Резюме. Манд - Уровень 1
Резюме Существует несколько элементов эффективной программы вмешательства для ребенка с аутизмом или другими расстройствами развития. Первым из них является точное оценивание речевых и академических навыков ребенка, а также преград, которые могут препятствовать достижению целей. Как только получены базовые показатели, квалифицированный специалист должен разработать и реализовать программу вмешательства. Необходимо принять решения в отношении множества аспектов данной программы, таких как: повседневное расписание занятий, альтернативная коммуникация, формат и стиль обучения, сбор и измерение данных, оценка прогресса. Персонал нуждается в теоретическом обучении и супервизии, осуществляемой поведенческим аналитиком соответствующей квалификации (или профессионалом, имеющим сходную квалификацию), с целью реализации программы и сохранения ее актуальности и эффективности. И, наконец, необходимо подключать к работе родителей, обучать их и оказывать им постоянную поддержку. Интерпретация баллов первого уровня раздела «Оценка вех развития». Рекомендуемые цели ИПО Изучение результатов оценки по каждой шкале субтеста «Оценка вех развития» и комплексный анализ с баллами субтеста «Оценка преград» могут предоставить конкретные направления для индивидуальной программы вмешательства. Например, если ребенок не владеет реакциями манд и такт, следует особенное внимание уделить формированию начального манд-репертуара, причем к этой работе следует приступить незамедлительно. Обучение такт-реакциям откладывается до тех пор, пока не будет сформировано некоторое количество манд-реакций. Или же, если баллы по шкале такт-реакций достаточно высоки, а поведение слушателя оценивается явно ниже, следует уточнить, какие именно преграды затрудняют формирование этого навыка: нарушения навыка сканирования, сложности в обусловленном различении или ослабление мотивационных переменных требованиями. Вмешательство, направленное на преодоление этих преград в сочетании с формированием конкретных целевых навыков может создать условия для формирования репертуара, который на момент проведения оценки сформирован недостаточно или не сформирован вовсе.
В следующих разделах содержатся общие предложения по построению программы. Каждая веха развития уровня 1 рассматривается отдельно (в том числе, нулевые баллы, если ребенок не получил ни одного балла при оценке вехи развития). Так же мы обсудим, каким образом определенный балл в одной области навыков может быть связан с баллами в других областях навыков, а также с баллами по шкалам субтеста «Оценка преград». Также далее рассматриваются перспективные направления работы и акценты программы вмешательства, при условии того, что ребенок достиг требуемого параметра определенной вехи развития (например, достигнут критерий манд- реакций М-2; «Что дальше? »). Перечень для выбора возможных целей для ИПО приводится после каждого уровня навыков. Как было указано ранее, данные цели являются лишь общими предложениями. В действительности же цели программы каждого ребенка должны быть ограничены количеством от 12 до 18, адаптированы индивидуально и основаны на рекомендациях команды по ИПО данного ребенка.
Манд - Уровень 1
Если ребенку не удалось получить ни одного балла при измерении манд-реакций, в таком случае требуются значительные усилия для формирования этого важного лингвистического навыка. В целом, должны быть определены специфические формы усиления и специфические мотивационные операции (что именно придает ценность этим конкретным объектам). Затем должна быть выбрана целевая форма реакции (вокальные реакции, жесты или картинки) и базовые процедуры переноса, предполагающие подсказки, постепенное удаление подсказок и необходимость реализации дифференциального усиления (например, Hall & Sundberg, 1987; Sundberg & Partington, 1998; Sweeney-Kerwin, Carbone, O’Brien, Zecchin, & Janecky, 2007). За решением использовать альтернативную коммуникацию может стоять множество факторов, и читателю следует обратиться к предыдущему разделу за более подробной информацией по данной теме. У такого ребенка также могут быть высокие баллы по некоторым из показателей преград, например, требования, ослабляющие мотивацию, нарушения руководящего контроля, поведенческие проблемы или в целом слабая мотивация. Часть программы вмешательства также должна быть направлена и на решение этих проблем, но, в общем, программа должна основываться на более точном и подробном индивидуальном анализе навыков ребенка, проводимом квалифицированным специалистом.
