Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

6. Отсутствующий, слабый или недостаточно сформированный репертуар эхо-навыков




6. Отсутствующий, слабый или недостаточно сформированный репертуар эхо-навыков

Способность ребенка повторять слова за взрослым является одним из наиболее важных ранних показателей его потенциала к развитию речи. Это связано с тем, что существуют способы изменить источник контроля с произнесенного слова (как для эхо-реакции) на мотивационную операцию (манд-реакция), невербальный стимул (такт) или другой вербальный стимул (интравербальная реакция), используя процедуры переноса контроля стимула (Sundberg, 1980; Touchette, 1971).

Неспособность повторять слова — серьезная преграда для развития речи, которой уделяется большое внимание в программах речевого вмешательства (например, Guess, Sailor, & Baer, 1976; Kent, 1974; Leaf & McEachin, 1998; Lovaas, 1977, 2003; Sundberg & Partington, 1998). Иногда повторение (эхо) может стать слишком устойчивым (эхолалия) и даже превратиться в препятствие для развития речи. Отсроченная эхолалия (или «палилалия»), а также чрезмерное безконтекстное повторение услышанных ранее слов являются еще одной распространенной проблемой, связанной с эхо. Такой вид поведения, в сущности, может являться одной из форм аутостимуляции, включающей вербальное поведение, которое усиливается автоматически. Есть множество вероятных причин описанных проблем, например, нарушение развития интравербальных навыков.

Критерии выставления баллов

Поставьте 0 баллов по шкале «Нарушение развития эхо-реакций» в разделе «Оценка преград», если эхо-навыки ребенка планомерно развиваются, соответствуют его возрасту и пропорциональны другим навыкам в «Оценке вех развития» VB-MAPP.

Засчитайте ребенку 1 балл, если эхо-реакции происходят, но баллы по шкале эхо-навыков ниже, чем по другим шкалам в «Оценке вех развития» VB-MAPP.

Поставьте 2 балла, если эхо-навык зависит от подсказок, и перенос контроля к новым вербальным действиям затруднен. Также засчитайте 2 балла, если ребенок овладевает эхо-навыками быстрее, чем навыками имитации, поведения слушателя и сопоставления с образцом. И в том случае, когда эхо-репертуар недостаточно обобщен.

Засчитайте ребенку 3 балла, если его эхо-репертуар становится слишком устойчивым, появляются нежелательные эхолалии или отсроченные эхолалии. Кроме того, оцените преграду в 3 балла, если репертуар относительно слабый и приобретение новых эхо-навыков происходит медленно, требует интенсивного обучения и поддержания, спонтанные эхо-реакции отсутствуют.


 

Поставьте ребенку 4 балла, если ему не удается овладеть эхо-навыками, несмотря на то, что он владеет навыками имитации, сопоставления и поведения слушателя. Попытки обучения эхо- навыку могут также вызывать негативное поведение (например, избегание или уклонение). Ребенок в этом случае может пользоваться языком жестов, карточками PECS или какой-либо другой формой альтернативной коммуникации.

Если ребенок получил 1 балл за оценку данной преграды, за развитием навыка необходимо наблюдать и поощрять эхо-поведение. Если ребенок получил от 2 до 4 баллов, требуется дальнейший анализ специфических преград, оказывающих влияние на развитие эхо-навыков ребенка.

7. Отсутствующие, слабые или недостаточно сформированные навыки визуального восприятия и сопоставления с образцом (VP-MTS)

Способность обращать внимание на визуальные стимулы и различать их часто является одним из компонентов тестов на IQ. Дети с задержкой речевого развития обычно довольно успешно выполняют подобные задания, особенно задания на сопоставление с образом. Тем не менее, некоторые дети испытывают трудности с выполнением заданий на сопоставление и другими заданиями, связанными с визуальным восприятием. Одной из сложностей выполнения такого задания является то, что они требуют концентрации внимания на одном визуальном стимуле («стимул-образец»), просмотра набора других визуальных стимулов («стимулы для сравнения») и выбора подходящего предмета на основании некоторых специфических критериев (например, идентичный или неидентичный предмет, цвет или иная взаимосвязь).

