Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Резюме по баллам во второй категории навыков раздела «Оценка переходов»




Резюме по баллам во второй категории навыков раздела «Оценка переходов»

Шесть областей навыков во второй категории предоставляют важную информацию в'отно- шении того, как ребенок обучается новым навыкам. На основании этих данных можно подобрать учебные ресурсы, необходимые для обучения ребенка и усвоения им нового материала. Ребенок, получивший высокие баллы, обучается легче и имеет больше шансов на успешное обучение по более сложной программе, реализуемой в свободном формате обучения, который не обязательно включает множественные обучающие блоки, подсказки, постепенное удаление подсказок и усиление в плотном режиме.

Третья категория навыков.

Навыки самопомощи, спонтанности и самоуправления

13. Способность адаптироваться к изменениям

Многие люди с расстройствами развития, а особенно с аутизмом, испытывают трудности, когда сталкиваются с изменениями в повседневной рутине или запланированной деятельности. Однако, для большинства семей и школьных классов повседневная жизнь полна незапланированных событий. Например, в обычном классе во время игровой активности может начаться учебная пожарная тревога, может быть объявлено незапланированное собрание, или перемена может начаться не в ту же самую минуту, когда прозвенит звонок. Дома семья может решить, что это отличный день, чтобы отправиться на пикник, или может неожиданно заглянуть родственник, или возникает необходимость отменить запланированное занятие.

Неспособность ребенка быть гибким может привести к тому, что члены семьи, учителя в классе, воспитатели и даже одноклассники будут «ходить на цыпочках» возле ребенка, особенно если существует угроза серьезных и ставящих в неудобное положение истерик или других негативных поведений, связанных с изменениями в обычном распорядке вещей. Такой способ решения этой проблемы обычно ведет к ухудшению ситуации, потому что нежелательное поведение часто усиливается, если за ранними признаками дискомфорта со стороны ребенка немедленно следует возвращение обычного порядка вещей.

Несмотря на то, что отчасти сопротивление ребенка к изменениям изначально может возникать из-за страха и тревожности (и взрослый должен относиться к этому с пониманием), если ребенка часто успокаивают, утешают, поведение может ухудшиться. Вследствие этого, более приемлемое поведение и эмоциональная адаптация к изменениям не сформируется.

Также у ребенка могут проявиться вербальные персеверации[*****] как реакция на изменение в рутине. Даже после прекращения воздействия исходного стимула, ребенок будет с трудом возвращаться к выполнению заданий. Способность принимать изменения является еще одним фактором, который необходимо учитывать при переходе в менее ограничивающую среду. Вероятность неожиданных изменений значительно возрастает по мере того, как формат обучения отходит от высокоструктурированного с высоким коэффициентом соотношения количества учителей к количеству учеников. Ребенок должен быть способным быстро адаптироваться к постоянно изменяющейся ситуации в учебном классе.

Критерии для выставления баллов и предложения по форме обучения

Засчитайте 1 балл по шкале «Способность адаптироваться к изменениям» раздела «Оценка переходов», если ребенок способен адаптироваться к некоторым изменениям после вербальной подготовки и тщательного предварительного планирования, но, как правило, демонстрирует негативное поведение при возникновении непредсказуемых изменений и большое количество усилий направляется на то, чтобы сводить такие непредсказуемые изменения к минимуму.

Баллы от 2 до 4 свидетельствуют о прогрессе в способности адаптироваться к изменениям, который выражается в уменьшении негативного поведения и объема подготовительных мероприятий, необходимых для внесения каких-либо изменений. Дополнительные показатели способности к адаптации могут включать количество различных, спокойно перенесенных изменений и

 


 

незапланированных нарушений порядка, безотлагательность изменений и сущность параллельных событий, которые имели место в момент изменения (например, занятие игровой деятельностью в противовес выполнению заданий).

Поставьте 5 баллов, если ребенок с легкостью адаптируется к изменениям и нарушениям в обычном распорядке дня и в ходе деятельности, редко происходит проблематичное поведение, связанное с изменениями. Оценка в 4 или 5 баллов говорит о том, что потенциально ребенок способен адаптироваться к незапланированным событиям, которые могут происходить в менее ограничивающей среде.

