16. Слабые или нетипичные мотивационные операции (МО)
Мотивация делает человека уникальным. Каждый человек рождается с одинаковым набором безусловных мотивационных операций, сформировавшихся в ходе филогенеза[††††] (голод, жажда,
сон, тепло, избавление от боли и так далее). В ходе онтогенеза[‡‡‡‡] мотивационная сфера человека расширяется, включает в себя более широкий и разнообразный набор условных мотивационных операций, являющихся уникальными для каждого человека (Майкл, 2007). Для маленьких детей первые условные мотивационные операции - желание внимания, присутствия родителей и другие стимулы, изначально связанные с безусловными мотивационными операциями. Довольно быстро мотивационная сфера ребенка развивается, в ее состав входят дополнительные визуальные и аудиальные стимулы (например, яркие цветные предметы, занимательные звуки, текстуры, игрушки, игры и занятия). Предпочтения ребенка обычно меняются по мере взросления, однако у некоторых детей с расстройствами развития может сложиться ограниченный круг мотивационных операций. Ребенок может интересоваться только одним видом стимулов или неподходящими для игры предметами, мотивация к получению которых может стать достаточно сильной. В категории безусловных мотивационных операций голод и физический контакт для некоторых детей не обязательно бывают сильными мотивационными факторами или же влияние этих факторов искажено (Bijou & Ghezzi, 1999). Также может складываться впечатление, что некоторые дети менее чувствительны к болевым стимулам. В категории условных мотивационных операций игрушки, предметы для манипуляций, игрушки с причинно-следственной связью, игры и сотни других предметов и действий, которые типично развивающийся ребенок время от времени хочет попробовать, могут не представлять никакой ценности для некоторых детей с особыми потребностями. С одной стороны, в случае некоторых из этих детей, в особенности аутичных, необычные формы мотивационных операций могут стать чрезвычайно сильными, например, повторяющиеся движения (аутостимуляция), модели, цвета, формы, звуки, специфические предметы или определенные виды поведения.
Мотивация является важным инструментом обучения, так как влияет на значимость усиливающих последствий (например, значимость пищевых поощрений непосредственно связана с чувством голода). Если у ребенка ограничен круг интересов, мотивационные операции (как условные, так и безусловные) слабы, процесс обучения затрудняется и возникает необходимость в дополнительных усилиях по формированию и поддержанию учебной мотивации (Hall & Sundberg, 1987; Sundberg, 1993а, 2004). Критерии выставления баллов Засчитайте 0 баллов по шкале «Слабая мотивация» в разделе «Оценка преград», если у ребенка отмечен широкий круг интересов, соответствующих возрасту, учебная мотивация стабильна, поощрения разнообразны. Поставьте 1 балл, если окружающие замечают, что интересы ребенка немного отличаются от интересов его сверстников (например, ребенок не кажется заинтересованным в том, с чем играют другие дети, или чем они занимаются). Поставьте 2 балла, если у ребенка наблюдается мотивация для необычных моделей поведения, например, повторяющиеся игры со специфическим предметом или странное положение тела, рук, ног или пальцев. Так же засчитайте 2 балла, если интерес ребенка к предметам и занятиям, соответствующим его возрасту, а также к социальному поощрению со стороны других людей кажутся слабыми. Поставьте 3 балла, если у ребенка наблюдается отклоняющийся от нормы интерес к первичным поощрениям, таким как сон, пища или устранение неприятных стимулов. Также засчитайте 3 балла, если интерес быстро ослабевает после короткого контакта с «желаемым» объектом (например, часто кажется, что ребенок действительно хочет поиграть с предметом, но он роняет его или отходит в сторону через несколько секунд). Такому ребенку также может быть свойственна высокая степень стереотипии и низкая заинтересованность в социальном поощрении.
Поставьте 4 балла, если ребенок обладает очень ограниченным кругом интересов, возможно, состоящим всего из 2 или 3 предметов или видов деятельности. Это могут быть необычные интересы (к примеру, нитки, вращение, бег по кругу, складывание предметов в рот и т. п. )'; которые являются очень мощными. Если препятствовать этим занятиям ребенка, с большой долей вероятности может возникнуть негативное поведение. Если оценка данной преграды составила 1 балл, нужно приложить дополнительные усилия к повышению значимости разнообразных (социальных, сенсорных, пищевых) поощрений. Если баллы за данную преграду лежат в диапазоне от 2 до 4, требуется дальнейший анализ причин ограниченности мотивационной сферы ребенка.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|