Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

17. Требования, ослабляющие мотивацию




17. Требования, ослабляющие мотивацию

Поиск и обновление поощрений - одна из важных задач, решаемых в ходе обучения ребенка с расстройством развития. Не всегда просто выявить эффективные поощрения, кроме того, многие педагоги и родители сталкиваются с тем, что как только вводятся условия, которые необходимо выполнить для получения поощрения, ребенок быстро теряет к нему интерес. То есть, ребенок охотно возьмет предмет, если он находится в свободном доступе, и легко откажется от этого же предмета, если взрослые потребуют выполнить задание для того, чтобы получить его. Этот поведенческий эффект распространен, хорошо известен и описан в экспериментальной литературе.

Ценность поощрения и его усиливающий эффект напрямую связаны с величиной усилия, которое необходимо приложить для выполнения реакции. Например, выдувание мыльных пузырей может быть веселым и приятным занятием, однако если для того, чтобы педагог выдувал пузыри, требуется «сидеть на стуле красиво», ценность пузырей как поощрения быстро снижается. С точки зрения ребенка, удовольствие того не стоит.

Этот эффект носит общий характер, и вы можете наблюдать его действие постоянно. Кто-то может спросить, являются ли для вас 20 долларов значимым поощрением. Это, конечно же, зависит от того, что требуется сделать для их получения. Если никаких особых усилий прилагать не нужно, то 20 долларов усилят любое поведение, вслед за которым их выдают. В том случае, если усилия минимальны или соизмеримы с суммой в 20 долларов (например, помочь незнакомому человеку вытолкать машину из сугроба), они, скорее всего, тоже усилят поведение. Те же самые 20 долларов могут утратить усиливающие функции, если требования к реакции слишком высоки. Например, если вы проведете весь день за починкой карбюратора, а затем получите за работу 20 долларов, скорее всего в будущем вы не захотите чинить карбюраторы. Используя поведенческий язык, Майкл (2007) назвал эту взаимосвязь между величиной усилий, необходимых для выполнения реакции и значимостью поощрений (их усиливающим эффектом) подавляющими мотивационными операциями.

Другим примером подавляющих мотивационных операций является насыщение. После плотного обеда угощение не будет очень привлекательным для ребенка, соответственно, эффективность его как усиливающего последствия снизится. Высокие требования к реакции скорее всего вызовут отказ от сотрудничества, нежелательное поведение, реакции избегания или уклонения, в том случае, если взрослые попытаются использовать лакомство как поощрение. Это общий принцип, он относится не только к пище, но и другим видам стимулов (можно пресытиться катанием на качелях, пением караоке, игрой в железную дорогу и так далее).

У некоторых детей требования, ослабляющие мотивацию, являются серьезной преградой для обучения в силу их специфической истории усиления: когда ребенок не проявляет заинтересованности к получению поощрений, требования отменяются или ребенку предлагается большее количество поощрений, чем ранее.

Критерии выставления баллов

Засчитайте 0 баллов по шкале «Требования, ослабляющие мотивацию» в разделе «Оценка преград», если ребенок обычно не утрачивает заинтересованности в получении поощрений, когда к нему предъявляются рациональные требования. Если требования слишком велики по отношению к значимости поощрения, ребенок может потерять интерес к нему.

Поставьте 1 балл, если ребенок недостаточно заинтересован в получении поощрения при увеличении требований или если есть признаки того, что требования повысятся (например, новая коробка с материалами на столе).

Засчитайте 2 балла, если ребенок обладает сильной мотивацией к широкому кругу различ-


 

ных предметов и видов деятельности, однако быстро теряет интерес к ним и отходит в сторону, если требования превышают некоторый небольшой объем или выходят за рамки предсказуемого порядка вещей.

Засчитайте 3 балла, если ребенок быстро теряет интерес после того, как от него требуется лишь небольшое количество реакций.

Поставьте 4 балла, если ребенок теряет интерес к самым любимым игрушкам и лакомствам при предъявлении малейшего требования.

Если за оценку данной преграды ребенок получил 1 балл, следует вести наблюдение за развитием мотивационной сферы ребенка и поведением сотрудничества, но вероятно, нет причин для беспокойства по этому поводу. Если балл составил от 2 до 4, требуется дальнейший анализ взаимосвязи между требованием к реакции и значимостью поощрений для ребенка.

18. Зависимость от поощрений

Незамедлительное и постоянное усиление правильных реакций является одним из наиболее мощных инструментов для установления контроля стимулов. Однако еще один поведенческий принцип — переменный режим усиления, предполагает, что в целях поддержания данного контроля необходимо перейти к попеременному предоставлению поощрений за правильные реакции (Ferster & Skinner, 1957). К примеру, в ходе первоначального обучения ребенка реакции такт при наименовании машины наиболее эффективным режимом усиления будет постоянное усиление (CRF). То есть, после каждой успешной реакции (даже приближенной) предоставляется поощрение. Как только ребенок научился называть машину правильно, режим усиления должен постепенно измениться на переменный, при котором усиливается не каждая такт-реакция «машина», а в среднем третья или четвертая. Это называется режимом усиления с переменным соотношением и помогает обучить ребенка тому, что не каждая реакция приводит к получению поощрения. Преимуществом данной процедуры является то, что она способствует формированию стабильного уровня реакций, ребенок учится обобщать навыки в естественной среде, в которой усиление не является постоянной величиной. Дополнительной проблемой может стать чрезмерная зависимость ребенка от получения пищевых или других осязаемых поощрений и неспособность перейти к другим формам усиления, например, к получению похвалы или других видов социального одобрения.

Переход к переменному, социально опосредованному усилению и постепенный отказ от съедобных и осязаемых поощрений является важным компонентом программы поведенческого вмешательства. Неумение спланировать данный процесс может привести к формированию зависимости от поощрений и к быстрой утрате навыков, если не предоставляются сладости и игрушки за правильное выполнение заданий. Подобная несостоятельность противоречит конечной цели обобщения навыков и обучения ребенка в менее ограничивающей среде, в которой практически отсутствуют условия постоянного предоставления поощрений.

Критерии выставления баллов

Засчитайте 0 баллов по шкале «Зависимость от поощрений» в разделе «Оценка преград», если ребенок не испытывает проблем с переходом к переменному режиму усиления или к социальному и вербальному поощрению.

Поставьте 1 балл, если ребенок предпочитает получать съедобные и осязаемые поощрения, однако похвала и внимание так же являются значимыми для него. Ребенок может требовать съедобных поощрений на занятиях, но соглашается заниматься без них и приобретает новые навыки.

Засчитайте 2 балла, если ребенок неохотно занимается без предпочитаемых поощрений, и обучение происходит намного медленнее без них, тем не менее, он работает в режиме переменного усиления (например, с использованием жетонов), и у него наблюдается постоянное расширение репертуара навыков.

Поставьте 3 балла, если с ребенком трудно работать без частого предоставления съедобных или осязаемых поощрений (например, каждые 3 или 4 реакции). Такой ребенок может проявлять проблематичное поведение или пытаться избегать требований и учебных заданий.

\

 


 

Засчитайте ребенку 4 балла, если для развития каждого отдельного навыка требуется значительное количество съедобных и осязаемых поощрений, и для поддержания этого навыка требуется предоставление поощрений с такой же частотой.

Если оценка данной преграды составила 1 балл, нужно приложить дополнительные усилия к повышению значимости социальных поощрений (с помощью процедур парного обусловления) и предоставлять поощрения в переменном режиме. Если баллы за данную преграду лежат в диапазоне от 2 до 4, требуется дальнейший анализ причин формирования зависимости от поощрений у ребенка.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...