Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

9. Отсутствующий, слабый или недостаточно сформированный интравербальный репертуар




Интравербальные реакции являются наиболее сложным для обучения видом вербального поведения, в особенности у детей с аутизмом и другими расстройствами развития. Некоторым детям, несмотря на изучение сотен такт-реакций, не удается овладеть даже простыми интравербальными навыками, такими, например, как называние своего имени в ответ на вопрос «Как тебя зовут? ». Среди проблем также стоит упомянуть механические ответы на вопросы, неумение поддерживать разговор или высказывания, неуместные в данной ситуации.

 


 

Существует множество причин, по которым интравербальные реакции являются более сложными в обучении по сравнению с другими речевыми навыками. Возможно, основная трудность заключается в том, что слова и предложения в качестве предшествующих факторов обычно содержат множество элементов и часто изменяются, в отличие от предметов, картинок, чисел и букв, которые практически не изменяются как по отношению к стимулу, так и к реакции. Ложка всегда остается ложкой, а цифра 2 - это всегда цифра 2. В целом, существует постоянная связь стимула и реакции с репертуарами эхо, такт и поведения слушателя.

Функциональные взаимосвязи между стимулами и реакциями для интравербальных навыков постоянно изменяются. Например, дерево всегда остается деревом в рамках эхо, такт-реакций, сопоставления с образцом и поведения слушателя, однако интравербальное обсуждение темы деревьев может состоять из сотен, если не тысяч, различных интравербальных реакций. Более того, разговор на тему деревьев может каждый раз происходить по-разному.

Обучение интравербальному поведению практически не имеет границ. В репертуаре типично развивающегося ребенка 3-4 лет, как правило, тысячи различных интравербальных реакций. Навыки манд и такт постоянно развиваются, однако их ограничивает наличие мотивационных операций или стимулов в окружающей среде.

Рассмотрим, к примеру, множество книг, находящихся в публичной библиотеке, или совокупность вербальных стимулов в сети Интернет. Каждая книга содержит тысячи элементов ин- травербального поведения: факты, описания, метафоры, притчи, исторические события, прогнозы, фантазии и так далее. Чтение книги может вызвать бесконечное множество интравербальных реакций, таких как выражение мнений, дискуссии, переписку с автором и так далее.

В виду сложности интравербального поведения, важно, чтобы взрослые внимательно наблюдали за развитием ранних интравербальных навыков ребенка. Сложности в развитии интравербальных навыков могут наблюдаться у всех детей (например, механические реакции или забывание ответов на вопросы), однако в случае детей с отставанием речевого развития справиться с ними сложнее.

Критерии выставления баллов

Засчитайте 0 баллов по шкале «Нарушение развития интравербальных навыков» в разделе «Оценка преград», если его интравербальный репертуар постоянно расширяется и пропорционален уровню других навыков в «Оценке вех развития»VB-MAPP.

Поставьте 1 балл, если у ребенка есть некоторые интравербальные реакции, но балл по шкале «Интравербальные навыки» ниже, чем баллы по другим шкалам второго уровня «Оценки вех развития» VB-MAPP, особенно баллы по шкале «Такт», «Поведение слушателя» и «Различение по функциям, характеристикам и категориям».

Засчитайте 2 балла, если ребенок часто делает ошибки в интравербальных реакция или сформировалась зависимость от подсказок (вербальных или визуальных). Также поставьте 2 балла, если происходит угадывание, или возникает эхолалия, реакции не происходят спонтанно или определенные слова побуждают механические интравербальные реакции, вне зависимости от контекста. Например, слово «собака» всегда побуждает слово «лает», несмотря на то, что был задан вопрос: «Что собака ест? ».

Поставьте 3 балла, если механические реакции у ребенка происходят часто и становятся все более очевидной проблемой, ответы быстро забываются, обобщение не происходит, реакции зависят от подсказок, или ребенок никогда не проявляет интравербальное поведение спонтанно или в присутствии сверстников, несмотря на сильные навыки манд, такт, поведение слушателя и различение по функциями, характеристиками и категориями. Оцените навык ребенка таким же баллом, если указанные проблемы наблюдаются только в некоторой степени, но общее развитие интравербальных навыков происходит медленнее, чем развитие других речевых навыков.

Засчитайте ребенку 4 балла, если ему не удается овладеть никаким существенным или функциональным интравербальным поведением, несмотря на сильные навыки манд, такт и различение по функциям, характеристикам и категориям. Наблюдаются проблемы, описанные в критериях для оценки в 3 балла, при этом при работе над другими навыками таких сложностей не возникает (например, угадывание не происходит в рамках работы над такт-реакциями и навыками слушателя, но возникает при работе над интравербальными навыками).

 


 

Если преграда оценена в 1 балл, следует вести наблюдение за развитием навыка и поощрять деятельность, связанную с тренировкой интравербальных реакций. Если баллы ребенка находятся в пределах от 2 до 4, требуется дальнейший анализ специфических преград, оказывающих воздействие на интравербальный репертуар ребенка.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...