15. Затруднения в обобщении
Применение навыков только в учебной среде и однообразные формы реакций являются признаками затруднений в обобщении, которые часто встречаются у детей с расстройствами речевого развития, особенно у детей с аутизмом. Обобщение должно происходить во всех 16 областях навыков, определенных в «Оценке вех развития» VB-MAPP, поэтому необходимо тщательно проверить, происходит ли обобщение навыков в каждой из областей. Во многих случаях оказывается, что обобщение происходит только для некоторых навыков (например, для имитации), и не происходит для остальных (например, для такт-реакций). Или же определенные виды обобщения могут быть более сложными по сравнению с другими (к примеру, ребенок может испытывать чрезвычайные трудности с обобщением по отношению к новым людям). Очень важно выявить проблемы обобщения на ранних этапах обучения, когда их легче корректировать. Существует два основных вида обобщения: обобщение стимулов и обобщение реакций (Cooper, et al., 2007; Stokes & Baer, 1979). При обобщении стимулов ребенок обучается одной реакции в присутствии одного определенного стимула SD, а затем эта реакция начинает происходить в других условиях. Например, ребенок научится произносить слово «мяч», когда его мама
показывает ему мяч (такт), а затем без дальнейшего интенсивного обучения будет произносить слово «мяч» и в других подходящих ситуациях. ' Обобщение стимулов на раннем этапе обучения должно происходить в разных ситуациях: поведение происходит в разное время (например, такт-реакция «мяч» позже в течение дня при виде мяча), в различных условиях (такт-реакция «мяч» в спальне ребенка и в игровой комнате), с различными людьми (такт-реакция «мяч» в присутствии папы) и с различными материалами (к примеру, такт-реакция в отношении картинки с изображением мяча). Если обобщение в какой-то из перечисленных ситуаций не происходит, необходима программа интенсивного вмешательства.
Второй вид обобщения - это обобщение реакций. Ребенок обучается одной форме реакции под контролем одного стимула SD, а затем форма реакции может спонтанно видоизмениться. Например, ребенок научился говорить «кот» когда видит домашнего любимца, а затем самостоятельно назвал кота «Мурзиком» и «кисой». Если обобщения реакций не происходит, ребенок часто отвечает механически, дает одни и те же ответы на вопросы, несмотря на то, что существует множество уместных вариантов ответа. Затруднения в этих двух видах обобщения являются значительной преградой для обучения, так как обобщение дает больше возможностей для практики навыков естественным и функциональным образом, а также может ускорить процесс обучения. Критерии выставления баллов Засчитайте 0 баллов по шкале «Затруднения в обобщении» в разделе «Оценка преград», если у ребенка, как правило, наблюдается как обобщение стимулов, так и обобщение реакций, на уровне, соизмеримом с развитием других навыков. Если развитие навыков ребенка соответствует первому уровню в «Оценке вех развития» (от 0 до 18 месяцев), то можно предположить, что уровень обобщения будет соизмерим с уровнем обобщения типично развивающегося ребенка в возрасте 18 месяцев. Возможно, обобщение происходит для реакций имитации, манд, такт, поведения слушателя и сопоставления с образцом, но не стоит ожидать обобщения интравербальных реакций. Засчитайте 1 балл, если ребенок несколько затрудняется в каком-либо виде обобщения стимулов (например, обобщение для новых материалов протекает относительно медленно) или каких-либо навыков (к примеру, обобщение эхо-навыков отстает).
Поставьте 2 балла, если ребенок нуждается в формальном тренинге обобщения для большинства навыков. Например, во время обучения новой такт-реакции «собака», ему необходим тренинг с использованием множества образцов (фотографий собак пяти разных пород) прежде, чем он сможет наименовать новое изображение собаки без предварительного обучения. После того, как тренинг проведен, ребенок обычно усваивает навык и обобщает его. Поставьте 3 балла, если тренинг обобщения является очень трудоемким и в большей части не слишком успешным, потому что у ребенка часто исчезают навыки, которые, как казалось, уже были обобщены. Засчитайте 4 балла, если обобщение не происходит, несмотря на многочисленные попытки обучения обобщению стимулов и реакций. Вероятнее всего, что такой ребенок обладает ограниченным количеством навыков из-за высокого уровня этой преграды. Если за оценку данной преграды ребенок получил 1 балл, следует наблюдать за развитием навыка обобщения и предоставлять частые возможности для обобщения новых навыков. Если ребенок получил от 2 до 4 баллов, требуется дальнейший анализ причин того, почему обобщение не происходит.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|