Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

19. Аутостимуляция. 20. Нарушения артикуляции




19. Аутостимуляция

Многим детям с расстройствами развития, особенно детям с расстройствами аутистического спектра, свойственны некоторые формы аутостимуляционного или стереотипного поведения (аутостимуляции). Форма поведения может быть разнообразной: хлопки, раскачивания, специфические звуки (жужжание), пощелкивание по предметам, собирание пыли/пуха, выстраивание предметов в ряды, разрывание бумаги, длительное рассматривание фигурок, углов, моделей, букв или чисел и т. п. Такое поведение зачастую сложно уменьшить или устранить, так как усиление содержится в самом поведении, то есть, поведение само по себе для человека является увлекательным или веселым. Используя поведенческую терминологию, этот эффект можно назвать автоматическим усилением.

Многие виды поведения обычных детей и взрослых обладают усиливающими свойствами, и их поддержание не требует внешних или дополнительных поощрений. К примеру, лепет младенца усиливается звуками, которые он издает. Взрослые могут бормотать или напевать определенную песню и обнаружить, что не могут прекратить это поведение, несмотря на приложенные к тому усилия. Некоторые взрослые с синдромом Аспергера говорят о том, что аутостимуляции помогают снизить тревогу. Подобный эффект может наблюдаться у профессиональных ораторов или актеров, которые ходят взад и вперед, ожидая выхода на сцену.

Усиление, полученное от аутостимуляции, не обусловлено никаким специфическим поведением или требованием. По сути, это свободное усиление. Нет ничего удивительного в том, что поведение аутостимуляции становится устойчивым, особенно у тех детей, которые обладают слабым вербальным и социальным репертуаром. Как правило, аутостимуляции достаточно безвредны, но иногда их усиливающая ценность настолько велика, что все другие (обычные для большинства детей) поощрения обладают очень низкой ценностью. В таком случае поведение аутостимуляции поведение мешает другой деятельности, затрудняет установление контроля стимулов и руководящего контроля, нарушая процесс обучения.

Критерии выставления баллов

Засчитайте 0 баллов по шкале «Аутостимуляция» в разделе «Оценка преград», если у ребенка не отмечено аутостимулирующих или повторяющихся поведений, выходящих за рамки обычного.

Засчитайте 1 балл, если ребенок проявляет некоторое аутостимулятивное поведение, но оно не слишком заметно (например, прикасается кончиками пальцев), и, по всей видимости, это поведение не мешает обучению или другой деятельности.

Поставьте 2 балла, если уровень поведения аутостимуляции относительно высок, ребенку свойственны несколько видов стимуляций (например, размахивает предметами перед глазами или подолгу засматривается на последовательности). Также усиление, получаемое от аутостимуляции, может снижать ценность других поощрений, однако, несмотря на существующие сложности, ребенок может обучиться новым навыками в некоторой степени сможет контролировать свое поведение (к примеру, он прекратит хлопать, если ему об этом скажут).

Засчитайте 3 балла, если уровень поведения аутостимуляции высок, мешает обучению и социальному взаимодействию и после вербального порицания ребенок не прекращает поведение или прекращает на короткий промежуток времени.

Поставьте 4 балла, если ребенок практически непрерывно занимается какой-либо из форм аутостимуляции, и другие поощрения не представляют для него интереса. Процесс обучения нарушен этим поведением, ребенок медленно овладевает навыками.

 


 

Если преграда оценена в 1 балл, за поведением аутостимуляции следует вести наблюдение, но, возможно, нет причин для беспокойства по этому поводу. Если оценка находится в диапазоне от 2 до 4, требуется дальнейший анализ специфической функции аутостимуляции.

20. Нарушения артикуляции

Многие дети со сложностями в развитии имеют проблемы с артикуляцией, однако иногда затруднения столь велики, что возникает необходимость в использовании системы альтернативной коммуникации, например, языка жестов или карточек PECS (Frost & Bondy, 2002). Часто система альтернативной коммуникации может оказать существенную поддержку при обучении речевым навыкам, уменьшении нежелательного поведения и содействии улучшениям в артикуляции. Следует обратить внимание, что речь и произнесение слов являются разными понятиями (они близки к разнице между формой и функцией, описанной в главе 1). Ребенок может прекрасно произносить слова, артикуляция его может быть четкой, но, вместе с тем, ребенок может затрудняться использовать слова соответствующим образом, по назначению (речь), и наоборот. Любой ребенок со значительными проблемами артикуляции должен быть направлен к специалисту по патологии речи и языка.

Критерии выставления баллов

Засчитайте 0 баллов по шкале «Нарушения артикуляции» в разделе «Оценка преград», если большинство взрослых могут понять речь ребенка. Даже если ребенок владеет лишь небольшим словарным запасом, но его слова доступны для понимания, оцените преграду нулевым баллом.

Поставьте 1 балл, если ребенок затрудняется в произнесении определенных слов, однако, как правило, произносимые им слова понятны окружающим, а артикуляция продолжает улучшаться.

Засчитайте 2 балла, если речь ребенка не понятна незнакомым людям, несмотря на то, что основные вехи развития ребенка относятся ко второму уровню.

Поставьте 3 балла, если ребенок владеет очень ограниченными вокальными навыками, и у него наблюдаются разнообразные артикуляционные ошибки.

Засчитайте 4 балла, если ребенок не разговаривает или его речь совершенно не разборчива, несмотря на высокие баллы в других областях «Оценки вех развития».

Если преграда оценена в 1 балл, следует наблюдать за развитием артикуляции, но вероятно, что нет причин для беспокойства по этому поводу. Если его балл находится в пределах от 2 до 4, необходима консультация специалиста по патологии речи и языка для разработки всесторонней программы вмешательства, а поведенческий аналитик должен провести дальнейший анализ данной проблемы.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...