10. Отсутствующие, слабые или недостаточно сформированные социальные навыки
Как правило, дети очень настойчивы в своем желании внимания и взаимодействия со взрослыми и дети, которым был установлен диагноз «расстройство развития», не являются исключением (например, дети с синдромом Дауна). Для детей с аутизмом социальное взаимодействие и общение являются значимыми, однако, как и многие люди (в том числе типично развивающиеся дети), они могут испытывать трудности в обучении приемлемому социальному поведению, а также страдать от недостатка социальных навыков. Затруднения в формировании социальных навыков могут возникать по разным причинам. Социальное поведение - одно из самых сложных, комплексных; «социальные правила» не конкретны и могут меняться. То, что приемлемо и ожидаемо в одной среде или внутри одной группы, не всегда принимается и ожидается в другой среде или в другой группе. В связи со сложностью и комплексностью навыка, любая из оставшихся 23 преград может повлиять на развитие социального поведения (например, проблематичное поведение, нарушенные манд-реакции, аутостимуляции, гиперактивное поведение, сенсорные защиты). Очень важно, чтобы такие преграды были выявлены, и работа над их преодолением началась как можно скорее. Некоторые преграды встречаются чаще или представляют большее препятствие для социального развития, чем другие, и они будут использоваться в качестве основных компонентов при проведении оценки преград в области социальных навыков. Возможно, наиболее существенной причиной социальных проблем является недостаточная мотивация для социального взаимодействия или демотивирующее, аверсивное поведение других детей (например, другие дети забирают игрушки), затрудняющее формирование навыка социального взаимодействия ребенка. Нельзя не учитывать важность вербального компонента социального поведения. Если ребенок не умеет обращаться с просьбой, отвечать на вопросы, внимательно слушать, социальное взаимодействие будет ограниченным. Когда ребенок ведет себя агрессивно, портит и ломает игрушки (особенно чужие), наносит вред себе, социальное взаимодействие с другими детьми крайне затруднено. Преграды общего характера, такие, как зависимость от подсказок, зависимость от поощрений, неспособность к обобщению и недостаток мотивации являются очевидными препятствиями для развития социального взаимодействия.
Иногда можно наблюдать, что проблемы не проявляются в присутствии взрослых, а лишь в общении со сверстниками. Среди причин такой ситуации следует отметить предыдущий успешный опыт социального взаимодействия взрослыми и отсутствие такого опыта (или даже неуспех) в отношениях со сверстниками, отсутствие конкуренции при общении со взрослыми, более высокий уровень подсказок. Таким образом, основным акцентом в данной оценке должно стать соответствующее возрасту социальное взаимодействие со сверстниками. Следует принять во внимание, что типичные дети часто проявляют больше интереса к общению со взрослым, чем к общению со своими сверстниками, вплоть до достижения ими возраста 2 1/2 -3 лет. Критерии выставления баллов Засчитайте 0 баллов по шкале «Нарушение развития социальных навыков» в разделе «Оценка преград», если социальные планомерно развиваются и пропорциональны уровню других навыков в «Оценке вех развития» VB-MAPP. Поставьте 1 балл, если у ребенка сформирован репертуар социального поведения, но баллы в этой области ниже, чем баллы по другим шкалам «Оценки вех развития» VB-MAPP. Например, если у ребенка сформирован навык имитации, манд и такт, но он затрудняется обобщить эти навыки в общении со сверстниками, это является сигналом к тому, чтобы обратить на развитие навыков социального взаимодействия особенное внимание.
Поставьте 2 балла, если ребенок редко вступает в социальное взаимодействие со сверстниками (однако, он может быть инициатором взаимодействия со взрослыми), или если он демонстрирует социально нежелательное поведение, например, отбирает игрушки у других, толкается
и проявляет другие формы агрессии. Также засчитайте 2 балла, если ребенок редко спонтанно имитирует действия сверстников, играет с ними или обращается с просьбой. Поставьте 3 балла, если ребенок остается один на протяжении игровых периодов, не выполняет действия по очереди с другими, не делится предметами с остальными детьми, не реагирует на просьбы сверстников или не вступает в разговор со сверстниками, при том, что общение со взрослыми происходит. Поставьте ребенку 4 балла, если он владеет речевыми навыками, но активно избегает других детей или активно сопротивляется вовлечению с ситуацию социального взаимодействия, проявляя проблематичное или несоответствующее требованиям ситуации поведение. Также ребенок может практически никогда не реагировать на просьбы сверстников принять участие в каком-либо занятии. Если преграда оценена в 1 балл, следует наблюдать за развитием навыка социального взаимодействия, включить обучение социальным навыкам в качестве элемента программы вмешательства. Если баллы находятся в границах от 2 до 4, требуется дальнейший анализ специфических преград, оказывающих влияние на развитие навыка социального взаимодействия ребенка.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|