23. Неумение устанавливать зрительный контакт или концентрировать внимание на людях
23. Неумение устанавливать зрительный контакт или концентрировать внимание на людях Типично развивающиеся младенцы и маленькие дети учатся общаться с другими людьми задолго до того, как они произносят первые слова. В основном их первая коммуникация представляет собой установление зрительного контакта для получения внимания окружающих (манд), затем следует жестикуляция, или периферическая активность, и протягивание рук (что также обычно является манд-реакцией). Зрительный контакт предшествует началу большинства случаев социального обмена в том смысле, что говорящий и слушатель определяют друг друга. Короткий или пристальный взгляд позволяет говорящему убедиться в том, что он привлек внимание слушателя. Однако некоторые дети с расстройствами развития, особенно аутичные, не устанавливают зрительный контакт с другими людьми. Они также могут не смотреть на других людей привычным способом, как типично развивающиеся дети смотрят друг на друга или на взрослых. Существует множество причин, по которым установление зрительного контакта чрезвычайно важно, большинство из них связано с тем фактом, что значительное количество информации можно получить, глядя в глаза или на лицо человека. Эта информация обладает ценностью только в том случае, когда ребенок может предпринимать действия и ответные действия каким-либо осмысленным образом. Тенденция ребенка к установлению зрительного контакта может зависеть от контекста. Ребенок будет часто смотреть в глаза взрослому во время обращения с просьбой, если данная реакция усиливалась в прошлом. При помощи зрительного контакта ребенок может добиться внимания взрослых (манд) или использовать взгляд для направления внимания на желаемый объект (еще один манд). Тем не менее, тот же самый ребенок может открыто избегать зрительного контакта в социальных и учебных ситуациях или при требованиях, даже несмотря на то, что он устанавливает зрительный контакт в случае обращения с просьбой.
Если ребенку в целом не удается овладеть манд-реакциями, это снижает ценность зрительного контакта, и таким образом, естественные последствия, формирующие установление зрительного контакта, могут быть неэффективными. Когда ребенок обращается с просьбой не устанавливая зрительного контакта, используется продемонстрированная Карбоном (Carbone, 2008) процедура гашения. Гашение может побудить самые разнообразные реакции, в том числе установление зрительного контакта. Увеличить частоту зрительного контакта во время обращения с просьбой может использование процедуры дифференциального усиления зрительного контакта в сочетании с усилением первоначальных манд-реакций. Критерии выставления баллов Поставьте 0 баллов по шкале «Неумение устанавливать зрительный контакт» в разделе «Оценка преград», если ребенок устанавливает соответствующий своему возрасту зрительный контакт с другими людьми и надлежащим образом обращает на них внимание.
Засчитайте 1 балл, если взрослые начинают замечать, что ребенок устанавливает зрительный контакт иначе, чем его сверстники. ' Поставьте 2 балла, если ребенок нечасто устанавливает зрительный контакт или не обращает внимания на лица и окружающих людей таким же образом, как его сверстники Засчитайте 3 балла, если ребенок не устанавливает зрительного контакта во время обращения с просьбой, и в большинстве ситуаций от него сложно добиться установления зрительного контакта.
Поставьте 4 балла, если ребенок практически никогда не устанавливает зрительный контакт и избегает взгляда на лица и других людей. Если оценка составила 1 балл, следует вести наблюдение за динамикой навыка, и, возможно, будет благоразумно начать некоторое вмешательство. Если оценка составляет от 2 до 4 баллов, требуется дальнейший анализ причин, по которым зрительный контакт не происходит. 24. Сенсорные защиты Некоторые дети с расстройствами развития, особенно с расстройствами аутистического спектра, могут быть гиперчувствительными к различным типам сенсорного воздействия. Наиболее распространена повышенная чувствительность к звукам. Ребенок может часто закрывать уши руками даже в результате малейшего усиления аудиторного стимула. Другие дети очень восприимчивы к тактильным стимулам, например, к текстурам ткани одежды или к жидкости и другим субстанциям на руках. Как при аудиторной, так и при тактильной чувствительности взаимодействие со стимулом соответствующей модальности может быть аверсивным (неприятным), таким образом, побуждается любое поведение, которое прекращает данное ощущение (например, закрывание ушей, снятие колючей одежды, почесывание рук), и оно усиливается автоматически. Также возможна высокая чувствительность к визуальным стимулам, запахам, вкусам, но эти виды поведения могут находится под контролем других переменных. К примеру, непереносимость визуального стимула может быть вызвана требованием (например, ребенок закрывает глаза руками, когда его просят выполнить задание). Непереносимость вкусов может быть вызвана пищевыми расстройствами. Аудиторная и тактильная чувствительность также могут зависеть от других событий в окружающей среде. Именно по этой причине необходим анализ каждого конкретного случая с целью определения того, какие именно факторы контролируют поведение ребенка. Критерии выставления баллов Поставьте 0 баллов по шкале «Сенсорные защиты» в разделе «Оценка преград», если проблемы, связанные с сенсорными стимулами, не отмечены. Засчитайте 1 балл, если взрослые начинают замечать, что чувствительность ребенка к некоторым сенсорным стимулам отличается от восприятия других детей. Например, ребенок может гримасничать при возникновении определенных звуков или жаловаться на громкость телевизора.
Поставьте ребенку 2 балла, если определенная сенсорная стимуляция предсказуемо влияет на ребенка (например, кофты с длинным рукавом или клей на руках), однако сенсорные защиты умеренные и фактически не мешают учебной деятельности. Засчитайте 3 балла, если ребенок часто реагирует на специфические сенсорные стимулы поведением уклонения, например, закрывает руками уши или глаза. Он также может возбудиться, особенно если неприятный стимул не устраняется. Работать с ребенком в таком состоянии может быть довольно трудно. Поставьте 4 балла, если ребенок постоянно реагирует на специфические сенсорные стимулы более серьезным негативным поведением, например, истериками и агрессией. Если оценка данной преграды составила 1 балл, следует наблюдать за динамикой, однако на данном этапе анализ уже может представлять собой некоторую ценность, так как существует возможность роста чувствительности (особенно, если она усиливается). Если оценка составляет от 2 до 4 баллов, требуется дальнейший анализ поведения ребенка, связанного с сенсорной чувствительностью.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|