваются как отдельная преграда.

Некоторые дети проявляют проблематичное поведение только в случае противодействия указаниям взрослых (сложности руководящего контроля). То есть, если ребенку не предъявляются требования и не даются задания, проблематичного поведения не возникает. В таком случае, по сути, ребенок формирует поведение взрослого с помощью проблематичного поведения, возникающего каждый раз, когда ребенку предъявляются требования. И это приводит к тому, что взрослые привыкают не предъявлять ребенку требований.

Зачастую требования воспринимаются как аверсивный (неприятный) стимул, демотиватор или как то, что Майкл (Michael, 2007) определяет как «рефлексивные условные мотивационные операции» (CMO-R). Эти стимулы проявляются как вид неприятного события, имеющего отношение к ребенку (например, необходимость сидения в группе), и ребенок учится проблематичному поведению, которое откладывает или устраняет неприятное событие (к примеру, он убегает от учителя). Проблематичное поведение, связанное с CMO-R, часто усиливается отсрочкой начала нежелательной деятельности или ее устранением и, как правило, становится сильнее в будущем (Sundberg, 1993а, 2004).

Существует ряд стратегий, которые могут быть эффективными в уменьшении поведения избегания или уклонения, например, «гашение» поведения (даже если проблематичное поведение происходит, требование не отменяется) в сочетании с усилением поведения сотрудничества. Carbone, Morgenstem, Zecchin-Tirri, and Kolberg (2008) предлагают обзор таких типов поведенческих проблем среди детей с особыми потребностями, а также разнообразные стратегии проведения вмешательства.

Критерии выставления баллов

Засчитайте ребенку 0 баллов по шкале «Руководящий контроль» в разделе «Оценка преград», если он, как правило, отзывчив к заданиям и режимным требованиям взрослых.

Засчитайте ребенку 1 балл, если некоторые требования могут вызывать легкое неподчинение, однако обычно ребенок отзывчив к заданиям и режимным требованиям взрослых. Если нежелательное поведение произошло, ребенок быстро успокаивается даже в том случае, если он не достиг (не получил) желаемого.

Поставьте 2 балла, если ребенок сопротивляется требованиям взрослых, несколько раз в день происходит проблематичное поведение с легкими истериками или другими видами поведения, и зачастую бывает трудно справится с нежелательным поведением, если ребенок не получает желаемого.

Засчитайте ребенку 3 балла, если наблюдается стойкая тенденция к появлению устойчивых и серьезных проблем с руководящим контролем. Мы можем говорить о том, что прослеживается тенденция, если частота реакций протеста увеличивается, вызывается все более широким спектром ситуаций, а также усиливается интенсивность проблематичного поведения, связанного с руководящим контролем.

Засчитайте ребенку 4 балла, если проблематичное поведение является основной ежедневной проблемой, и ребенок часто проявляет устойчивые и серьезные виды поведения, такие как агрессия, разрушение или порча имущества, если требование не устраняется.

Если оценка по данной шкале 1 балл, необходимо наблюдение за поведением ребенка и квалифицированные действия в каждом конкретном эпизоде. Если оценка по шкале от 2 до 4 баллов, необходимо проведение дальнейшего анализа нежелательного поведения.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...