Навыки визуального восприятия и сопоставления с образцом (VP-MTS) - уровень 1
Если при оценке визуального восприятия и сопоставления с образцом не зачтено ни одного балла, следует проверить зрение ребенка. Если его зрение в норме, попробуйте взять предметы, обладающие высокой мотивационной ценностью, и перемещайте их перед глазами у ребенка (в том числе предметы для аутостимуляции, если они доступны в данный момент времени). Дифференциально усиливайте перемещение взгляда за предметами, предоставляя ребенку поощрение, на которое он направляет взгляд.
Как только ребенок начинает отслеживать взглядом перемещающиеся предметы, формированию зрительно-моторной координации могут способствовать процедуры, предполагающие протягивание руки и взятие в руки предметов. Тренинг может проходить более успешно, если используются привлекательные предметы, а взрослые начинают тренинг очень постепенно (например, вначале используют предметы, которые легко брать в руки). В основном подобный тип взаимодействия должен происходить в естественной среде и в игровом формате. Перечень дополнительных видов деятельности для данного этапа и следующих этапов можно найти в разделе «Анализ заданий» VB-MAPP в рубрике «Визуальное восприятие и сопоставление с образцом».
Когда ребенок начинает сосредотачивать внимание на определенном материале на протяжении какого-либо промежутка времени, возникает множество возможностей формирования поведения, связанного с визуальным восприятием. Такой тип внимания может в дальнейшем способствовать развитию навыка такт и поведению слушателя и должен дифференциально усиливаться. Упор на данном этапе должен быть сделан на предметах, манипуляция с которыми приводит к какому-то результату (например, сжать резинового утенка для извлечения звука, сортировать формы в сортер и т. д. ).
На данном этапе ребенок способен манипулировать и сосредотачивать внимание на стимуле, сопоставлять идентичные предметы и вызывать причинно-следственные эффекты в окружающей среде. Акцент на этом этапе должен быть сделан на повышении сложности видов деятельности, связанных с визуальным восприятием. Например, (1) увеличение количества возможностей для применения навыка сопоставления с образцом, (2) расширение набора для сравнения, (3) участие в играх на сопоставление в естественной среде (например, раскладывание ложек в выдвижном ящике для столовых приборов рядом с другими ложками), (4) постепенное введение задач на сопоставление неидентичных предметов (например, собаки различных размеров и цветов). Подобные занятия также способствуют развитию навыков слушателя, а впоследствии и навыков различения по функциям, характеристикам и категориям, поскольку способность рассматривать набор для сравнения является одинаковой для всех трех навыков, однако изучению набора легче всего обучать при помощи заданий на сопоставление с образцом. Предлагаемые цели ИПО для навыков визуального восприятия и сопоставления с образцом уровня 1 (выберите только 1 или 2 цели и модифицируйте их, чтобы привести в соответствие с нуждами конкретного ребенка). • Ребенок будет помещать предметы в контейнеры или в отверстия для форм, соединять кубики или одевать кольца на пирамидку, выполняя в совокупности как минимум 10 различных моторных действий, связанных с визуальным восприятием. • Ребенок будет сопоставлять как минимум 10 идентичных объектов или картинок с соответствующими объектами или картинками в наборе как минимум из 3 предметов. • Ребенок будет складывать как минимум 10 различных пазлов-вкладышей. • Ребенок будет сопоставлять как минимум 100 идентичных объектов или картинок в наборе из хотя бы 10 стимулов, расположенных в случайном порядке. • Ребенок будет сортировать подобные цвета и формы в случае 10 различных цветов и форм.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|