Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Резюме по баллам в первой категории навыков раздела «Оценка переходов»




Резюме по баллам в первой категории навыков раздела «Оценка переходов»

Шесть областей навыков, вошедших в первую категорию, представляют собой, возможно, наиболее значимые аспекты, которые необходимо учитывать при переходе ребенка в менее ограничивающую среду. Информация об уровне навыков, отнесенных к первой категории, должна использоваться в сочетании с другими данными раздела «Оценка переходов», а также исследованиями, проведенными квалифицированными специалистами (к примеру, отчетами по оценке языка и речи или отчетами психолога). Данная оценка не содержит фиксированных баллов или критериев для перехода в связи с тем, что в этом процессе задействовано множество переменных. Решение о переходе ребенка всегда принимается его командой по ИПО и основывается на их знании ребенка и наличии ресурсов.

 


 

Вторая категория навыков. Модели обучения

7. Обобщение навыков для различного времени, условий окружающей

среды, поведения, материалов и людей

Обобщение значительно ускоряет процесс обучения. На начальной стадии большинство детей с задержкой речевого развития нуждается в прямом обучении каждому навыку, зачастую с точным использованием подсказок, методик их постепенного удаления и дифференциальным усилением улучшенных реакций. Со временем часто остается необходимость всего лишь в нескольких блоках для обучения новому поведению, и новые виды поведения начинают возникать после небольшого тренинга или даже без него. В частности, это происходит посредством процесса обобщения. Скиннер (1953) отметил: «Усиливая одно действие, мы часто вызываем значительное увеличение силы другого. Тренинг в одной области поведения может улучшить продуктивность и в другой» (с. 94). Стокс и Байер (Stokes and Baer, 1977) еще более конкретизировали некоторые аспекты обобщения и предложили структуру его клинического применения.

В целом, существует два типа обобщения: обобщение стимулов и обобщений реакций. При обобщении стимулов ребенок может обучиться реакции под контролем одного специфического стимула (например, такт-реакция «ботинок» при виде своих собственных ботинок), а затем без дальнейшего обучения он называет новый для себя стимул, который относится к тому же классу стимулов (называет ботинки своего брата без тренинга). Существует несколько обстоятельств, в которых возникает обобщение стимулов. Стокс и Байер (Stokes and Baer, 1977) описывают, каким образом обученная реакция может происходить в различное время, в различных условиях окружающей среды, с различными людьми и различными материалами, без дальнейшего обучения.

Вторым типом обобщения является обобщение реакций. Здесь ребенок может обучиться одной реакции под контролем одного стимула (например, называть семейного питомца «собакой»), а затем без дальнейшего тренинга обучиться другим соответствующим реакциям под контролем того же стимула (то есть, он может называть собаку, живущую в их семье, именем «Шарик»),

Эти два типа обобщения должны возникать на всех уровнях программы вмешательства и в разрезе всех областей навыков (к примеру, ребенок должен уметь пользоваться любым туалетом, если он обучен этому навыку).

Критерии для выставления баллов и предложения по форме обучения

Засчитайте по шкале «Обобщение» от 1 до 5 баллов на основании критериев, указанных в протоколе раздела «Оценка переходов». К примеру, если обобщение происходит только с участием других людей, и не происходит для других материалов, поставьте 1 балл. Засчитайте 5 баллов, если ребенок часто и с легкостью демонстрирует как обобщение стимулов, так и реакций. Способность легко обобщать является одним из существенных этапов в обучении и позволяет произвести переход в менее ограничивающую среду, так как потребность в многократных обучающих блоках, подсказках, их постепенном удалении и точном усилении каждого навыка возникает намного реже. Таким образом, у ребенка больше шансов на успешное обучение в среде с более низким коэффициентом соотношения количества учителей к количеству учащихся, где у учителя просто нет времени на реализацию точных обучающих процедур, необходимых на ранней стадии обучения.

8. Множество объектов и событий, имеющих функцию усилителя

Наиболее мощным обучающим инструментом, использующимся для развития речевых, академических и социальных навыков у детей с аутизмом и другими нарушениями развития, является усиление - предоставление поощрений за желаемые реакции. Прикладной анализ поведения как наука имеет за плечами 75-летнюю историю исследований и практики применения принципа усиления. Одним из аспектов данного принципа является разнообразие объектов и событий, функционирующих в качестве усилителей для поведения конкретного человека. Проблемой многих детей с отставанием речевого развития, а особенно аутичных детей, является ограниченный круг, интересов, событий и стимулов, несущих в себе данную функцию.

 


 

Как правило, первые виды объектов и событий, которые выступают в качестве усилителей для поведения всех детей, формируются в ходе филогенеза (безусловные мотивационные операции). На ранних этапах применения поведенческих принципов на практике пища, напитки и физический контакт успешно использовались для формирования навыков у людей, до этого момента считавшихся неспособными к обучению (Fuller, 1949 и др. ). Другие виды поощрений, эффективно использующиеся на практике - игрушки, предметы для манипуляции, игрушки с причинно-следственной связью, визуальные стимулы и т. п. Такие типы усилителей также имеют долгий опыт успешного применения как в работе с людьми со сложностями в развитии (например, Meyerson, Michael, Mowrer, Osgood, & Staats, 1963; Wolf, Risley, & Mees, 1964), так и с типично развивающимися детьми (Bijou & Sturges, 1959; Staats, Staats, Schutz, & Wolf, 1962).

Критерии для выставления баллов и предложения по форме обучения

Засчитайте 1 балл по шкале «Разнообразие поощрений» в разделе «Оценка переходов», если объекты и деятельность, функционирующие в качестве усилителей, должны предоставляться часто, и в основном это безусловные (первичные) поощрения. Баллы от 2 до 4 отражают переход в направлении более широкой совокупности усиливающих стимулов, к социальным, соответствующим возрасту, опосредованым сверстниками поощрениям, которые меняются чаще, а предоставляются реже. Усиливающие последствия также бывают автоматическими, в том смысле, что никто не должен формально их предоставлять. Многие виды усилителей, с которыми люди знакомы по опыту, содержатся в поведении самом по себе, то есть, поведение является развлечением (например, ребенку нравятся картинки, которые он только что нарисовал, или он наслаждается поиском следующей цифры в задании на соединение по точкам). Поставьте 5 баллов, если ребенок воспринимает похвалу как поощрение, также используется вербальная информация и соответствующие возрасту игры, игрушки, деятельность. Поощрения разнообразны и часто меняются (к примеру, манд «Что это? Я хочу попробовать» при виде нового объекта).

Способность воспринимать как поощрение широкий набор социальных и соответствующих возрасту последствий, некоторые из которых являются автоматическими или предоставляются периодически, играет важную роль для перевода ребенка в менее ограничивающую среду. У ребенка, репертуар поощрений которого шире, больше возможностей обучиться новому поведению без пресыщения каким-либо видом усилителя или группой усилителей. Кроме того, в большинстве общеобразовательных и коррекционных классов не принято использовать съедобные, «материальные» поощрения или предметы для аутостимуляций. Наоборот, учителя опираются на социальную похвалу и оценки. Если ребенок зависит от съедобных или «материальных» поощрений или привык к постоянному режиму усиления (к примеру, требует большого количества внимания), будет гораздо труднее интегрировать такого ребенка в менее ограничивающую среду, особенно если другие дети в этом классе не получают подобных поощрений.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...