4. Отсутствующий, слабый или недостаточно сформированный репертуар такт-реакций
4. Отсутствующий, слабый или недостаточно сформированный репертуар такт-реакций Зачастую навыки наименования (такт-реакции) у ребенка развиты лучше, чем навыки просьбы (манд-реакции) или навыки диалога (интравербальные реакции). Контроль невербальных стимулов в большей степени поддается оценке и измерению и является, как правило, более очевидным, чем мотивационный контроль (манд) и контроль вербальных стимулов (интравербальные реакции). Однако существует ряд проблем, которые могут стать преградой на пути к формированию и расширению такт-репертуара ребенка с отставанием речевого развития. Часто случается так, что контроль над реакцией приобретают неверные стимулы, например, во время обучения наименованию действий (глаголов), нашей целью является контроль такого специфического стимула, как движение, а не объекта, связанного с движением. Некоторые дети обучаются произносить слово, которое является глаголом по своей форме, но не по функции, как в случае реакции «пить сок», когда ребенку показывают чашку, или «бросать мяч», когда ребенку просто показывают мяч. Некоторые дети с отставанием речевого развития не испытывают проблем с использованием при наименовании имен существительных и глаголов, но более сложные и комплексные такт- реакции вызывают затруднения. Например, затруднения могут вызвать реакции, включающие прилагательные, предлоги, наречия, местоимения или реакции, описывающие эмоциональные состояния. Затруднение может заключаться в том, что контроль над реакцией приобрел неверный стимул (как в примере выше), но возможно и возникновение проблем другого характера. Например, после работы над обучением такт-реакциям «на» и «под» посредством размещения предметов сверху (на) или снизу (под) по отношению к другим предметам (например, игрушечная машинка на и под столом), ребенку просто показывают машинку и спрашивают: «Что это? ». Ребенок отвечает: «На столе». Если данные ошибочные механические ответы остаются без коррекции, впоследствии их бывает сложно изменить, также они могут стать источником других вербальных проблем, с которыми позже придется столкнуться в обучении, например, могут сформироваться механические интравербальные реакции.
Существует множество причин нарушения формирования такт-репертуара и множество путей, ведущих к этому, поэтому для точного определения источника проблем в каждом случае необходим индивидуальный анализ.
Критерии выставления баллов Поставьте ребенку 0 баллов по шкале «Нарушение развития такт-реакций» в разделе «Оценка преград», если его репертуар наименований (такт-реакций) соответствует уровню других навыков в «Оценке вех развития». Засчитайте 1 балл, если ребенок может наименовать некоторые объекты и обладает хорошими эхо-навыками, но его навыки слушателя (понимания речи) явно превышают уровень развития навыков такт. Это распространенная проблема для многих детей с задержкой развития речи, которая в случае ребенка с сильным эхо-репертуаром может быть решена при помощи обучающей программы. Засчитайте ребенку 2 балла, если при наименовании часто происходят ошибки, ребенок угадывает, или такт-реакции каким-либо образом зависят от подсказок (например, подсказки движениями губ) и требуют частого поощрения и повторения. Засчитайте ребенку 3 балла, если его такт-репертуар развит существенно меньше по сравнению с другими навыками. Также поставьте 3 балла, если такт-реакции имеют явные нарушения, например, неспособность к обобщению, зависимость от подсказок, ограниченное функциональное использование навыка, механические такт-реакции, поведение избегания и уклонения в ходе обучения такт-реакциям или неспособность продвинуться дальше односложных такт-реакций.
Засчитайте ребенку 4 балла, если такт-репертуар отсутствует или сводится к нескольким наименованиям, несмотря на сильный репертуар эхо-навыков и развитое поведение слушателя. Также отмечены многие проблемы, перечисленные в критериях для оценки в 3 балла, и в истории ребенка есть длительный безуспешный опыт обучения такт-реакциям. Если за оценку данной преграды ребенок получил 1 балл, за развитием навыка необходимо наблюдать, а на обучении такт-реакциям должен быть сделан усиленный акцент. Если балл составляет от 2 до 4, требуется дальнейший анализ специфических преград, оказывающих влияние на формирование такт-репертуар ребенка. 5. Отсутствующая, слабая или недостаточно сформированная моторная имитация Имитация действий других людей играет важную роль во многих аспектах развития человека, особенно в раннем развитии игровых и социальных навыков, а также навыков самопомощи. Некоторые дети с аутизмом или другими нарушениями развития легко овладевают имитационным репертуаром в ходе обучения, а другие дети испытывают трудности в овладении этим навыком. Возможны различные сложности в ходе обучения навыку имитации: например, может сформироваться зависимость от подсказок или ребенок может научиться навыкам, которые не являются для него функциональными. Навык имитации может вызвать сложности в формировании других навыков, например, дети становятся зависимыми от легких имитативных подсказок при обучении навыкам самопомощи или при изучении языка жестов. Зачастую взрослые не замечают подобных подсказок. Еще одной проблемой является имитация некоторыми детьми нежелательных или неподобающих форм поведения. Критерии выставления баллов Засчитайте ребенку 0 баллов по шкале «Нарушение развития навыков имитации» в разделе «Оценка преград», если его навыки моторной имитации постоянно расширяются, соответствуют его возрасту и пропорциональны другим навыкам в «Оценке вех развития» VB-MAPP. Поставьте 1 балл, если ребенок способен к имитации, но балл по шкале имитации в «Оценке вех развития» VB-MAPP ниже, чем по другим шкалам. Некоторые дети с легкостью могут овладеть несколькими реакциями имитации движений крупной моторики или имитации с предметами, но испытывать трудности при дальнейшем продвижении (например, затрудняться имитировать движения мелкой моторики, двухкомпонентные движения или медленно приобретать навыки функциональной имитации). Одной из возможных тому причин может быть недостаточное осознание своего тела (слабый мышечный контроль) или нарушение координации, что необходимо для имитации движений мелкой моторики.
Засчитайте 2 балла, если ребенок затрудняется в обобщении имитационных навыков в различных условиях, зависит от имитативных подсказок в других областях обучения или копирует нежелательное поведение других (например, плюется или разбрасывает вещи). Поставьте 3 балла, если имитация у ребенка происходит только с физическими или вербальными подсказками. То есть, несмотря на то, что ребенок успешно продвигается в других областях, в части навыка имитации требуется подсказки в виде физического направления движений ребенка (даже для того, чтобы начать имитативное поведение), либо необходима вербальная подсказка, например, «сделай так». Если данные подсказки не предоставляются, имитативное поведение не происходит. У ребенка также может наблюдаться слабая мотивация (МО) для выполнения имитации. Если ребенок не проявляет интереса к другим людям, будет сложно добиться внимания к действиям других людей, не говоря уже об их копировании. Засчитайте ребенку 4 балла, если у него отсутствуют имитационные навыки, и в прошлом предпринимались неоднократные попытки обучения имитации, которые не привели к успеху. Также поставьте 4 балла, если ребенок способен имитировать, но никогда не делает этого спонтанно или каким-либо функциональным образом, редко имитирует своих сверстников или наблюдаются некоторые из проблем, описанных ранее (например, зависимость от подсказок). Если за оценку данной преграды ребенок получил 1 балл, за развитием навыка следует наблюдать и поощрять имитацию, уделяя основное внимание другим задачам. Если балл ребенка находится в промежутке между 2 и 4, требуется дальнейший анализ специфических преград, оказывающих влияние на формирование навыков моторной имитации ребенка.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|