Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

15. Самостоятельная игра и досуг




15. Самостоятельная игра и досуг

Большинство детей не испытывают сложностей в самостоятельном развлечении самих себя, в конце концов, игра по определению является весельем. Это поведение, которое усиливается автоматически и обычно возникает без подсказок и усиления со стороны взрослых. Конечно же, детям становится «скучно», когда доступные им варианты выбора игры и занятий для досуга ограничены или обладают меньшей ценностью, чем внимание взрослых. Возможно, это покажется удивительным, однако самостоятельная игра и навык проведения досуга являются компонентами большинства условий обучения. В контексте работы в школьном классе часто возникают неструктурированные промежутки времени, например, перемены, уборка взрослыми после полдника или обеда, время чтения про себя или перерывы в занятиях (посетители, собрания и т. д. ). Даже некоторые компоненты структурированной обучающей сессии с соотношением количества учителей к количеству учеников, равным 1: 2, могут предполагать работу в течение нескольких минут с одним ребенком, а затем несколько минут с другим ребенком. Наиболее сложной частью таких мероприятий является нахождение для ребенка занятия «на время бездействия», пока он не получает непосредственного внимания со стороны взрослого. Для некоторых детей управление собой в ходе небольшого перерыва не является проблемой, однако в случае детей с особыми потребностями, особенно детей с расстройством аутистического спектра, управление собой в рамках игровой деятельности и досуга может стать трудной задачей. Особенно проблематичным это бывает для детей, которым свойственно аутостимуляционное поведение высокой частоты, препятствующее более приемлемым и соответствующим возрасту играм и навыкам проведения досуга, которые ожидаются от ребенка в менее ограничивающей среде.

Критерии для выставления баллов и предложения по форме обучения

В качестве показателя способности ребенка к управлению своей игрой и свободным временем могут использоваться баллы по шкале «Самостоятельная игра» в разделе «Оценка вех развития» VB-MAPP. Засчитайте 1 балл в «Оценке переходов», если общий балл ребенка по шкале «Самостоятельная игра» не меньше 3. Баллы от 2 до 4 в форме «Оценка переходов» показывают прогресс ребенка — игра становится независимой и не требует руководства взрослого.

Прогресс измеряется расширением репертуара деятельности, включая игру на детских площадках, конструирование и предметно-манипулятивную игру, рисование, декоративно-прикладное искусство, спорт, сюжетные и ролевые игры, помощь взрослым в повседневных занятиях и другую соответствующую возрасту деятельность (в соответствии с разделами «Оценка вех развития» и «Анализ заданий»).

Поставьте 5 баллов в разделе «Оценка переходов», если балл ребенка по шкале самостоятельной игры в «Оценке вех развития» VB-MAPP составляет как минимум 14.

Если ребенок получил 1 или 2 балла по шкале «Самостоятельная игра и досуг» в разделе «Оценка переходов», скорее всего он нуждается в подсказках для развлечения самого себя или участвует лишь в некоторых формах игровой деятельности и досуга. В этом случае может потребоваться проведение дальнейшего анализа и вмешательства. Более ограничивающая среда, предполагающая высокий коэффициент соотношения количества учителей к количеству учеников, принесет больше пользы. Высокие баллы, равные 4 или 5, предполагают, что ребенок способен заниматься разнообразной деятельностью самостоятельно, и может использовать этот навык в менее ограничивающей обучающей среде.

 


 

16. Общие навыки самопомощи

Последние три области переходов (16-18) включают способность ребенка самостоятельно заботиться о себе. Существует несколько аспектов обучения навыкам самопомощи, которые могут быть оценены самостоятельно, независимо от самих навыков. Первым аспектом является мотивация. Есть ли у ребенка мотивация к заботе о себе (например, он хочет надеть свои ботинки самостоятельно)? Второй аспект - самостоятельная инициатива: заботится ли ребенок о себе без подсказок (например, есть ли у него мотивация к тому, чтобы надеть свои ботинки, и начинает ли он это делать самостоятельно)? Третьим аспектом являются попытки произведения реакций, приближенных к навыкам самопомощи: пытается ли ребенок заботиться о себе (к примеру, старается самостоятельно надеть свои ботинки)? Четвертый аспект ставит вопрос о том, являются ли навыки самопомощи обобщенными: проявляются ли навыки самопомощи в различной среде, с различными материалами и различными людьми (например, будет ли ребенок обувать ботинки сам дома, если он обучился этому в школе)? И последний аспект: демонстрирует ли ребенок проблематичное поведение, когда взрослый проявляет заботу о нем (ребенок бьет взрослого, который пытается почистить ему зубы).

Сочетание данных 5 аспектов с определенными шагами в процессе обучения навыкам самопомощи дает возможность оценить уровень развития навыков ребенка и необходимость вмешательства. Основной задачей является не «изучение» ребенком навыков самопомощи «по списку», а их использование функциональным образом. Соизмеряйте ожидания в отношении уровня навыков самопомощи ребенка с возрастной нормой (например, типично развивающийся ребенок в возрасте четырех лет не всегда может самостоятельно вымыть руки перед едой).

В отношении специфических навыков, в дополнение к навыку использования туалета и приема пищи (рассмотренных в пунктах 17 и 18), дети должны уметь хотя бы приблизительно мыть руки, одеваться, чистить зубы, высмаркиваться и удалять небольшие аверсивные (неприятные) стимулы (например, снимать куртку потому что в ней слишком жарко). Данные области являются важными для перехода в менее ограничивающую среду, так как если ребенок не способен позаботиться о себе, этим должен заниматься взрослый, что требует высокого коэффициента соотношения количества учителей к количеству учеников и занимает учебное время. Если ребенок быстро обучается, и интенсивная программа не требуется, навыки самопомощи не являются проблемой. Навыки должны первоначально формироваться в домашних условиях до смены формы обучения.

Критерии для выставления баллов и предложения по форме обучения

Засчитайте 1 балл по шкале «Общие навыки самопомощи» в разделе «Оценка переходов», если ребенок не владеет независимыми навыками самопомощи, однако обычно не проявляет проблематичного поведения, когда взрослые ухаживают за ним. Например, когда взрослый умывает ребенку лицо, тот не кричит и не пытается отстраниться от взрослого или не проявляет другого негативного поведения, которое связано с избавлением от процесса умывания.

Оценка от 2 до 4 баллов свидетельствует о прогрессе — навыки самопомощи становятся более независимыми, происходят с вербальными (а не физическими) подсказками, растет количество попыток самостоятельного приближенного реагирования (например, самостоятельно частично умывается), растет инициатива и ребенок достигает частичного успеха в выполнении задач (например, берет свое пальто без подсказок, пытается надеть его, и иногда у него это получается).

Поставьте 5 баллов, если у ребенка высокая мотивация и инициатива к самостоятельному выполнению некоторых рутинных действий, связанных с навыками самопомощи (например, ребенок хочет вымыть грязные руки), а также происходят приближенные реакции (идет к раковине и включает воду, и др. ) и обобщение (например, он моет руки, если они испачканы краской или глиной, в различных раковинах, в разных классах). Оценка в 4 или 5 баллов свидетельствует о том, что потенциально ребенок способен заботиться о себе в менее ограничивающей среде, и дополнительные ресурсы будут минимальными.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...