11. Зависимость от подсказок. 12. Угадывание
11. Зависимость от подсказок Подсказка является своего рода намеком, она помогает человеку давать правильные ответы или вести себя соответствующим образом, если по какой-то причине самостоятельно этого сделать не удается. Подсказки напоминают о том, что необходимо сделать, и это может быть для нас как приятным, так и неприятным, но, тем не менее, помогает успешно справляться с большим объемом ежедневных дел. Например, квитанция дорожной службы, присланная по почте, напоминает нам о неприятной обязанности оплатить штраф за превышение скорости, медицинская сестра из поликлиники напоминает о том, что необходимо пройти очередную флюорографию, записка на холодильнике не дает забыть о родительском собрании в 18. 00, ежедневники напоминают о необходимых звонках и совещаниях. Используя подсказки человек выполняет свои обязанности гораздо лучше. Если записка упадет с холодильника, а квитанция потеряется, последствия могут быть очень неприятными. У некоторых людей формируется зависимость от подсказок, если подсказки нет иди она недоступна, это вызывает сильное беспокойство. Подсказки помогают при обучении всех детей, но должны использоваться обдуманно, так как существует опасность формирования зависимости от подсказки. То есть, если подсказка не предоставляется, реакция не происходит. Например, при просьбе выбрать картинку с изображением чашки из набора картинок ребенок может выбрать правильную картинку, только если взрослый посмотрит на нее или кивнет головой в нужном направлении, вместо того, чтобы выбирать картинку в соответствии с инструкцией. Часто взрослые подсказывают неосознанно и если такие подсказки не выявляются на ранних этапах обучения и не удаляются, ребенок может стать зависимым от подсказок, и это будет затруднять обучение. Как правило, если зависимость от подсказок сформировалась, она не ограничивается конкретным заданием, а распространяется на множество других областей навыков (учебных, социальных, бытовых). Многие дети, которым не удается имитировать, или о которых говорят, что у них отсутствует спонтанная речь, на самом деле зависят от тех или иных подсказок.
Зависимость от подсказок может принимать различные формы и зачастую требует присутствия подготовленного наблюдателя для точного анализа истинного источника контроля реакций ребенка. При обучении речи основной целью является формирование самостоятельных реакций ребенка, находящихся под контролем релевантных предшествующих факторов, и свободных от любого вида подсказок, которые, по сути, являются нежелательным источником контроля. Многим детям сложно отказаться от подсказок, они ищут подсказку в каждом движении или взгляде взрослого и пытаются угадать правильный ответ. Основной причиной зависимости от подсказок является то, что подсказки не были соответствующим образом удалены из процесса обучения и целевой стимул не приобрел должного контроля, необходимого для успешного обучения.
Критерии выставления баллов ' Поставьте 0 баллов по шкале «Зависимость от подсказок» в разделе «Оценка преград», если ребенок постоянно приобретает новые навыки и нет никаких данных о том, что сформировалась зависимость от подсказок. Засчитайте 1 балл, если ребенок обычно нуждается в нескольких подсказках и постепенном удалении подсказок, чтобы освоить новые навыки, но процесс переноса контроля стимулов, как правило, проходит успешно.
Поставьте ребенку 2 балла, если часто бывает сложно удалить подсказки, особенно при обучении более сложным навыкам (например, интравербальным или социальным). Поставьте 3 балла, если вербальные навыки ребенка ограничены и зависят от подсказок, убрать подсказки не получается, хотя они могут быть едва заметны. Засчитайте 4 балла, если подсказки очень трудно удалить, а большинство навыков зависят от эхо-, имитативных или вербальных подсказок, а также если в отсутствии подсказок возникает проблематичное поведение. Если балл за данную преграду 1, то, возможно, нет причин для беспокойства, однако за своевременным удалением подсказок необходимо внимательно следить. Если оценка составляет от 2 до 4 баллов, требуется дальнейший анализ специфических подсказок и причин формирования зависимости от них. 12. Угадывание Распространенным препятствием при обучении вербальным навыкам является тенденция «угадывать» правильный ответ. Ребенок повторяет последовательность действий, которая ранее приводила к получению поощрения (произносит несколько слов, делает несколько жестов, выбирает несколько картинок) до тех пор, пока не получит поощрение вновь. Например, когда ребенку показывают книгу и спрашивают: «Что это? », ребенок начинает перечислять: «Машина, шляпа, книга». Такое поведение может быть определено как «угадывание». Обычно выбор слов, которые перебирает ребенок, не является случайным, это слова, которые прорабатывались в течение текущей сессии или в предыдущих сессиях, или слова из того же класса вербальных действий (например, дети, угадывающие правильную манд-реакцию, могут перебирать несколько известных им слов из манд-репертуара). Некоторые дети, использующие язык жестов в качестве формы реакции, могут даже показывать один жест одной рукой и другой жест другой рукой. Другие совмещают 2 жеста одновременно, например, показывая слово «пузыри» пальцами во время того, как показывают слово «крекер» руками. Угадывание может возникать в процессе работы над всеми речевыми навыками на любом уровне. Например, интравербальное угадывание происходит, когда ребенку задают вопрос: «Что есть на кухне? », и ребенок отвечает: «Ванна, кровать, печка». Угадывание в заданиях с различением картинок происходит, когда ребенок прикасается к нескольким картинкам и продолжает дотрагиваться до картинок, пока взрослый не скажет: «Правильно! ».
Основной причиной угадывания является то, что реакция никогда не была полностью «подведена» под контроль корректного определенного стимула (SD). Другими словами, контроль стимулов не был установлен до того, как началось обучение новому слову (то есть, реакция осталась зависимой от подсказки). И затем ни о чем не подозревающий взрослый, который не замечает неправильных реакций или рассматривает эти реакции как «самокоррекцию», постепенно и ненамеренно усиливает поведение угадывания. Критерии выставления баллов Засчитайте ребенку 0 баллов по шкале «Угадывание» в разделе «Оценка преград», если он не пытается угадывать ответы. Поставьте ребенку 1 балл, если периодически он пробует угадывать ответы при добавлении новых слов, но после нескольких блоков обучения угадывание прекращается, и ребенок запоминает и обобщает эти слова.
Засчитайте 2 балла, если угадывание является частой проблемой и обычно происходит, когда начинается обучение новым словам. Может потребоваться несколько обучающих блоков по различению новых и старых слов, но в итоге ребенок усваивает новое слово и в дальнейшем редко называет его наугад. Поставьте 3 балла, если ребенок угадывает ранее «изученные» слова. Это означает, что ребенок никогда и не «знал» этих слов (происходили какие-либо незначительные подсказки). Угадывание может проявляться только при работе над сложными навыками (манд, такт, поведение слушателя и интравербальные навыки), и никогда не происходить при работе над более легкими (эхо или имитация). Засчитайте ребенку 4 балла, если угадывание происходит постоянно, практически для любой реакции. Если подсказки не предоставляются быстро, ребенок продолжает попытки угадать правильный ответ. Мы можем обнаружить, что в репертуаре ребенка лишь несколько самостоятельных реакций. Если за оценку данной преграды ребенок получил 1 балл, следует наблюдать за дальнейшим состоянием угадывания, но, возможно, причин для беспокойства по этому поводу нет. Если баллы находятся в промежутке от 2 до 4, требуется дальнейший анализ специфических причин угадывания.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|