Если в репертуаре ребенка есть просьбы, даже если они происходят с жестовыми, эхо-, или имитативными подсказками, это значительный шаг. Основной акцент должен быть сделан на постепенном удалении подсказок, а также на работе по увеличению количества разнообразных манд- реакций. На данном этапе лучше увеличить количество манд-реакций, состоящих из одного слова, чем пытаться включить манд в предложения (например, добавлять «Я хочу»), Кроме того, следует избегать соблазна обучать ребенка общим словам (таким как «еще», «пожалуйста», «мое», «да») и концентрироваться на конкретных словах для обозначения предметов и видов деятельности («молоко», «мячик», «нажми») и словах, которые с большей вероятностью будут часто использоваться в естественной среде ребенка. Ряд дополнительных видов деятельности для данного этапа и следующих этапов можно найти в разделе «Анализ заданий» VB-MAPP для манд-реакций.
Первоначальной целью является полное устранение подсказок, которые уводят в сторону от нужной формы реакции (физические, эхо- и имитативные подсказки), а также интравербальных подсказок (произнесение нужного слова ребенку, который использует язык жестов). Попытка слишком быстро удалить желаемые объекты из поля зрения может привести к нарушению формирования манд-репертуара у некоторых детей. Дальнейший акцент должен быть сделан на (1) обобщении манд-реакций для различных людей, мест, материалов и вербальных подсказок к манд-реакциям, (2) увеличении частоты манд-реакций на ежедневной основе, (3) увеличении количества различных манд-реакций и (4) вызове некоторых манд-реакций без вербальных подсказок типа «Что ты хочешь? ».
Обобщение может возникать быстро в случае одних детей, и медленно в случае других, однако оно является очень важным компонентом лингвистического развития, и, таким образом, одной из вех развития ребенка. Затруднения в обобщении представляют собой распространенную преграду в случае многих детей, и ранние манд-реакции являются хорошим поводом для начала формального тренинга обобщения. Для ребенка, который начинает демонстрировать некоторую степень обобщения, акцент должен быть сделан на (1) увеличении частоты манд-реакций на ежедневной основе, (2) интенсивных попытках добиться спонтанного возникновения манд-реакций, (3) более комплексных типах обобщения и (4) увеличении количества различных манд-реакций.
На данном этапе спонтанными манд-реакциями будут считаться такие реакции, которые возникают без вербальных подсказок со стороны взрослого; тем не менее, желаемый объект может присутствовать в поле зрения. Это мощный тип вербального поведения. Как только в репертуаре ребенка появятся манд-реакции такого типа, их количество с большой долей вероятности будет увеличиваться в связи с усилением, происходящим в момент, когда мотивационные операции обладают наибольшей силой (то есть, ребенок овладевает вербальным поведением, которое дает ему доступ к усилителям, когда они наиболее желанны). Акцент теперь должен быть сделан на увеличении количества разнообразных манд-реакций и одновременно на дальнейшем поощрении спонтанных, обобщенных и частых манд-реакций.
Ребенок, который уже владеет рядом различных обобщенных, спонтанных и частых манд-реакций, должен начать обучаться тому, как просить предметы, отсутствующие в поле зрения. Также важно убедиться в том, что другие навыки, такие как такт и поведение слушателя, развиваются пропорционально навыкам манд (то есть, ребенок должен владеть примерно 10 такт-реакциями и 20 реакциями слушателя). Предлагаемые цели НПО для манд-реакций уровня 1 (выберите только 1 или 2 цели и модифицируйте их, чтобы привести в соответствие с нуждами конкретного ребенка). • Репертуар ребенка будет включать из как минимум 5 различных манд-реакций с вербальными подсказками (например, «Что ты хочешь? », но без физических, эхо- или имитативных подсказок.
• Репертуар ребенка будет включать из как минимум 5 различных манд-реакций с вербальными подсказками (например, «Что ты хочешь? », но без эхо-, имитативных или интравербальных подсказок (для детей, использующих язык жестов). • Ребенок спонтанно обращается с двумя различными просьбами в течение дня. • Ребенок спонтанно обращается в среднем с 10 и более различными просьбами в течение дня (объекты могут присутствовать). • Ребенок спонтанно обращается в совокупности в среднем со 100 и более просьбами в день (объекты могут присутствовать). • Ребенок будет обращаться с просьбой о 25 различных желаемых отсутствующих объектах без подсказок (за исключением вербальных подсказок, таких как «Что тебе нужно? »).
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|