Как интерпретировать общие результаты раздела «Оценка вех развития» VB-MAPP
Как интерпретировать общие результаты раздела «Оценка вех развития» VB-MAPP Первым шагом в чтении данных раздела «Оценка вех развития» VB-MAPP является определение общего уровня навыков ребенка. Ребенок, баллы которого преимущественно относятся к уровню 1, нуждается в программе вмешательства, которая будет сильно отличаться от программы, составленной для ребенка с навыками, находящимися на втором или третьем уровне. Многие дети в ходе тестирования могут проявлять свои индивидуальные особенности, специфические слабые и сильные стороны, а также получить баллы в нескольких уровнях одновременно. Тем не менее, ребенка можно определить как такого, чьи баллы преимущественно располагаются на уровне 1, уровне 2 и уровне 3. Поскольку каждый уровень разработан в соответствии с условным приблизительным лингвистическим или психологическим возрастом, определенные навыки, цели и методы обучения могут быть более эффективными в зависимости от конкретного уровня (например, стратегии интенсивного обучения в формате 1: 1 в противовес стратегиям обучения в естественной среде и в групповом формате). Кроме того, некоторые вопросы вызывают больше поводов для беспокойства на определенных уровнях. К примеру, стоит ли использовать дополнительные системы коммуникации для ребенка на уровне 1. Также может возникнуть вопрос о составе и интенсивности программы вмешательства для детей на уровне 2, или специфический акцент академической программы в случае детей, основные навыки которых распределены на третьем уровне. Вторым шагом в интерпретации результатов VB-MAPP является анализ баллов в каждой из релевантных областей навыков, и сравнение уровней развития навыков в каждой из них. Эксперт должен принять во внимание сильные и слабые стороны ребенка. Необходимо определить, существуют ли сильные стороны, с опорой на которые можно вести работу, или слабые стороны, над которыми необходимо поработать дополнительно. Например, если у ребенка с ограниченными речевыми навыками наблюдается сформированный репертуар навыков моторной имитации, однако эхо-навыки слабы, то, возможно, программа обучения языку жестов обеспечит ребенка преимуществом для развития речи.
Третьим шагом является поиск баланса среди всех областей навыков на каждом уровне. «Оценка вех развития» разработана таким образом, чтобы давать возможность быстро считывать профиль посредством поиска общего баланса одного репертуара навыков по отношению к другому. Было приложено много усилий к тому, чтобы определить, например, сколькими реакциями манд, такт и восприятия речи на слух может обладать 2-летний ребенок, и эти среднестатистические данные отражены в «Оценке вех развития». Навыки разбалансированы, если у ребенка наблюдается, к примеру, сотня реакций слушателя, но всего несколько такт-реакций, таким образом, на такт-реакциях в программе должен быть сделан больший акцент с целью привести навыки ребенка в состояние баланса. Образец тестирования VB-MAPP ребенка, чьи баллы преимущественно относятся к первому уровню, представлен на рисунке 8-1. Пример демонстрирует распространенный профиль многих детей младшего возраста с отставанием речевого развития. У Чарли - трехлетнего мальчика — повышенный уровень развития эхо-навыков, отсутствуют реакции манд, такт и поведение слушателя, а его игровые и социальные навыки развиты слабо. Очевидно, что в случае такого уровня навыков ребенка программа вмешательства должна быть начата немедленно. Первоочередное внимание должно быть уделено использованию эхо-репертуара для формирования манд-реакций посредством процедур переноса контроля, описанных Сандбергом и Партингтоном (Sundberg and Partington, 1998). Можно предсказать, что этот ребенок быстро овладеет манд-реакциями в связи с устойчивостью его эхо-репертуара. Однако скорость приобретения навыков в каждом конкретном случае будет зависеть от силы мотивации ребенка и от уровня навыков у его педагога. Например, если ребенку действительно нравится лего, и он может произвести приближенную эхо-реакцию слова «лего», а его педагог обладает опытом в базовых процедурах перевода эхо- реакций в манд, переход к манд-реакциям может занять всего несколько минут (Sundberg, 1980). Как только некоторое количество манд-реакций будет сформировано, должно начаться обучение навыкам такт и поведению слушателя (конечно, каждый конкретный ребенок может осваивать навыки с разной скоростью, и решения в отношении программы должны основываться на анализе, проведенном квалифицированным лицом).
Интерпретация VB-MAPP ребенка, баллы которого относятся к уровню 1 В целом, если баллы ребенка преимущественно относятся к уровню 1, акцент при вмешательстве должен быть сделан на формировании следующих шести основных речевых и связанных с речью навыков: манд, эхо, моторная имитация, поведение слушателя (LD), визуальное восприятие и навыки сопоставления. Игровые и социальные навыки также являются важными и должны быть основным компонентом вмешательства, так же, как и увеличение спонтанных вокализаций. Важно отметить, что существует множество других навыков, в изучении которых у ребенка может возникнуть необходимость, например, развитие мелкой или крупной моторики, навыки самопомощи и использования туалета, и, если это уместно, они должны быть так же включены в общую программу вмешательства. Стиль обучения в случае ребенка, баллы которого относятся к уровню 1, предполагает большое количество блоков обучения с тщательно реализуемым обусловлением (то есть, подсказки, постепенное удаление подсказок, перенос контроля стимула, использование мотивационных операций (МО), дифференциальное усиление и т. п. ) и точной оценкой прогресса. Однако в случае некоторых детей может быть эффективной и более свободная стратегия обучения, такая, как обучение в естественной среде. При этом цели обучения остаются неизменными. В конечном итоге потребуется комбинированное использование этих двух стратегий обучения.
Рисунок 8-1
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|