14. Спонтанное поведение

Спонтанность является относительным термином, который в действительности становится достаточно сложным, если он применяется в контексте обучения речи. То есть, существуют различные степени спонтанности, и они по-разному применяются к разным поведенческим репертуарам и ситуациям. В соответствии с толковым словарем иностранных слов[†††††], спонтанный — не вызываемый внешними причинами, произвольный[‡‡‡‡‡]. Слово «спонтанный» является прилагательным, которое модифицирует слово «поведение», оно описывает свойство поведения, и, на первый взгляд, предполагает, что не существует никаких предшествующих факторов, которые вызывают это поведение. Если это действительно так, то представляется большой проблемой обучить ребенка спонтанному поведению. Какие переменные факторы побуждают спонтанное поведение? Когда спонтанность является приемлемой, а когда неприемлемой? Как педагог может понять, когда именно у человека с отставанием речевого развития был создан этот важный репертуар? Как такое поведение измеряется?

В данной работе не рассматриваются ответы на все вопросы по этой теме. Однако важным словом в наших рассуждениях является определение «видимый». Предположим, что существуют предшествующие факторы, которые побуждают спонтанное поведение; однако, зачастую они бывают достаточно незаметными или приватными (то есть, «самообразующимися»). Но иерархия предшествующих факторов, определяющих степень спонтанности, может стать полезной в определении специфического репертуара спонтанного поведения у ребенка при сравнении этого репертуара с его типично развивающимися сверстниками. Спонтанность можно определить как понятие, обратное так называемой «зависимости от подсказок», и для ее формирования необходимо выявить все возможные виды подсказок, которые побуждают определенное поведение.

Распространенной проблемой, с которой сталкиваются многие дети с отставанием речевого развития, и особенно дети с расстройствами аутистического спектра, является то, что приобретенная ими речь и социальные навыки зависят от подсказок. То есть, целевое поведение не возникает без некоторого дополнительного предшествующего переменного фактора (подсказки). К примеру, ребенка обучили говорить «открой», когда он хочет карандаши из коробки. Но ребенок делает это только после подсказки взрослого — фразы «Что ты хочешь? ». Неспособность к спонтанности (то есть, к свободе от подсказок) может наблюдаться во всех 16 областях навыков, измеряемых в разделе «Оценка вех развития». Спонтанной реакцией такт, например, будет считаться такая реакция, при которой нет вербальных подсказок со стороны взрослых к наименованию предметов. Скорее наоборот, исключительно физический мир (невербальный SD) должен побуждать реакцию такт. Например, ребенок произносит: «Человек-паук», видя постер на стене магазина с видеофильмами и взрослый не должен задавать вопрос: «Что это? ». Подобное комментирование естественно происходящих событий в окружающей среде является частью ведения разговора.

Инициатива в социальном взаимодействии может не происходить в связи с тем, что социальное поведение привязано к внешним вербальным подсказкам, без которых целевые реакции не происходят (для более подробной информации о зависимости от подсказок см. раздел «Оценка преград» в главе 6). Любой навык может стать зависимым от подсказок и не происходить спонтанно, потому что навык никогда не освобождается от внешнего (и часто едва заметного) контроля подсказок. Люди, которые много времени проводят с ребенком, зачастую из лучших побуждений обрекают на провал его переход в менее ограничивающую среду, предоставляя чрезмерное количество подсказок.

Критерии для выставления баллов и предложения по форме обучения

Засчитайте 1 балл по шкале «Спонтанное поведение» в разделе «Оценка переходов, если некоторые виды поведения ребенка происходят без подсказок, но в большинстве эпизодов его речевого и социального взаимодействия требуются подсказки. Оценка от 2 до 4 баллов свидетельствует о прогрессе — поведение становится более спонтанным и более разнообразным, подсказок становится меньше. Поставьте 5 баллов, если ребенок демонстрирует устойчивое и частое спонтанное поведение во всех 16 областях навыков в «Оценке вех развития» VB-MAPP. Оценка в 4 или 5 баллов предполагает, что у ребенка не наблюдается затруднений в спонтанных реакциях, и он способен обучаться в менее ограничивающей среде.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...