Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

13. Недостаточно сформированный навык сканирования




13. Недостаточно сформированный навык сканирования

Ребенку необходимо уметь внимательно рассматривать (сканировать) набор визуальных стимулов, особенно при выполнении заданий на:

(1) сопоставление с образцом;

(2) различение стимулов (поведение слушателя (LD));

(3) различение по функциям, характеристиками категориям (LRFFC).

Если ребенок не рассматривает набор стимулов перед выполнением инструкции, у него нет возможности правильно выбрать предмет из возможных вариантов. Например, когда ребенка просят найти картинку с изображением мяча в наборе других картинок, ребенок сначала должен рассмотреть набор и найти нужный предмет. Многие дети затрудняются должным образом рассмотреть (сканировать) набор, и могут выбирать стимулы, расположенные с одной стороны или в определенном месте (например, посередине) или ориентируются на подсказки (направление взгляда, выражение лица, положение рук и так далее), непреднамеренно предоставляемые взрослыми.

Чтобы определить, есть ли затруднения с навыком сканирования, обратите внимание на направление взгляда ребенка. Хорошо, если ребенок фокусирует взгляд на стимулах из набора. Если же ребенок смотрит на лицо или руки взрослого, возможно, это признак недостаточно сформированного навыка сканирования. Если не уделить внимание коррекции этих затруднений на ранних этапах обучения, впоследствии их сложно будет скорректировать.

Критерии выставления баллов

Засчитайте 0 баллов по шкале «Нарушение навыка сканирования» в разделе «Оценка преград», если ребенок, как правило, рассматривает (сканирует) визуальный набор при выполнении заданий, требующих такого действия.

Поставьте 1 балл, если ребенок рассматривает наборы, содержащие от 6 до 8 объектов, без подсказок к концентрации внимания, но испытывает трудности с более обширными наборами (более 10 объектов), или наборами, содержащими похожие стимулы.

Засчитайте 2 балла, если ребенок часто нуждается в подсказке к тому, чтобы сконцентрировать внимание на наборе, и, как правило, не может правильно выбрать предмет из набора, содержащего более 5 объектов, а также найти изображение на сюжетной картинке или в книге.

Поставьте оценку в 3 балла, если навык сканирования ограничивается набором из 2 или 3 предметов, и ребенок выбирает правильный предмет случайно или ориентируясь на подсказку. Как результат, его баллы по тесту VB-MAPP в области навыков визуального восприятия и сопоставления с образцом, поведения слушателя и различения по функциям, характеристикам и категориям будут достаточно низкими.

 


 

Поставьте 4 балла, если ребенок не просматривает наборы, реагирует до того, как нашел нужный стимул, или если при необходимости работы с набором наступает нежелательное поведение (избегание и уклонение).

Если оценка данной преграды составляет 1 балл, следует вести наблюдение за развитием навыка сканирования, и, вероятно, что причин для беспокойства по этому поводу нет. Если ребенок получил от 2 до 4 баллов, требуется дальнейший анализ затруднений навыка сканирования.

14. Недостаточно сформированный навык обусловленного различения

Несмотря на распространенное мнение о поведенческом подходе как о методе обучения навыкам с использованием «отдельных блоков» (явно предоставляемых предшествующих факторов (четких инструкций), конкретно определенных реакций и запрограммированных последствий) на самом деле, не всем видам реакций можно обучить используя схему «предшествующий фактор-реакция-последствие».

Скорее наоборот, большая часть реакций находится под множественным контролем факторов в окружающей среде, содержит взаимозависимые обусловленности, незапланированные последствия, целый ряд разнообразных филогенетических и онтогенетических переменных, приватных событий и, зачастую, включает некоторые респондантные обусловленности (Michael, 2003; Skinner, 1953). В целях точного анализа поведения важно учитывать все эти переменные.

Одной из таких переменных, влияющих практически на все аспекты вербального и невербального поведения, являются взаимозависимые обусловленности, которые составляют используемое в поведенческом анализе понятие «обусловленное различение[****]» (например, Catania, 1998; Michael, 2003; Sidman & Tailby, 1982; Spradlin, Cotter, & Baxley, 1973).

Обусловленное различение включает как минимум 2 взаимозависимых трехфакторных обусловленности (то есть, две цепочки «предшествующий фактор-поведение-последствие»), причем эффективность одной из последовательностей зависит от эффективности другой. Иными словами, один стимул изменяет значимость другого стимула. Например, в задании на сопоставление с образцом предоставление стимула-образца (например, картинки с изображением мяча) изменяет то, что функционирует в качестве определенного стимула SD (изображение мяча) в наборе для сравнения (изображения мяча и лодки). В другом примере лодка демонстрируется в качестве образца, и изображение лодки в наборе становится SD для выбора и уже выбор лодки является той реакцией, которая будет усилена.