С технической точки зрения, это является одним из типов множественного контроля (два предмета, на которые необходимо смотреть), который предполагает множественное реагирование (взгляд и выбор) и называется термином «обусловленное различение» (для более подробной информации смотрите преграду «Недостаточно сформированный навык обусловленного различения»). Многие люди с различными типами расстройств испытывают трудности при выполнении таких заданий, поэтому они часто встречаются в тестах на IQ.

Ошибки визуального восприятия и сопоставления у детей младшего возраста должны выявляться и корректироваться как можно скорее. Например, некоторые дети неспособны концентрировать внимание на стимуле-образце или просматривать варианты выбора, и они просто угадывают. Если набор немногочисленный, у них есть неплохой шанс ответить правильно и без реакции различения.

Также у детей могут формироваться определенные модели реагирования, к примеру, они всегда выбирают стимул слева или стимул с того места, где лежал стимул, выбор которого привел к получению поощрения в прошлый раз. В ходе выполнения таких заданий часто происходит угадывание, и ребенок продолжает перебирать предметы до тех пор, пока не будет предоставлено поощрение.

Существует множество дополнительных причин, вызывающих проблемы с выполнением заданий на визуальное восприятие, например, сложности руководящего контроля, склонность ребенка к аутостимуляции с использованием предоставленного материала или недостаточно качественная обучающая программа.

Критерии выставления баллов

Засчитайте ребенку 0 баллов по шкале «Нарушение развития навыков визуального восприятия» в разделе «Оценка преград», если его навыки визуального восприятия и сопоставления с образцом постоянно расширяются, соответствуют возрасту и пропорциональны другим навыкам в «Оценке вех развития» VB-MAPP.

Поставьте 1 балл, если у ребенка есть некоторый навык сопоставления с образцом, но его балл по этой шкале ниже, чем баллы по другим шкалам «Оценки вех развития» VB-MAPP, особенно балл по шкале «Поведение слушателя». На это следует обратить особое внимание, так как некоторые дети могут успешно сканировать (рассматривать) набор в том случае, когда стимул вербальный (это поведение слушателя), но затрудняются в случае визуального стимула. Это может происходить в связи со сложностью переключения внимания в рамках одного задания.

Засчитайте 2 балла, если ребенок затрудняется выполнить какой-либо элемент задания, например, не умеет просматривать набор или сосредотачиваться на стимуле-образце, или же он реагирует прежде, чем предоставляется образец. Также поставьте 2 балла, если выбор ребенка

 

предрасположен к какой-то стороне (например, ребенок склонен выбирать стимул справа от себя) или зависит от расположения стимулов (выбирает стимул в центре) или зависит от других подсказок, а также в случае склонности к механическим реакциям, угадыванию, или если ребенок способен рассматривать только небольшой набор.

Поставьте 3 балла, если ребенок овладел некоторыми навыками сопоставления с образцом, но они не развиваются пропорционально другим навыкам, и при выполнении заданий на сопоставление с образцом у ребенка часто возникает проблематичное поведение (избегание и уклонение). Также засчитайте 3 балла, если репертуар ограничен небольшими наборами стимулов, возникают проблемы при сопоставлении похожих, но не одинаковых стимулов или есть сложности обобщения при сопоставлении с образцом в естественной среде.

Засчитайте 4 балла, если ребенку не удается овладеть никакими существенными навыками сопоставления с образцом, несмотря на наличие других навыков и неоднократные попытки обучения сопоставлению с образцом. Кроме того, поставьте 4 балла, если ребенок овладел данными навыками, но они являются механическими, имеют упомянутые выше нарушения или никогда не проявляются функциональным образом в повседневной окружающей среде (например, при выборе двух одинаковых ботинок, нахождении пары для носков, в занятиях художественной и изобразительной деятельностью или в свободное время).

Если при оценке данной преграды выставлен 1 балл, необходимо наблюдать за развитием навыка и усиливать поведение сопоставления с образцом. Если балл ребенка находится в пределах от 2 до 4, требуется дальнейший анализ специфических преград, оказывающих влияние на развитие навыков визуального восприятия и сопоставления.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...