Поведение слушателя - уровень 1
Если при оценке навыков по шкале поведения слушателя не выставлено ни одного балла, значит обучение поведению слушателя должно стать частью текущей программы вмешательства ребенка. Стратегия вмешательства в случае ребенка, который не реагирует на речь, должна включать в себя процедуры, которые превратят звуки речи в усиливающие последствия (Sundberg & Partington, 1998) и определенные стимулы (SD). Например, сочетание в паре слов и поощрений может повысить мотивационную значимость слов и передать им функцию усиливающих последствий. Дифференциальное усиление реакций на звуки речи может превратить их в SD для установления глазного контакта и концентрации внимания на других людях.
Как только ребенок начинает реагировать на звуки речи, следующей задачей становится получение различных реакций под контролем различных звуков. Это, конечно же, является основной деятельностью в ходе стандартного тренинга поведения слушателя (LD) (также определяемого как различение стимулов). Акцент в таком случае сделать на том, чтобы просто добиться от ребенка реакции на свое имя или на имя любимого им человека, домашнего животного или мультипликационного персонажа (например, «Это Энгри Берд! »). Перечень дополнительных видов деятельности для развития навыков слушателя можно найти в разделе «Анализ заданий» VB-MAPP в рубрике «Поведение слушателя».
В случае ребенка, который реагирует на свое имя и, возможно, на некоторое количество других вербальных стимулов, внимание должно быть сосредоточено на увеличении количества реакций различения стимулов, которые входят в репертуар ребенка. Процедуры, которые формируют реакции на любимые ребенком объекты, должны стать акцентом программы вмешательства на данном этапе. Такой ребенок также может быть готов к интенсивному тренингу слушателя, который может начаться с работы над различением стимулов, предполагающим только 2 стимула в наборе (например, реакция на вопрос «Где печенье Барни? », когда ребенку показывают печенье и кошку).
Достижение этой вехи развития означает, что ребенок начал дифференциально реагировать на вербальный стимул, что выражается в различении им определенных предметов во время тестирования. Акцент должен быть сделан на: (1) увеличении количества предметов, которые ребенок способен идентифицировать в качестве слушателя, (2) начале обобщения реакций для различных людей, условий окружающей среды, материалов и т. п., (3) начале работы над выполнением специфических моторных действий по команде, (4) увеличении количества предметов в наборе визуальных стимулов.
Такой балл предполагает, что тренинг слушателя должен стать существенным компонентом ежедневной программы вмешательства ребенка в сочетании с тренировкой навыков манд, такт и навыков социального взаимодействия. Очевидно, что другие навыки также являются важными, но они имеют не настолько решающее значение, какое данные четыре навыка имеют для ребенка, баллы которого приближаются к вершине уровня 1. На данном этапе программы вмешательства акцент должен быть сделан на: (1) увеличении количества предметов, которые ребенок способен идентифицировать как слушатель, (2) увеличении количества предметов в наборе визуальных стимулов - более широкое использование картинок и использование иллюстрированных книг, (3) усилении попыток обобщить реакции для различных материалов, (4) повышении интенсивности обучения выполнению действий, (5) увеличении объема тренинга поведения слушателя в естественной среде и в контексте социальных игр и социального взаимодействия.
Среднестатистический типично развивающийся ребенок в возрасте 18 месяцев владеет хорошо сформированным репертуаром слушателя. Он различает десятки слов и ежедневно обучается реагировать на новые слова. Он уяснил, что слова связаны с физическими объектами и действиями в его окружающей среде. Ребенку необходима интенсивная работа по дальнейшему развитию навыков слушателя. Упор делается на продолжении развития описанных выше реакций (вехи развития с 1 по 4), а также на обучении ребенка определять некоторые части тела и на обучение навыкам слушателя в более естественной и социальной среде. Предлагаемые цели ИПО для поведения слушателя уровня 1 (выберите только 1 или 2 цели и модифицируйте их, чтобы привести в соответствие с нуждами конкретного ребенка) · Ребенок будет смотреть или указывать, как минимум, на 10 членов семьи, домашних питомцев или поощрений, когда их называет взрослый. · Ребенок будет делать как минимум 4 моторных действия по инструкции. · Ребенок будет реагировать на такие вербальные замечания, как «нет», «горячо» или «стой» в среднем 2 раза в день. · Ребенок будет выбирать, указывать или избирательно направлять взгляд в совокупности на как минимум 25 предметов, картинок, людей или частей тела, когда их называет взрослый. Ребенок будет различать как минимум 50 объектов в наборе, состоящем хотя бы из 8 расположенных в случайном порядке стимулов, в котором содержится как минимум 3 подобных стимула.
· Ребенок будет выполнять как минимум 20 конкретных действий по требованию. · Ребенок будет выполнять как минимум 100 двухкомпонентных действий в формате существительное-глагол (или глагол-существительное) по инструкции.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|