Таким образом, ребенок должен концентрироваться на двух стимулах (мяч-образец и мяч из набора для сравнения), функциональное значение одного из которых зависит от другого. Это непростая задача для детей с аутизмом и другими нарушениями развития, особенно для тех, кто испытывает трудности с концентрацией внимания и затрудняется рассмотреть даже один стимул.

Обусловленное различение предполагает не только множественные невербальные связи (например, сопоставление с образцом), но также и взаимодействие между вербальными и невербальными стимулами (как в заданиях на поведение слушателя и различение по функциям, характеристикам и категориям), мотивационными операциями и определенными стимулами (как в некоторых реакциях манд), а также вербальными стимулами (как в интравербальных реакциях).

К примеру, в задании на различение стимулов (поведение слушателя) в большом комплекте вербальный стимул - слово «мяч» - делает невербальный стимул (мяч) определенным стимулом SD для выбора. В задании на различение по функциям, характеристикам и категориям вербальный стимул - фраза «ты отбиваешь... » - делает мяч определенным стимулом SD для выбора. В контексте манд-реакций, мотивационная операция (желание играть в мяч) может оказывать воздействие на ценность другого специфического невербального стимула - бабушки, которая знает где лежит мяч - для поведения просить мяч.

В контексте интравербальных реакций, одна часть вербального предшествующего фактора может изменить вторую, например, различное значение слов «первый» и «нынешний», употребляемых в сочетании со словом «президент». В случае двух вербальных определенных стимулов SD: «Кто первый президент США? » и «Кто нынешний президент США? » правильный ответ зависит от обусловленного различения. Многие дети сталкиваются с большими трудностями при

 

обучении навыку обусловленного различения, особенно если предшествующие стимулы являются вербальными, множественными или сложными.

Сложности формирования навыка обусловленного различения могут быть вызваны множеством переменных, и функциональный анализ тех из них, которые являются релевантными в случае конкретного ребенка, может дать понимание существующих проблем и поможет подобрать более эффективные стратегии вмешательства. Довольно часто таким проблемам не придается особого значения во время выполнения простых заданий, и они не определяются как преграда до тех пор, пока ребенку не предъявляются более сложные задания, такие, как различение по функциям, характеристикам и категориями, например, «Покажи большое животное». Зачастую к этому времени у ребенка уже закрепились механические реакции, и он привык реагировать на инструкции, содержащий единственный значимый стимул. В таких случаях требуется возвращение к базовому тренингу по обусловленному различению.

Критерии выставления баллов

Засчитайте 0 баллов по шкале «Нарушение навыка обусловленного различения» в разделе «Оценка преград», баллы по этой шкале пропорциональны баллам по другим шкалам «Оценки вех развития» VB-MAPP.

Поставьте ребенку 1 балл, если он испытывает сложности в заданиях, связанных с обусловленным различением. Выполнение этих заданий требует от ребенка больших усилий или концентрации внимания, в особенности, когда наборы увеличиваются, включают похожие стимулы или находятся в естественной окружающей среде.

Поставьте 2 балла, если ребенок правильно реагирует на представленные в отдельности стимулы, но затрудняется с ответом, когда те же стимулы представлены в совокупности. Например, ребенок затрудняется выбрать фигурку слона из набора по инструкции: «Покажи животное с большими ушами», хотя умеет правильно различать категорию «животные» и указывать на части тела.

Засчитайте З балла, если ребенок не справляется с большинством заданий, предполагающих обусловленное различение, за исключением сопоставления с образцом. Часто возникает нежелательное поведение (избегание и уклонение) в ходе выполнения этих заданий, а также в прошлом предпринимались неудачные попытки обучить ребенка этому навыку.

Засчитайте 4 балла, если обусловленное различение никогда не происходит, несмотря на то, что ребенок владеет несколькими простыми навыками различения (первичные навыки манд, эхо, такт или моторной имитации).

Если оценка данной преграды составляет 1 балл, следует вести наблюдение за развитием навыка обусловленного различения, и, вероятно, что причин для беспокойства по этому поводу нет. Если ребенок получил от 2 до 4 баллов, требуется дальнейший анализ затруднений навыка обусловленного различения.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...