Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

8. Отсутствующие, слабые или недостаточно сформированные навыки слушателя (LD) и навыки различения по функциям, характеристикам и категориям (LRFFC)




Существует множество навыков, которые могут быть отнесены к категории поведения слушателя, и каждый из них или некоторая совокупность навыков могут отсутствовать, быть недостаточно сформированными или слабыми в каждом конкретном случае.

Для поведения слушателя три следующих навыка являются ключевыми:

(1) умение обращать внимание на говорящего человека (быть «аудиторией»);

(2) усиление поведения говорящего человека;

(3) реагирование (вербальное и невербальное) на вербальные стимулы.

Для некоторых детей овладение данными навыками может оказаться достаточно сложной и трудной задачей, и преграды могут возникать при формировании каждого из них.

Навык обращать внимание на людей, когда они говорят, может потребовать зрительного контакта, концентрации внимания на человеке и на том, что он говорит. Усиление поведения говорящего также требует определенного поведения слушателя: кивания головой, иного выражения согласия, небольшой дистанции между говорящим и слушателем.

Наиболее сложным навыком является вербальное и невербальное реагирование - «понимание». Это, как правило, основной источник трудностей для многих людей. Понимание иногда называют «рецептивной речью», в этой книге также используется термин «поведение слушателя» (LD).

Понимание может включать и вербальные реакции, но их принято классифицировать как интравербальное поведение, которое мы рассмотрим в следующем параграфе.

Многие из затруднений, описанных в параграфе «Отсутствующие, слабые или недостаточно развитые навыки визуального восприятия и сопоставления с образцом» могут встречаться и в данной категории преград для обучения. Задачи на различение стимулов предполагают выбор предмета из набора или естественной среды. Затруднения могут заключаться в неспособности к рассматриванию (сканированию) наборов, предвзятости к стороне и расположению стимулов, угадывании, непреднамеренных подсказках, трудностях в работе с большими наборами или наличием похожих стимулов в наборе.

Другой потенциальной преградой может стать чрезмерный тренинг с использованием одиночных стимулов и одиночных реакций. Иногда продвижение навыка от одиночных стимулов (отдельных существительных или глаголов) к множественным вербальным стимулам и заданиям на различение по функциям и категориям может оказаться очень сложным. У ребенка могут быть сформированы одиночные реакции на одиночные стимулы (например, «Дотронься до книги», «Покажи, как ты прыгаешь»), при этом навыки, предполагающие реакцию на множественные вербальные стимулы (например, «Покажи мне, как прыгает обезьянка») и задания на различение по функциями, характеристиками и категориями («Можешь найти горячую еду? »), могут так никогда и не сформироваться.

Обобщение может быть ограниченным, обусловленное различение - слабым, задание на развитие навыков слушателя - нелюбимым, вызывающим поведение избегания или уклонения. Некоторые из таких проблем оцениваются в других параграфах в качестве отдельных преград.

Критерии выставления баллов

Засчитайте ребенку 0 баллов по шкале «Нарушение развития навыков слушателя» в разделе «Оценка преград», если его навыки слушателя постоянно расширяются, соответствуют возрасту и пропорциональны другим навыкам в «Оценке вех развития» VB-MAPP.

Поставьте 1 балл, если у ребенка наблюдается некоторый уровень навыков слушателя, но балл по шкале «Поведение слушателя» ниже, чем баллы по другим шкалам раздела «Оценка вех развития» VB-MAPP, особенно баллы по шкале «Такт». Это может быть связано с тем фактом, что некоторые дети испытывают трудности с обусловленным различением, при котором происходит переключение между различными видами восприятия (то есть, эти задания включают как аудиторные, так и визуальные стимулы).

Поставьте ребенку 2 балла, если выясняется, что ребенок не способен выполнить какой-либо элемент задания, например, не умеет рассматривать набор или сосредотачиваться на стимуле- образце, или же он реагирует прежде, чем предоставляется образец. Также поставьте 2 балла, если у ребенка выявлена предрасположенность к какой-либо стороне или расположению стимула (или другим подсказкам), склонность к механическим реакциям, угадыванию, или сложности в выбором их большого комплекта.

Поставьте 3 балла, если ребенок овладел некоторыми навыками слушателя, но они не развиваются пропорционально другим навыкам, и при попытках развития навыков слушателя возникает проблематичное поведение (избегание или уклонение). Также засчитайте ребенку 3 балла, если данный репертуар у него ограничен небольшими наборами, основные проблемы вызывают подобные стимулы, также проблемы вызывают сложные вербальные стимулы (например, комбинации прилагательных и существительных), или же не получается обобщить различение стимулов при сопоставлении с образцом в естественной среде.

Засчитайте ребенку 4 балла, если ему не удается овладеть никакими существенными навыками слушателя, несмотря на наличие других навыков и неоднократные попытки обучения этим навыкам. Кроме того, поставьте 4 балла, если ребенок овладел данными навыками, но они являются механическими, имеют упомянутые выше нарушения или никогда не появляются в быту (например, при выполнении инструкций, взаимодействии со сверстниками или при выполнении заданий вида «взять конкретный предмет из конкретного места»).

Если при оценке данной преграды ребенок получил 1 балл, необходимо наблюдать за развитием навыка и поощрять действия, связанные с пониманием речи. Если балл ребенка находится в пределах от 2 до 4, требуется дальнейший анализ специфических преград, оказывающих влияние на развитие репертуара слушателя у ребенка.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...