Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

21. Обсессивно-компульсивное поведение




21. Обсессивно-компульсивное поведение

Некоторым детям с расстройствами развития, особенно с расстройствами аутистического спектра, свойственны устойчивые навязчивости в отношении некоторых характеристик или предметов окружающей среды, таких как одежда, текстуры, распорядок дня, модели и т. п. Такие навязчивости могут превратиться в более серьезную проблему, если они мешают обучению и сотрудничеству, установлению руководящего контроля, так как ослабляют мотивацию к получению поощрений.

Зачастую навязчивости не слишком отличаются от стимуляций, но они могут принимать необычные формы и быть очень разрушительными. Например, некоторые дети настаивают на том, чтобы каждый день ездить домой из школы по одному и тому же маршруту. Другие могут носить только определенную одежду (например, красные спортивные брюки), и попытки надеть на них другую одежду вызывают истерики и даже агрессивное или аутоагрессивное поведение. Механизмы формирования таких компульсий являются достаточно сложными, но, тем не менее, это обученные виды поведения, которые обычно связаны с опытом усиления. Они также могут иметь отношение к неприятным/аверсивным свойствам определенных видов сенсорных стимулов (см. шкала 24 «Сенсорные защиты»), например, ткань может быть колючей.

Критерии выставления баллов

Засчитайте 0 баллов по шкале «Обсессивно-компульсивное поведение» в разделе «Оценка преград», если у ребенка не отмечено никакого обсессивно-компульсивного поведения, которое бы являлось помехой для обучения.


 

Поставьте 1 балл, если у ребенка наблюдаются некоторые незначительные навязчивости, но они легко преодолеваются и не мешают обучению. Такие навязчивости могут трактоваться как «упрямство», и повторяться время от времени (например, ребенок настаивает на том, чтобы свет в его комнате был выключен).

Засчитайте 2 балла, если у него есть несколько различных навязчивостей, и возможно возникновение негативного поведения, если ситуация не позволяет заниматься этим поведением. Однако обычно ребенок подчиняется, когда ему не позволяют проявлять обсессивное поведение, и участвует в выполнении учебных заданий без дальнейшего нарушения дисциплины. Например, если ребенку не позволяют обойти вокруг стула прежде, чем сесть на него, у него случается непродолжительная истерика, но в итоге он сядет, не обойдя стул, и будет работать над заданиями.

Засчитайте 3 балла, если ребенок проявляет несколько различных навязчивостей или небольшое количество из них очень устойчиво, и если их прерывают, немедленно наступает негативное поведение, препятствующее обучению. Как правило, ребенок с большой неохотой участвует в учебной деятельности, не выполнив ритуалов.

Поставьте 4 балла, если навязчивости у ребенка постоянные и мощные, и они являются основным времяпрепровождением в течение дня. Если навязчивости не допускаются, негативное поведение может носить серьезный характер и регулярно прерывать процесс обучения. Навязчивости являются постоянной темой обсуждения и работы для всех людей, имеющих отношение к ребенку, и занимают значительную часть времени.

Если оценка данной преграды составила 1 балл, следует вести внимательное наблюдение за его поведением и даже, возможно, обеспечить дальнейший анализ и начать вмешательство на данном этапе, так как навязчивости имеют тенденцию к росту. Если балл находится в пределах от 2 до 4, требуется дальнейший анализ обсессивно-компульсивных видов поведения.

22. Гиперактивное поведение

Некоторым детям с нарушениями развития также может быть установлен диагноз «Синдром дефицита внимания и гиперактивности» (СДВГ). Такие дети, как правило, моторно активны: бегают, лазают по предметам, они нетерпеливы, испытывают трудности со спокойной игрой и зачастую создают впечатление излишней энергичности. Гиперактивным детям сложно концентрироваться на учебной деятельности, участвовать в повседневных рутинных занятиях, быть самостоятельными, или принимать участие в любых действиях, предполагающих доведение их до логического завершения.

Такие модели поведения обычно оказывают влияние на процесс обучения, на речь и социальное развитие, особенно в случае детей с диагнозом аутизм. Причины гиперактивного поведения, так же, как и причины аутизма, принято относить к различным переменным, составляющим комплекс генетических, перинатальных и экологических факторов. Зачастую бывает трудно определить, какие именно из возможных переменных привели к формированию гиперактивного поведения. Наиболее распространенным лечением является сочетание медикаментозного и поведенческого вмешательства, хотя в литературе есть существенные разногласия в отношении того, что же обладает наибольшей эффективностью в этом случае.

Критерии выставления баллов

Засчитайте 0 баллов по шкале «Гиперактивное поведение» в разделе «Оценка преград», если ребенок ведет себя относительно спокойно, не выглядит более активным, чем его типично развивающиеся сверстники и концентрируется на большинстве заданий и видов деятельности без затруднений.

Поставьте 1 балл, если иногда ребенок проявляет гиперактивное поведение, или ему не удается сконцентрироваться на текущих занятиях или событиях, однако это поведение не нарушает процесс обучения или порядок повседневных событий. Ребенок легко успокаивается или концентрируется на выполняемом задании после незначительных подсказок.

Засчитайте 2 балла, если ребенок часто передвигается по окружающему пространству (и очевидно, что он более активен, чем его сверстники), кажется беспокойным и испытывает трудности с сосредоточением на заданиях, особенно на сложных (хотя он может с легкостью концентрироваться

 


 

на желаемой деятельности, например, на просмотре телевизора или видеоиграх). Также засчитайте 2 балла, если гиперактивное поведение и невнимательность мешают обучению.

Поставьте 3 балла, если часто возникают трудности с контролем гиперактивного поведения ребенка. Ребенок не может ждать в очереди, спокойно сидеть или оставаться сосредоточенным на задании дольше, чем несколько минут, а также он нуждается в частых подсказках к тому, чтобы концентрироваться, сидеть на месте и доводить до конца какие-либо занятия.

Засчитайте 4 балла, если ребенок все время чрезмерно подвижен, и его гиперактивное поведение является главной повседневной проблемой. Он может быть нетерпеливым, импульсивным, забираться или запрыгивать на мебель, чрезмерно громко разговаривать, и в целом его поведение сложно регулировать и удерживать его вовлеченным в учебную или социальную деятельность.

Если величина данной преграды составила 1 балл, следует вести наблюдение за динамикой поведения ребенка, но вероятно, что нет причин для беспокойства по этому поводу.

Если баллы находятся в пределах от 2 до 4, требуется дальнейший анализ гиперактивного поведения ребенка и его способности к концентрации внимания

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...