Самостоятельная игра - уровень 1
Если при оценке навыков самостоятельной игры выставлено 0 баллов, необходимо приложить усилия к созданию у ребенка заинтересованности в предметах и действиях. Поскольку «игра» в основном состоит из поведения, которое усиливается автоматически (Vaughan & Michael, 1982), следует сосредоточить усилия на создании такого типа естественного усиления для поведения ребенка. Процедуры вмешательства должны включать парное обусловление и создание мотивационных операций с целью увеличения ценности предметов и действий как формы поощрений, а также дифференциальное усиление успешных реакций, приближенных к игровому поведению. В итоге, уровень искусственного дифференциального усиления должен быть уменьшен, что позволит сформироваться натуральному (автоматическому) усилению поведения.
Как только ребенок начинает проявлять интерес к игре с предметами, необходимо повысить частоту данного поведения. Наиболее интересными для ребенка могут оказаться игрушки, издающие какой-либо шум, обладающие специфической текстурой, имеющие яркие цвета, уникальные запахи или двигающиеся. Когда возникает «игровое» поведение, взрослые должны его усиливать (предоставлять внимание, улыбки, похвалу). Также необходимо начать работу над тем, чтобы определенные действия становились поощряющими, используя парное обусловление и создание мотивации (например, когда педагоги качают ребенка в одеяле). Перечень дополнительных видов деятельности для данного этапа и следующих этапов можно найти в разделе «Анализ заданий» VB-MAPP в рубрике «Самостоятельная игра».
Когда навыки игры достигают оценки в 2 балла, наблюдатель может отметить, что некоторые виды игрового поведения ребенка усиливаются естественно возникающими последствиями. Акцент на данном этапе должен был сделан на увеличении частоты таких видов поведения посредством обогащения среды ребенка оборудованием для игр, включением ребенка в игровые занятия, а также путем предоставления поощрений для подобной деятельности. Кроме того, ребенку необходимо предоставлять множество возможностей для получения опыта взаимодействия с игрушками, которые производят какие-либо эффекты (например, выпрыгивающие игрушки, музыкальные книги, музыкальные дудки).
Если навыки игры оценены в 3 балла, ребенок проявляет устойчивый интерес к игре с предметами, и данное поведение усиливается автоматически. Игровые формы поведения являются идеальными для формирования ряда важных компонентов дальнейшего обучения, таких как навыки мелкой моторики, навыки визуального восприятия, творчество, разнообразие поощрений и установление контроля стимулов (например, определенную выпрыгивающую игрушку необходимо повернуть для взаимодействия с ней, и в итоге эта игрушка побуждает специфическое движение проворачивания). Опять-таки, важно часто предоставлять возможности для возникновения данного поведения. Взрослый должен вводить новые предметы для того, чтобы поддерживать интерес, сочетать их в паре с поощрениями, уделять внимание ребенку и хвалить.
Движение является важной формой игры для детей. Большинство ранних социальных игр (которые обсуждались в разделе «Социальные навыки» в VB-MAPP) предполагают подвижность. Интерес к самостоятельной двигательной активности может способствовать участию в социальных играх и обращению с просьбой о подвижной деятельности. Например, если ребенок любит кататься на карусели, ему будет легче играть с другим ребенком, который также любит кататься на карусели. На данном этапе новизна и вариативность могут поддерживать развлекательный эффект игрового поведения (автоматическое усиление). Ребенку необходимо предоставлять множество возможностей сталкиваться с событиями причинно- следственной связи, например, выпрыгивающие из коробок игрушки, выходящий из шарика воздух, скатывающийся с уклона мяч или насыпаемый в мельницу песок. Также нередко типично развивающиеся дети на данном возрастном этапе развития играют с игрушками всего несколько секунд или минут, а затем переключаются на другие игрушки. Если что-либо для ребенка перестает быть веселым, это перестает быть для него «игрой».
Если при оценке навыков игры выставлено 5 баллов, ребенка стоит обучать в игровой форме. Акцент в игровой деятельности теперь должен быть сделан на повышении сложности игры и увеличении количества времени игры с определенной игрушкой или времени занятия определенной деятельностью. На данном этапе ребенка могут заинтересовать игрушки, состоящие из нескольких частей и требующие сборки. Этот тип игры может развить такие навыки, как изучение временных связей и предсказание последующих событий.
Предлагаемые цели НПО для навыков самостоятельной игры уровня 1 (выберите только 1 или 2 цели и модифицируйте их, чтобы привести в соответствие с нуждами конкретного ребенка). • Ребенок спонтанно принимает участие в игре, основанной на причинно-следственной связи (например, выкладывание предметов из контейнеров, вытаскивание предметов из шкафов, нажатие на кнопки для извлечения звуков, конструирование из кубиков и разрушение конструкций, игры с игрушками на веревочках и т. п. ), в течение 2 минут. • Ребенок спонтанно использует игрушки и предметы в соответствии с их функцией (например, он смотрит на страницы в книге и переворачивает их, держит телефон возле уха, укачивает куклу, расчесывает волосы расческой и т. п. ), как минимум 10 раз в день. • Ребенок спонтанно принимает участие в подвижной игре (например, катается на трехколесном велосипеде, играет в мяч, катает вагончики, бегает, прыгает, лазает по игровым конструкциям, скользит, катается на качелях и т. п. ), 10 раз в день. • Ребенок спонтанно участвует в предметно-манипулятивной игре, играет в песочнице, в игры с крупой, использует ведро и лопатку, игрушки или пазлы, как минимум на протяжении 5 минут.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|